История развития связей с общественностью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:14, контрольная работа

Описание

Первыми внешними проявлениями демократизации государственного управления на территории бывшего СССР стало введение должности пресс-секретаря (создание пресс-службы) у первых лиц: Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, у первых секретарей обкомов КПСС. Хотя их обязанности сводились в основном к написанию текстов речей и статей лидеров, организации встреч с прессой, заслуживаем внимания само стремление руководителей советского периода к открытости. «Перестройка», «гласность» - эти слова становятся символами преобразований в стране, они даже не требуют перевода при общении с иностранцами. В определенном смысле это была PR-кампания, проходившая почти стихийно, без четкого управляющего начала. Она позволила всему миру по-новому взглянуть на Россию.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по адм 2 вопрос.docx

— 30.73 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

    Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра государственного и муниципального управления 
 

 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине : УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     История развития связей с  общественностью  в России

     Первыми внешними проявлениями демократизации государственного управления на территории бывшего СССР стало введение должности  пресс-секретаря (создание пресс-службы) у первых лиц: Генерального секретаря  ЦК КПСС М.С. Горбачева, у первых секретарей обкомов КПСС. Хотя их обязанности  сводились в основном к написанию  текстов речей и статей лидеров, организации встреч с прессой, заслуживаем  внимания само стремление руководителей  советского периода к открытости. «Перестройка», «гласность» - эти слова  становятся символами преобразований в стране, они даже не требуют  перевода при общении с иностранцами. В определенном смысле это была PR-кампания, проходившая почти стихийно, без четкого управляющего начала. Она позволила всему миру по-новому взглянуть на Россию.

     В конце 80-х годов ХХ века в Москве открываются отделения международных  PR-агентств. В 1989 году создаются отечественные агентства «Николо М», «Имидж-Контакт», «Миссия Л», чуть позже – «Имиджленд паблик рилейшнз», Международный пресс-клуб, которые начинают оказывать простейшие PR-услуги. Едва ли стоит считать этот период (80-е годы ХХ столетия) первым этапом развития общественных отношений как профессии. Потому что социально-экономические основы для развития PR в России появляются лишь после 1991 года.  

     1991 – 1994 годы –  период начального  формирования PR-рынка.

     Важной  вехой является создание Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) – 3 июля 1991 года. Учредителями РАСО как общественной некоммерческой организации  выступили Союз журналистов России, Московский государственный университет  международных отношений (МГИМО), Национальная рекламная ассоциация.

     В историю российских PR вошло имя А.Ю. Борисова, профессора МГИМО, в 1990-е годы являвшегося деканом факультета международной информации. Он был инициатором создания РАСО и много лет избирался ее президентом. А.Ю. Борисов добился открытия специальности «связи с общественностью» в МГИМО. С 1996 года ежегодно РАСО проводит международные научно-практические конференции – Дни PR. А.Ю. Борисов благодаря профессиональному опыту привлекает для участия в этих конференциях крупнейших зарубежных специалистов по PR с мировыми именами. Дни PR, проводимы РАСО, становятся центром общения и взаимовлияния российских и зарубежных специалистов.

     Первый  период развития PR в России характерен тем, что начинает формироваться рынок PR-услуг. Появляются десятки отечественных PR-фирм (правда, пока только в столицах – регионы значительно медленнее осваивают новую сферу). Кроме того, закладываются основы системы       PR-образования, государственного и частного. Коммерческие курсы, семинары охотно посещает тот, кто уже занялся общественными отношениями. Практикам важно подкрепить свой опыт системой знаний. Отдельные государственные вузы вслед за МГИМО начинают подготовку специалистов по связям с общественностью. Специальность «паблик рилейшнз» получила квалификационный номер, подготовка по этой специальности лицензируется Министерством высшего и профессионального образования.  

     1994 – 2002 годы –  период формирования  развитой отрасли.

     Общественные  отношения как сфера деятельности носят прикладной, зависимый от ситуации в обществе характер. Поэтому можно  сказать, что после 1994 года были созданы  более благоприятные условия  для формирования PR-отрасли.

