Граждане как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 03:50, курсовая работа

Описание

В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

Работа состоит из  1 файл

текст граждане ка субъекты Адм ПР.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

     Административная  дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также  осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного  права, и нести ответственность  в соответствии с административно-правовыми нормами.

     Не  все граждане РФ обладают одинаковой административной дееспособностью. Это  во многом определяется особенностями  управленческих отношений, в которых  приобретение и осуществление соответствующих  прав и обязанностей своими личными действиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.

     Административная  дееспособность наступает с достижением  определенного возраста. Так, частичная административная дееспособность у граждан наступает со школьного возраста (с 7 лет). С 16 летнего возраста граждане могут быть привлечены к административной ответственности (ограниченная дееспособность). Полная дееспособность у граждан наступает по достижении 18 летнего возраста.

     Граждане  России, реализуя свои права, свободы  и возложенные на них обязанности  в сфере управления вступают в  административно - правовые отношения  с государственными органами, с должностными лицами, а также с иными субъектами административного права.

     Каждый  гражданин РФ имеет определенные права и обязанности в сфере  государственного управления.

     Все права граждан делятся по степени  возможности их реализации на абсолютные и относительные.

     Абсолютные (безусловные) права - это права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на жалобу, трудоустройство и т.д.). Относительные права - это права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельностью и т.д.

     Кроме того, права и обязанности граждан  в сфере государственного управления подразделяются на общие и специальные.

     Общие права распространяются на все отрасли и сферы управления. Например, право на участие в государственном управлении и право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

     Специальные права - это права граждан в  той или иной сфере или отрасли или группе отраслей управления. Например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

     Права граждан в государственном управлении:

     1. Право граждан участвовать в  управлении государством. Согласно  ст. 32 Конституции граждане РФ  могут учавствовать в управлении  государством как непосредственно,  так и через своих представителей. Это право подкрепляется их  правом избирать и быть избраным  в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе.

     2. Право граждан на объединение.  Право граждан РФ на объединение,  включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 Конституции РФ, устанавливающей также, что свобода деятельности объединений гарантируется. Административная правосубъектность общественных объединений, в частности их взаимоотношения с гражданами, а также с органами государственного управления и местного самоуправления, детализируется в специально изданных правовых актах.

     3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и  пикетирования (ст. 31 Конституции).

     4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (ст. 33 Конституции). Основными видами обращений граждан в современных условиях являются предложения, заявления и жалобы.

     5. Право граждан на свободу и  личную неприкосновенность. (ст 22 Конституции). Арест, заключение под стражу  и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

     Основания и порядок применения административного  задержания, а также административного  ареста урегулированы законодательством  об административных правонарушениях. В отдельных случаях допускается  административное задержание на срок до 10 суток (что противоречит Конституции).

     Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведение гражданина является противоправным. К гражданам, совершившим правонарушения, может быть применено физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении взыскания (применение физической силы, личный досмотр и др.).

     6. Неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции). Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

     7. Право на передвижение (ст. 27 Конституции). Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации. Более подробно это можно посмотреть в Законе РФ от 25 июня 1993г. "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.

     Лица, находящиеся на территории РФ, могут  свободно выезжать за ее пределы. Порядок реализации этих конституционных прав регламентируется федеральным законом от 18 июля 1996 г. "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ".

     8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию.

     За  исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких  сведений определяется федеральным законом. Осуществление этого права регламентируется Законом РФ от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации", а также отдельными Указами Президента РФ, направленными на обеспечение этого права.

     Более подробно права и свободы человека и гражданина можете посмотреть в главе №2 Конституции РФ.

     Граждане  РФ, имея права, вместе с тем выполняют  возложенные на них законом обязанности. Конституция РФ акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и  обязанностей граждан.

     Административно-правовые обязанности граждан подразделяются на абсолютные и относительные.

     Абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата налогов и т.д.). Относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги).

     Обязанности граждан в государственном управлении:

     1. Основной обязанностью граждан  является соблюдение Конституции  РФ и законов.

     2. Соблюдение административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и органов местного самоуправления. Видное место среди них занимают нормы, касающиеся ООП и общественной безопасности, борьбы с преступностью.

     3. Обязанность платить налоги и  сборы.

     4. Сохранять природу и окружающую  среду, бережно относиться к  природным богатствам.

     5. Защищать Отечество и т.д.

     Конкретный  объем обязанностей граждан в  отдельных сферах определяется многочисленными  нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу.

     Несоблюдение  гражданами обязанностей, уклонение  от их выполнения, злоупотребление  своими правами влечет возможность  применения мер правового воздействия (например, привлечение граждан к  уголовной или административной ответственности).

     Процесс реализации гражданами субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных нормами административного права, предполагает совершение ими юридических  действий. Они делятся на правомерные  и неправомерные.

     Правомерные действия граждан могут быть связаны  как с их правами, так и с  их обязанностями. К правомерным  действиям, связанным с реализацией  гражданами своих прав, относятся такие, которые направлены на:

     - фактическое использование прав (например, обучение в университете);

     - приобретение законных прав (например, подача заявления о поступлении  в вуз);

     - защиту нарушенных прав (подача  жалобы).

     Неправомерные действия граждан образуют административные правонарушения, влекущие административное принуждение.

     Таким образом, права и обязанности  граждан в сфере государственного управления закреплены в Конституции  РФ. Административно-правовое положение  граждан определяется прежде всего  объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность. 

Глава 3.Административно-правовые гарантии и способы защиты прав граждан 

      Центральным звеном механизма реализации прав и  свобод личности являются гарантии, которые  включают в себя экономические, политические, организационные и правовые (юридические). Важнейшая роль среди них принадлежит правовым гарантиям.

      Понятие "гарантия" понимается как ручательство, условие, обеспечивающее что-либо. В этом смысле данный термин употребляется как в науке, так и в повседневной жизни.

      Экономические гарантии предполагают стабильную и  эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, своевременную  выплату заработной платы, пенсий и  пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, явно недостаточны.

      Политические  гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с президентом Российской Федерации как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве.

      Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел (милиция), органы юстиции, адвокатура, нотариат, контрольные органы, например Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы.

      Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

      В числе гарантий реализации прав и  свобод личности важнейшее место занимают правовые (юридические) гарантии. В теории под юридическими гарантиями понимаются закрепленные в законодательстве средства (способы) и специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить реализацию и защиту прав и свобод личности, удовлетворение ее законных интересов, пользование благами, лежащими в основе того или иного права или свободы.

      Важно отметить, что политические, экономические, духовные гарантии сами по себе не служат основанием для реализации прав и  свобод личности. Собственно гарантиями они становятся лишь через юридическую форму и организационные усилия государства и общества.

Информация о работе Граждане как субъекты административного права