Государственный контроль и механизм его осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является теоретический анализ государственного контроля как контрольной деятельности государства, механизма его осуществления, а также теоретическое обоснование и выработка практических рекомендаций по совершенствованию организации государственного контроля.
В соответствии с поставленной целью, задачами курсовой работы являются:
— исследование теоретического понятия государственного контроля, его сущности, содержания, характерных признаков и принципов его осуществления;
— изучение механизма и правовых форм осуществления государственного контроля в Российской Федерации;
— анализ осуществления государственного контроля в системе разделения властей президентом, парламентом, исполнительными и судебными органами государственной власти;
— выявление особенностей форм и методов осуществления контрольной деятельности государственных органов;
— разработка и обоснование предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма осуществления государственного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Понятие государственного контроля
1.2. Принципы и содержание государственного контроля
1.3. Формы и методы осуществления государственного контроля
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
2.1. Президентский контроль
2.2. Контроль государственных органов исполнительной власти
2.3. Контроль органов законодательной (представительной) власти
2.4. Судебный контроль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ моя.docx

— 56.10 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 
1.1. Понятие государственного контроля 
1.2. Принципы и содержание государственного контроля 
1.3. Формы и методы осуществления государственного контроля 
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 
2.1. Президентский контроль 
2.2. Контроль государственных органов исполнительной власти 
2.3. Контроль органов законодательной (представительной) власти 
2.4. Судебный контроль 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы в значительной степени обусловливается  тем, что любое демократическое  общество должно заботиться о совершенствовании  контрольных механизмов. Осуществление  государством контрольных функций  в политической, экономической, социальной, экологической, информационной, упорядочение правопорядка и международной сферах, обеспечивает стабильность и прогресс общества. При этом важно находить обоснованную меру государственного воздействия  на общественные процессы в этих сферах, избегая как чрезмерного вмешательства, так и не допуская «ухода» государства  из этих сфер.

Государственный контроль – феномен, имеющий глубокие корни во всем мире. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно функционируют системы бюджетно-финансового и административного государственного контроля, имеется разветвленная сеть контрольных органов. В зависимости от специфики форм государственного устройства и управления, национальных традиций они строятся по-разному.

Как показывает анализ, наиболее эффективно контрольные системы  функционируют в тех странах, где им обеспечена максимальная независимость, поскольку единственной и основной задачей органов контроля является выяснение реального состояния  дел в государственном механизме  вне зависимости от того, выгодна  такая информация кому-либо или нет. Такие системы существуют, например, в Аргентине (Генеральная синдикатура), Канаде (ведомство Генерального ревизора), Германии, Италии и Франции (счетные  палаты), в США (главное контрольно-финансовое управление).

Можно отметить, что современное  состояние государственного контроля Российской Федерации характеризуется  многообразием видов, множеством органов, осуществляющих контроль, при значительных различиях в их правовом статусе, большим объемом законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих осуществление государственного контроля. Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 № 314 впервые закрепил функции контроля и надзора за федеральными службами. Это снимает внутренний конфликт интересов, существовавший в большинстве ведомств, которые сами устанавливали правила, сами контролировали их исполнение и сами же оказывали связанные с этим услуги, в том числе в области учета. Предполагается, что все это повысит эффективность управления и существенно повлияет на уменьшение параллелизма и дублирования функций федеральных органов исполнительной власти.

Проблема контрольной  функции государственных органов  в научной литературе по теории государства  и права не были предметом самостоятельного научного исследования. Вместе с тем, некоторые аспекты осуществления  контрольной деятельности государства  исследовались М. И. Байтиным, В. К. Бабаевым, В. П. Беляевым, В. Б. Бурцевым, С. А. Денисовым, Б. П. Елисеевым, А. Б. Зеленцовым, Н. М. Колосовой, Ф. М. Раяновым, Т. Н. Радько, И. С. Самощенко, И. Б. Шаховым, В. Е. Чиркиным.

Целью данного исследования является теоретический анализ государственного контроля как контрольной деятельности государства, механизма его осуществления, а также теоретическое обоснование  и выработка практических рекомендаций по совершенствованию организации  государственного контроля.

В соответствии с поставленной целью, задачами курсовой работы являются:

— исследование теоретического понятия государственного контроля, его сущности, содержания, характерных  признаков и принципов его  осуществления;

— изучение механизма и  правовых форм осуществления государственного контроля в Российской Федерации;

— анализ осуществления  государственного контроля в системе  разделения властей президентом, парламентом, исполнительными и судебными  органами государственной власти;

— выявление особенностей форм и методов осуществления  контрольной деятельности государственных  органов;

— разработка и обоснование  предложений и рекомендаций по совершенствованию  механизма осуществления государственного контроля.

Объектом исследования в  курсовой работе является контрольная  деятельность государственных органов  и механизм реализации государственного контроля в Российской Федерации.

Предметом исследования в  курсовой работе служат закономерности функционирования и развития государственного контроля государственных органов, практика его осуществления в  Российской Федерации. Исследуются  правоотношения, возникающие при  осуществлении государственного контроля, практика взаимодействия контрольных  органов государства в системе  принципа разделения властей.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

    1. Понятие государственного контроля

Государственный контроль — надзор со стороны уполномоченных государственных органов. Он проводится с целью соблюдения законности, а также с целью обеспечения реального выполнения решений исполнительных органов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственному контролю присущи все сущностные признаки, которые свойственны государству  в целом. Как и государство  в целом, государственный контроль есть:

1) форма политической  организации, выступающая одновременно  важнейшим инструментом государства  по реализации его целей и  задач; 

2) аппарат, объединяющий  людей, профессионально занятых  контрольной деятельностью по  проверке исполнения решений  органов государственной власти;

3) контроль осуществляется  от имени органов государства  независимо от их задач и  вида деятельности, которые они  исполняют; 

4) контроль выступает  как государственно-властная деятельность, что проявляется в том, что  контрольные органы дают подконтрольным  объектам обязательные для исполнения  указания об устранении вскрытых  недостатков; 

5) контрольные органы  могут ставить вопрос о привлечении  к ответственности виновных в  обнаруженных нарушениях лиц  и непосредственно применяют  в ряде случаев меры государственного  принуждения.

