Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание

Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правительство российской федерации – высший
исполнительный орган государственной власти 4
1. 1. Состав и порядок формирования Правительства
Российской Федерации 5
1. 2. Полномочия Правительства Российской Федерации 9
2. Организация деятельности правительства
Росиийской Федерации 19
3. Акты правительства российской федерации 24
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Конституционно-правовой статус правительства РФ.doc

— 801.00 Кб (Скачать документ)

В социальной сфере Правительство  обеспечивает проведение единой государственной  социальной политики, реализацию конституционных  прав граждан в области социального  обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в стране; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования Правительство разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, приоритетных направлений прикладной науки, имеющих общегосударственное значение; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает сферу бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение объектов культурного наследия общегосударственного значения и культурного наследия народов России.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство  обеспечивает проведение единой государственной  политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы страны; координирует деятельность по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В сфере обороны и государственной  безопасности Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны и  государственной безопасности страны; организует оснащение вооружением  и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и военных формирований Российской Федерации; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране Государственной границы; руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство  осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками этих договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества6.

Правительству РФ принадлежит  право законодательной инициативы7. Законодательную инициативу Правительство осуществляет путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Законопроекты, подготовленные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по решению Правительства. Формы участия Правительства в законодательной деятельности, а также порядок подготовки и внесения Правительством в Государственную Думу проектов законов определяются Временным положением о законопроектной деятельности Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г.

Правительство вправе направлять в Совет Федерации и Государственную Думу свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации.

Правительство, согласно Конституции  РФ (ст. 104), дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства на рассматриваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются им письмами Правительства.

Члены Правительства вправе присутствовать на заседаниях палат  Федерального Собрания, комитетов и  комиссий и быть выслушанными.

Для представления в палатах  Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается официальный представитель Правительства. Для защиты позиции Правительства по заключениям, предлагаемым им поправкам к официальным отзывам поручением Председателя Правительства или его заместителя может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении соответствующих законопроектов и должны быть выслушаны.

В случае постановки депутатами Государственной Думы и членами Федерального Собрания вопросов, касающихся деятельности Правительства, Председателя Правительства, его заместителей или федеральных министров, члены Правительства имеют право получить необходимые разъяснения о причинах постановки таких вопросов.

Правительство РФ в пределах своей компетенции обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной  исполнительной власти на территории Российской Федерации, сочетание интересов  Федерации и субъектов Российской Федерации в системе исполнительной власти.

Правительство РФ руководит  работой министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти и  контролирует их деятельность. Согласно Указу Президента РФ "О структуре  федеральных органов исполнительной власти"8, в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства); государственные комитеты Российской Федерации; федеральные комиссии России; федеральные службы России; российские агентства; федеральные надзоры России; иные федеральные органы исполнительной власти.

Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, который проводит государственную  политику и осуществляет управление в установленной сфере деятельности, а также координирует в случаях, определенных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром).

Государственный комитет  Российской Федерации, федеральная  комиссия России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную комиссию России возглавляют соответственно председатель государственного комитета, председатель федеральной комиссии.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный  надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.

Создание федеральных  органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ9.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента РФ координирует деятельность федеральных органов  исполнительной власти, деятельностью  которых руководит Президент  РФ.

Положения о  федеральных органах исполнительной власти, кроме подведомственных Президенту РФ, утверждаются Правительством.

Предельная  численность и фонд оплаты труда  работников центрального аппарата и  территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.

Федеральный министр  назначается на должность и освобождается  от должности Президентом РФ по предложению  Председателя Правительства.

Заместители федеральных  министров, руководители федеральных  органов исполнительной власти, не являющиеся федеральными министрами, и их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Правительство РФ может создавать для осуществления  своих полномочий свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство РФ вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве  РФ.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов  исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство РФ в пределах своих полномочий и  для обеспечения сочетания интересов  Российской Федерации и ее субъектов  по предметам совместного ведения  в сфере исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке предложения субъектов Российской Федерации по предметам ведения Федерации и по предметам их совместного ведения и сообщает им о результатах рассмотрения внесенных предложений. Правительство РФ направляет субъектам Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения. При принятии соответствующих решений Правительством предложения субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению.

Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, способствует их взаимодействию. Правительство РФ в пределах своей компетенции разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным  законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации