Граждане как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 23:23, реферат

Описание

Введение………………………………………………………………………………………3

Статус субъекта административного права…………………………………….5

Основы административно-правового статуса гражданина РФ….12

Заключение………………………………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………………….21

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

Статус субъекта административного права…………………………………….5

Основы административно-правового статуса гражданина РФ….12

Заключение………………………………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

        В-пятых, значительно повышается роль суда в защите прав граждан в сфере функционирования исполнительной власти, государственного управления. В соответствии с Федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.)  каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений или должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих нарушены его права и свободы. Согласно ч. 2 ст. 11 ГК РФ любое решение, принятое в административном порядке, также может быть обжаловано в суд. Существенно расширяется юрисдикционная подведомственность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

        Конкретизируя, дополняя, детализируя нормы конституционного права, а также других отраслей права, например, налогового, таможенного, экологического права в сфере государственного управления, нормы административного права определяют многие дополнительные права и обязанности граждан и, что особенно важно, механизмы их реализации и защиты от нарушений.

        Административное право регламентирует права и обязанности граждан не только в сфере публичной управленческой деятельности, но и управляемой деятельности. Пример тому - правила пожарной безопасности, поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение. Поэтому административное право определяет, какие деяния (действие или бездействие) являются административными правонарушениями, устанавливает виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.

      Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в три блока.

      Первый охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ). При этом понятие участия в управлении "делами государства" является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы жизни страны. Вместе с тем особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует прежде всего активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.

        Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум - содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и т.д.

         Кроме того, реализация прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право на равную защиту закона от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д. На основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта.

        Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, - например добровольных народных дружин. 
 
 

Заключение. 

       Итак, субъект административного права — это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

       Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности его правовой статус.

       Правовой статус субъектов административного права образуют нормы общие для всех субъектов. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы: 

Нормативный материал:

Конституция Российской Федерации, принята всенародным  голосованием 12.12.1993.

Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30.12.2001 № 195-ФЗ. 

Литература:

1. Административное право. В.Я.Кикот. –М: Юнити-Дана, 2003.

2. Административное право. Под редакцией Ю.М.Козлова и Л.Л Попова. – М.: Юристъ, 1999.

3. Административное право. Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.:Проспект, 2003.

4. Административное право России: Курс лекций / К.С. Бельский и др.; под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2007.

5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. М.: Зерцало, 2007.

6. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. М., 2004. С. 121.

7. Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. 1986. N 2. С. 41.

8. Демин А.А. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Зерцало-М, 2002.

9. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учебник. М.: Изд-во "Эксмо", 2005.

10. Агапов А.Б. Административное право: Учебник. М., 2004.

11. Архипов С.И. Субъект права в центре правовой системы // Государство и право. 2005. N 7. С. 17.

12. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958. С. 84.

13. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004.

14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М., 2001.

15. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. М., 1999.

16. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2004.

27. Якимов А.Ю. Субъекты административной юрисдикции (правовой статус и его реализация). М., 1996. С. 19. 

Информация о работе Граждане как субъекты административного права