Повышение роли регулирующей функции государства не исключает, а предполагает наличие системы  государственного контроля за исполнением  Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. Эффективность новых форм государственного контроля (путем повышения роли его координирующих и других функций) зависит от четко отлаженной системы взаимодействия контрольных органов между собой. Это позволяет охватывать контролем наиболее важные стороны процесса государственного управления, избегать дублирования, а также неоправданно высокой степени автономности в деятельности органов контроля.1

Согласно ст. 3 Конституции  Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации  является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эффективность осуществления народом  своей власти через названные  органы решающим образом зависит  от уровня государственного контроля. При этом данный контроль в соответствии с Конституцией в любом случае остается государственным, поскольку  и органы государственной власти, и органы местного самоуправления выступают  формой единой государственной власти.

Народ заинтересован в  установлении именно государственного контроля за направлением развития общества в целом, за теми, кто определяет цели и пути этого развития. Статья 32 Конституции закрепляет право  граждан Российской Федерации участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей.

Государственный контроль выступает  от имени всего общества, что и  определяет его демократическую  сущность. Структура контрольных  органов государства, процедура  и методы контроля призваны обеспечивать реализацию воли народа, устранять  нарушения законности и другие отклонения от принятых государством решений независимо от форм собственности, субъективных взглядов тех или иных должностных лиц, ведомственных или сепаратистских подходов. При соблюдении этих условий государственный контроль может не только противодействовать анархии и произволу со стороны отдельных должностных лиц, но и становиться преградой на их пути, не допускать совершения противозаконных действий.2

Итак, государственный контроль как форма государственной власти обеспечивает проверку выполнения законов и иных нормативных актов с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил.

    1. Принципы и содержание государственного контроля

Контроль является важным признаком содержания государственного управления. Контроль явление многогранное и многоплановое. В зависимости  от того, на каком уровне и относительно чего рассматривается, контроль может  быть охарактеризован как форма  или вид деятельности, как принцип, как функция. Исходя из понимания  сути контроля в сфере управления как наблюдения за соответствием  деятельности управляемого объекта  тем предписаниям, которые он получил  от управляющего субъекта, и выполнениям  принятых решений, он является конкретным самостоятельным видом работы. Функция  контроля в государственном управлении заключается в анализе и сопоставлении  фактического состояния в той  или другой отрасли с требованиями, которые поставлены перед ними, отклонениями в исполнении поставленных заданий  и причинах этих отклонений, а также  оценкой деятельности и целесообразности именно такого пути. Такая специфичность  назначения контроля, как отмечают в своих трудах исследователи  этой проблемы, и дает возможность  выделить его среди других функций  управления, создать специальные  органы, которые не выполняют или почти не выполняют других, кроме контроля, государственных функций, определить компетенцию этих органов.

Укрепление государственного контроля происходит на основе принципов, закрепленных в Конституции России. К ним относятся:

1) верховенство Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов над иными нормативными  правовыми актами при исполнении  государственными органами полномочий  и должностных обязанностей;

2) приоритет прав и  свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

3) единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерацией;

4) гласность в осуществлении  государственного контроля;

5) защита подконтрольных  государственных органов от неправомерного  вмешательства в их профессиональную  деятельность со стороны контролирующих  органов.

Таким образом, принципы государственного контроля имеют универсальный характер и распространяются на всю систему государственных органов и, следовательно, являются общими принципами государственного контроля.

    1. Формы и методы осуществления государственного контроля

Государственный контроль — функция, тесно связанная не только с обеспечением дисциплины и законности, но и с государственным регулированием. Контроль, со свойственными ему методами и в присущих ему формах, способствует соблюдению режима деятельности субъектов управленческих отношений, коммерческих организаций государственного и негосударственного типа.

Формы, виды и методы контроля не представляют собой чего-либо специфического в зависимости от особенностей отраслей и сфер управления контроль представительных органов, полномочных представителей и Аппарата Президента РФ, органов исполнительной власти общей компетенции, государственный контроль через своих представителей в органах управления акционерных обществ, создаваемых на базе государственной собственности или при наличии ее доли. Много сходного также в ведомственном контроле, осуществляемом по однотипным вопросам в отношении подведомственных объектов. При этом важно иметь в виду, что теперь государственный контроль организуется и осуществляется с учетом особенностей правового положения предприятий, учреждений и организаций государственного и негосударственного секторов в экономике и других сферах. В отдельных областях, особенно затрагивающих коренные интересы всего общества и государства, он не имеет специфики, обусловленной формами собственности (например, надзор за соблюдением противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил, контроль за соблюдением законодательства о налогах и т. д.). Но в общем его сфера в негосударственном секторе более ограниченна, чем в государственном. Так, в задачи государственного контроля не входит проверка производственно-хозяйственной, финансовой деятельности с точки зрения ее эффективности и т. д.

Больше разнообразия среди  специализированных форм и видов контроля и надзора. Именно они обусловливаются особенностями отраслей и сфер, функций управления ими.

Информация о работе Государственный контроль и механизм его осуществления