Конституционный статус Правительства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание

Основными целями исследования являются:
1) комплексное изучение проблем правового, теоретического и практического характера Правительства РФ;
2) обобщение достижений предыдущего научного опыта исследования рассматриваемой проблемы;
3) изучение и анализ нормативно-правовых актов и научной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1. Правовой статус Правительства РФ……………………6
2. Состав и порядок формирования Правительства РФ…12
3. Полномочия Правительства РФ………………………...18
3.1 Общие полномочия………………………………...20
3.2 Отраслевые полномочия…………………………...21
4. Организация деятельности Правительства РФ………...24
5. Отставка Правительства РФ……………………………..29
Заключение………………………………………………………32
Список нормативно-правовых актов и литературы…………..35

Работа состоит из  1 файл

(ап)Конституционный статус Правительства РФ.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

План

Введение…………………………………………………………3

  1. Правовой статус Правительства РФ……………………6
  2. Состав и порядок формирования Правительства РФ…12
  3. Полномочия Правительства РФ………………………...18
  4. Общие полномочия………………………………...20
  5. Отраслевые полномочия…………………………...21
  6. Организация деятельности Правительства РФ………...24
  7. Отставка Правительства РФ……………………………..29

Заключение………………………………………………………32

Список нормативно-правовых актов и литературы…………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данной курсовой работе рассмотрена тема “Правительство РФ”. Моя работа преследует цель рассмотреть институт правительства в Российской Федерации.

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние  государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Однозначного понимания  системы исполнительной власти в  практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года. В связи с этим, многие вопросы конституционного права стоят наиболее остро.

Актуальность и значение темы доказываются особым значением  этого института в современном конституционном праве, обусловленном большой гибкостью и широтой сферы его применения.

Методологическую основу исследования составляют различные  общенаучные и частные методы познания: диалектический, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов, метод системного подхода, анализ и синтез. Предмет исследования составляют нормы законодательства, регулирующие деятельность Правительства РФ - прежде всего Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

 В курсовой работе использован широкий круг литературных источников по вопросу Правительства РФ как высшего органа государственной власти. В юридической специальной литературе данной теме уделено достаточно много внимания.

А конкретно структура  и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного, процветающего государства и для функционирования развитого, гражданского общества.

Основными целями исследования являются:  

1) комплексное изучение проблем правового, теоретического и практического характера Правительства РФ; 

2) обобщение достижений предыдущего научного опыта исследования рассматриваемой проблемы;  

3) изучение и анализ  нормативно-правовых актов и научной  литературы.

Для достижения указанных  целей в процессе исследования ставилась задача глубоко и всесторонне изучить труды ученых, занимавшихся исследованием вопросов, связанных с деятельностью Правительства РФ.

Первоочередная задача – определить правовой статус Правительства  Российской Федерации. Прежде всего  здесь следует сделать акцент на том, что Правительство возглавляет  систему органов исполнительной власти и является коллегиальным  органом. Также здесь необходимо дать характеристику Правительства Российской Федерации по Конституции Российской Федерации как основному закону страны, обладающему высшей юридической силой.

Также в курсовой работе требуется охарактеризовать порядок  назначения Председателя Правительства Российской Федерации. Это необходимо, так как Председатель Правительства является ключевой фигурой в данном исполнительном органе: он организует деятельность Правительства, распределяет обязанности между его членами, утверждает принятые Правительством решения.

Не менее важным является рассмотрение состава Правительства  Российской Федерации. Тут следует  отметить новшество Конституции  Российской Федерации 1993г., в соответствии с которой в состав Правительства Российской Федерации помимо Председателя и его заместителей входят только федеральные министры, а в соответствии с Указом Президента России от 30 сентября 1992г. «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» в состав Совета Министров - Правительства Российской Федерации входили также председатели государственных комитетов РФ.

На дальнейшем этапе курсовой работы следует особенно подробно остановиться на изучении задач Правительства Российской Федерации. Для начала – рассмотреть компетенцию и круг полномочий Правительства Российской Федерации, определённых Конституцией РФ. И самое главное - необходимо определить задачи Правительства Российской Федерации на современном этапе. Важность заключается в том, что на основе современных задач можно найти наиболее эффективную модель Правительства, актуального на данном этапе развития Российского государства.

Следующая задача – изучение организации деятельности Правительства Российской Федерации. Для реализации данной задачи нам необходимо опираться на Регламент Правительства Российской Федерации, который детально регулирует вопрос обозначенной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовой статус Правительства РФ.