     В 1995 году появляются Федеральные законы «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке  освещения деятельности органов  государственной власти в государственных  средствах массовой информации», «Об  общественных объединениях». Косвенно эти законы регулируют деятельность по управлению общественными отношениями, так как касаются публичной информационной среды.

     Рынок PR-услуг в середине 90-х годов стремительно развивается. Например, в 1993 году в Санкт-Петербурге и Ленинградской области насчитывалось около 400 фирм, предлагающих PR-услуги, а в 1997 году их было уже более 1000.

     В 1997 году учреждена национальная премия в области связей с общественностью  – «Серебряный лучник». Среди  учредителей – Торгово-промышленная палата РФ, Союз журналистов России, РАСО. Вручение национальной премии «Серебряный  лучник» по нескольким номинациям производится ежегодно и становится заметным событием в общественно-политической жизни  и в деятельности профессионального  сообщества.

     Учреждаются региональные премии в области связей с общественностью: Проба (Санкт-Петербург), «Белое крыло» (Екатеринбург). Активно вовлекается в творческое состязание молодежь: приобретает популярность общероссийский конкурс «Хрустальный апельсин» - на лучшие студенческие проекты в области связей с общественностью.

     За 90-е годы ХХ века сформировалась система  профессиональной подготовки. Первой ступенью является краткосрочная подготовка               для лиц, занятых в сфере рекламы и PR, второй – преподавание PR в рамках других специальностей, третьей – обучение по специальности – «связи с общественностью». К концу 1990-х годов уже более 60 вузов страны получили лицензии на подготовку PR-специалистов. Основной базой стали факультеты и отделения журналистики. Характерно, что вскоре стали готовить PR-мэнов и гуманитарные кафедры технических вузов, а также негосударственные вузы.

     Развитость  отрасли в определенной степени  характеризует наличие периодических  профессиональных изданий. К концу 2002 года российские PR-специалисты имели неплохой выбор таких изданий. Это ежемесячные журналы «Советник», «СО-общение», «PR в России». А также журнал «PR-диалог», объявленный как ежемесячник, но выходивший нерегулярно.

     На  первом этапе развития PR россияне осваивали новую сферу деятельности по переводным источникам, преимущественно американских и британских авторов. Значительную роль сыграл учебник С. Блэка «Паблик рилейшнз. Что это такое?», изданный в 1990 году. Позднее, на втором этапе, появляются труды российских авторов-исследователей в области общественных отношений. Самые известные и востребованные авторы: Е. Блажнов, А. Чумиков, М. Шишкина, И. Викентьев, И. Яковлев, Т. Лебедева, А. Зверинцев, И. Алешина. Среди русскоязычных авторов, чьи труды являются адаптированными к условиям СНГ переводами американских классиков, особую известность приобрели Г. Почепцов и В. Королько.

     Участие в международных ассоциациях  – важный фактор развития отрасли. С 1997 года Россия является полноправным членом Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP). Представителем РАСО в CERP и членом исполкома CERP избирается президент РАСО С.Д. Беленков (2001 год). Вице-президент РАСО, руководитель консалтинговой группы «Имидж-Контакт», профессор А.П. Ситников является представителем России в Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA). РАСО сотрудничает с рядом национальных ассоциаций США, Великобритании, Болгарии, Венгрии, Украины, Белоруссии и др.

     РАСО  ведет большую работу по установлению принципов профессионального поведения  в области общественных отношений  в России. Была разработана и принята  Декларация профессиональных и этических  принципов 1994 года, а также Хартия «Политические консультанты за честные  выборы» (1999 год). К осени 1999 года РАСО завершила разработку национального  Кодекса профессиональных и этических  принципов в области связей с  общественностью, который был принят исполнительным советом РАСО 26 сентября 2001 года.

     В мае 2000 года по инициативе РАСО создается  Общественный комитет по профессиональной сертификации в области связей с  общественностью. В него вошли авторитетные и признанные PR-специалисты. Ими разработан Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью, а также система критериев, по которым определяется уровень подготовки претендентов на сертификат. Общественных комитет по профессиональной сертификации активно работает.

