Новая школа науки управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание

Разработанная Абрахамом Маслоу теория человеческой мотивации может быть приложена почти к любой стороне жизни индивида и общества. По мнению Маслоу, хорошая теория мотивации обязательно должна включать нижеследующие положения.
Индивид представляет собой цельное, организованное целое. Мотивирован весь человек, а не его часть. Когда человек голоден, он весь голоден: он хочет есть, а не только его желудок.
Большинство желаний и побуждений индивида взаимосвязаны. Это может быть не так для некоторых из более фундаментальных потребностей, таких, как голод, но это определенно так для более сложных потребностей, таких, как любовь.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 19.57 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     Разработанная Абрахамом Маслоу теория человеческой мотивации может быть приложена почти к любой стороне жизни индивида и общества. По мнению Маслоу, хорошая теория мотивации обязательно должна включать нижеследующие положения.

     Индивид представляет собой цельное, организованное целое. Мотивирован весь человек, а  не его часть. Когда человек голоден, он весь голоден: он хочет есть, а не только его желудок.

     Большинство желаний и побуждений индивида взаимосвязаны. Это может быть не так для некоторых из более фундаментальных потребностей, таких, как голод, но это определенно так для более сложных потребностей, таких, как любовь.

     Большинство предшествующих исследований исходило из того, что потребности можно  выделять и изучать по отдельности, в терминах средств и целей. Более  полное понимание мотивации требует  внимания скорее к фундаментальным  целям, чем к средствам их достижения. Когда исследование осуществляется на широкой межкультурной основе, выясняется, что цели гораздо более  универсальны, чем различные способы, избираемые для их достижения. В  то время, как такие способы весьма различны у разных рас и культур, конечные цели представляются тождественными [3, c.44].

     Мотивация людей исходит из ряда базовых  потребностей, свойственных человеку как биологическому виду, практически  неизменных и генетических, или инстинктивных, по происхождению. Это своеобразное фундаментальное положение характеризует  теоретическую позицию Маслоу. Потребности, согласно Маслоу, носят не чисто физиологический, но также и психологический характер. Они образуют подлинную внутреннюю природу каждого представителя вида "человек", но они слабы, легко искажаются и подавляются неправильным научением, привычками или традициями. Это, указывает Маслоу, "внутренние составляющие человеческой природы, которые культура только подавляет, но не может убить". Такая точка зрения, несомненно, бросает вызов древнему и устойчивому убеждению, разделяемому многими, о том, что инстинкты сильны, неизменяемы и плохи. Маслоу предполагает противоположное: потребности легко игнорируются или подавляются, но они "не плохи, а нейтральны или хороши" [7, c.56].

     Тема  данной работы является актуальной, так  как теория потребностей А. Маслоу является основополагающей теорией с области человеческих потребностей и ее изучение, на мой взгляд, необходимо, не только с точки зрения психологии, менеджмента и других наук, но и для общего развития.

     Итак, целью данной работы является изучение теории потребностей А. Маслоу и их представление в виде пирамиды.

     В соответствии с данной целью, ставим перед собой следующие задачи:

     - дать общее понятие человеческих  потребностей;

     - изучить иерархию потребностей  по Маслоу;

     - рассмотреть предпосылки удовлетворения  потребностей.

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ  ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

     Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности  в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может  почувствовать. Содержательные теории мотивации представляют попытки  классифицировать эти общечеловеческие потребности по определенным категориям. До сих пор нет ни одной всеми принятой классификации и идентификации определенных потребностей. Однако большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные и вторичные [2].

     Первичные потребности являются по своей природе  физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребность  в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности.

     Вторичные потребности по природе своей  психологические. Например, потребности  в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо [3, c.50].

     Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с  опытом. Поскольку люди имеют различный  приобретенный опыт, вторичные потребности  людей различаются в большей  степени, чем первичные.

     Потребности невозможно непосредственно наблюдать  или измерять. Об их существовании  за людьми, определили, что потребности  служат мотивом к действию.

     Когда потребность ощущается человеком, она побуждает в нем состояние  устремленности. Побуждение – это  ощущение недостатка в чем-либо, имеющее  определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности  и сконцентрировано на достижении цели. Цели, в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности.

     Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается  удовлетворенной, часто удовлетворенной  или неудовлетворенной. Например, если вы ощущаете потребность в сложной  работе, это может побудить вас  попытаться достичь цели в виде получения  места, обеспечивающего ее. Получив  такое место, вы можете обнаружить, что работа там на самом деле не такая сложная, как вы предполагали. Это может заставить работать с меньшим усердием или искать другое место, на котором ваша потребность  будет удовлетворена [3, c.55].

     Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение  человека в данных обстоятельствах  в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них  с удовлетворением потребности  и избегать такого, которое ассоциируется  с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата.

     Если  вы видите, что, поставив перед собой  какую-то задачу, вы удовлетворяете свою потребность в содержательной работе, вы будете стремиться и в будущем  искать аналогичные задачи.

2. ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  ПО МАСЛОУ

     Согласно  Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям:

     1. Ее отсутствие ведет к заболеванию.

     2. Ее наличие предотвращает заболевание.

     3. Ее восстановление излечивает  заболевание.

     4. В определенных, весьма сложных,  ситуациях свободного выбора  субъект предпочитает удовлетворение  именно данной потребности.

     5. У здорового человека она может  быть пассивна, функционировать  на низком уровне или функционально  отсутствовать [5, c.29].

2.1. Физиологические  потребности

     Самые базовые, самые мощные, самые обязательные из всех человеческих потребностей те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Субъект, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Маслоу пишет:

     "Для  человека, который сильно и опасно  голоден, не существует других  интересов, кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены его чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет... О таком человеке действительно можно сказать, но он жив хлебом единым" [5, c.32].

     Маслоу говорит, что было бы возможно, хотя, вряд ли особенно полезно, составить длинный список физиологических потребностей: длина его зависит от того, насколько конкретным его хотели бы сделать. Можно было бы, например, показать, что в число влияющих на поведение

Информация о работе Новая школа науки управления