 

В связи с тем, что  вместо термина «государственного  управления» стал употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей». Для исполнительной власти характерны следующие признаки:1

  1. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной власти  в сферу исполнительной власти и наоборот.
  2. Исполнительная власть самостоятельна только к функционально – компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).
  3. Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.
  4. Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации2. Таковы четко определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти.
  5. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации.
  6. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий. 3
  7. Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно но, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения.4 Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.
  8. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

Система федеральных  органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агенств, федеральных надзоров России.5

Конституция РФ 1993 г. Знаменует собой качественно новый этап и подход в регулировании всей системы исполнительной власти  и органов, осуществляющих данную ветвь единой государственной власти.

С принятием Конституции 1993 г. Значительно расширился круг органов  государственной власти в РФ. К ним теперь относятся представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти.6 До принятия новой Конституции РФ к числу органов государственной власти относились только Советы народных депутатов.7 Такой подход понятен и объясним, если учесть, что вся концепция советского народовластия строилась на искусственной и утопичной в своей первоначальной основе «концепции» о Советах. Якобы соединяющих и воплощающих в себе полновластие, законодательную и исполнительную власть, а также контрольные функции.

Отнесение органов исполнительной власти к числу органов государственной  власти обуславливает еще один вывод: органы исполнительной власти как разновидность  органов государственной власти участвуют в осуществлении власти народа (народовластия) в России.8

По сравнению с Конституцией 1978г., многое существенно уточнено и  поставлено на свое место в соответствии с доктриной разделения властей, местом и принципиально новым  положением и ролью Президента РФ по конституции 1993г.

В связи с вышеназванной  проблемой выделим следующее. По Конституции 1978г. Президент РФ являлся  высшим должностным лицом РФ и  главой исполнительной власти. По Конституции 1993г. статус Президента РФ серьезнейшим образом изменился. Исчезли формулировки о нем как о высшем должностном лицеи, что особенно важно, как о главе исполнительной власти.

Последовательное проведение в Конституции 1993г. принципа разделения властей обусловило качественно  новое по сравнению с Конституцией 1978г. решение вопроса о соотношении Правительства и исполнительной власти Российской Федерации. Если по Конституции 1978г. Совет Министров – Правительство только орган исполнительной власти, то по Конституции 1993г. исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.9

При общей характеристике Правительства РФ как органа, осуществляющего  исполнительную власть Российской Федерации, необходимо выделить главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его среди других органов в системе исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации – федеральный орган  исполнительной власти.10 Из ч.1 ст.110 Конституции и Указа Президента РФ от10.01.94г. №66 «О структуре органов исполнительной власти» можно сделать вывод, что Правительство РФ призвано возглавлять систему органов исполнительной власти (хотя в Конституции не используется такое понятие), а также обеспечить их согласованную деятельность

Правительство - это коллегиальный  орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами.

Коллегиальные органы –  это организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит  приоритет в принятии решений  по всем вопросам компетенции данных органов.11

 Правовой статус  Правительства РФ определяется  Конституцией РФ и Федеральным  конституционным законом "О  Правительстве Российской Федерации" 1997 г. №2 - ФКЗ. Правительство Российской Федерации осуществляет контроль деятельности всех органов власти, за исключением тех, контроль деятельности которых осуществляет Президент РФ. Руководство Правительства распространяется на федеральные органы, действующие в экономической и социально-культурной сферах, руководство Президента - на федеральные ведомства, управляющие главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство. Согласно Закону о Правительстве РФ ( с изменениями 2004 г.) в отношении министерств и ведомств, подчинённых непосредственно Президенту РФ, Правительство РФ осуществляет только координирующую деятельность в соответствии с распоряжениями Президента РФ.

По мнению Комковой Г.Н  – «Президент РФ, будучи главой государства, одновременно является фактическим главой всей федеральной исполнительной власти». В данном качестве он действует в рамках и на основании Конституции РФ и осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через федеральные и иные органы исполнительной власти.12.

Президент РФ не является главой Правительства РФ, но вправе председательствовать на его заседаниях, осуществлять контроль за его действиями и решениями, в том числе за выполнением своих указов. Он назначает (с согласия Государственной думы) Председателя Правительства РФ, назначает (по предложению Председателя Правительства РФ) и освобождает от должности министров - членов Правительства. Таким образом, состав Правительства РФ не может быть определен без решающего участия Президента РФ.

Информация о работе Конституционный статус Правительства РФ