     В 2001 году РАСО выступила с инициативой  о включении профессии «связи с общественностью» в официальный  реестр Министерства труда и социального  развития РФ. Разработаны основополагающие квалификационные характеристики PR-специалиста. Документы рассмотрены Министерством труда и социального развития, профессия «связи с общественностью» получила официальный статус.

     В 2001 году активизировались деловые контакты РАСО с Центральной избирательной  комиссией РФ. По обращению Центризбиркома РАСО организовала предварительную  экспертизу проектов федеральных законов  по проблемам выборов. Проводились  также совместные мероприятия в  целях повышения социальной ответственности  политконсультантов и содействия формированию электоральной культуры.  

     2003 год 

     28 июля 2003 года Министром труда  и социального развития РФ  было подписано постановление  о внесении квалификационных  характеристик специалистов по  связям с общественностью в  ОКПДТР (Общероссийский классификатор  профессий рабочих, должностей  служащих и тарифных разрядов). В справочник были внесены  характеристики следующих должностей: "Заместитель директора по  связям с общественностью", "Начальник  отдела по связям с общественностью", "Менеджер по связям с общественностью"  и "Специалист по связям  с общественностью". В декабре  2003 года основана Российская Ассоциация  студентов по связям с общественностью  (РАССО), которая на сегодняшний  день является единственным профессиональным  объединением российских студентов.

     2004 год 

       Проведен цикл тематических круглых  столов. В рамках празднования  Дня PR-специалиста, посвященного годовщине государственной регистрации профессии «Специалист по связям с общественностью, прошел круглый стол в Совете Федерации «Российский PR: диалог с обществом и государством», деловая игра «Имидж и позиционирование: психологические основы эффективной самопрезентации». В рамках сотрудничества с Фондом Филиппа Буари, Президента института преподавания public relations (Париж-Брюссель, Франция) и Европейского института преподавания public relations, организован цикл семинаров с участием преподавателей ЕИП PR. Открыто Иркутское представительство РАСО с центром в г. Иркутске. 

     2005 год 

       РАСО издала второй выпуск  Общероссийского PR-СПРАВОЧНИКА - каталога организаций, профессионально связанных с коммуникационными услугами, адресованный потенциальным клиентам PR-агентств, самим PR-агентствам и их партнерам, аналитикам, исследовательским центрам, преподавателям и студентам образовательных учреждений в области связей с общественностью, журналистам, представителям средств массовой информации и специализированных изданий в области рекламы и PR. РАСО, журнал "Советник" и портал Sovetnik.ru при поддержке "Бритиш Американ Тобакко Россия", провели первый в России конкурс "PR на страницах российских СМИ" на лучшую публикацию в СМИ, освещающую проблематику индустрии связей с общественностью в России. Открыты представительства РАСО в Ярославле и Перми. В конце 2005 года РАСО организовала серию дискуссионных мероприятий "РАСО - коммуникационное сообщество современного типа" при поддержке РАМИ "РИА-Новости" и Центра содействия коммуникациям 

     2006 год 

     Началось  формирование профильных комитетов  и комиссий. Комитеты РАСО явились  принципиально новой формой взаимовыгодного  общения участников Ассоциации, создаются  комитеты в зависимости от сферы  деятельности и интересов участников РАСО. В марте прошел юбилейный  Десятый Международный форум  «Дни PR в Москве 2006», собравший более 300 участников рынка коммуникаций из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Новым форматом мероприятий Ассоциации в 2006 году стал «Дискуссионный клуб РАСО», шесть заседаний которого прошли при поддержке агентства «Росбалт». К 15-летнему юбилею Ассоциации была приурочена церемония вручения Первой Национальной премии за выдающиеся связи с общественностью «Стрелянный воробей» (27 октября 2006 г.). Лауреатами «премии для профессиональных непрофессионалов» стали политики, бизнесмены, общественные деятели, проявившие выдающиеся способности в продвижении собственного имиджа. Были открыты Отделение РАСО в Поволжском федеральном округе, Удмуртское и Воронежское представительства РАСО. 

Информация о работе История развития связей с общественностью в России