Федеральные органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:18, курсовая работа

Описание

Цель работы. Основной целью данного исследования является: раскрытие понятия федеральных органов исполнительной власти; его компетенции; сущность, основные задачи; система, структура, отрасли и сферы управления. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
1) проанализировать место и роль исполнительной власти в системе разделения властей в современных государствах, определить понятие исполнительная власть Российской Федерации;
2) исследовать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………………………………….5
1.1 Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти……………………………………………………………………………….6
1.2 Правительство Российской Федерации………………………………………8
2 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………...12
2.1Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти………………………………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..22

Работа состоит из  1 файл

Система федеральных органов исполнительной власти..docx

— 70.56 Кб (Скачать документ)

           Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц, и в ст. 28 Закона «О Правительстве Российской Федерации» дан исчерпывающий перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства (проекты программ социального и экономического развития, проекты программ прива-тизации федеральной государственной собственности, решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ и др.). Правительство решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых эти вопросы отнесены.

            В основе взаимоотношений Правительства РФ с органами государственной власти субъектов Федерации лежит положение о том, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного с субъектами Федерации ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ и осуществляет контроль за их деятельностью по вопросам совместного ведения.

          Основные правила внутренней организации деятельности Правительства (планирование заседаний, организация работы его членов, порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов, организация заседаний Правительства и т.д.) урегулированы в Регламенте Правительства РФ.

       Всестороннее обеспечение и обслуживание деятельности Правительства возложено на Аппарат Правительства РФ, который возглавляется Руководителем Аппарата Правительства (членом Правительства), назначаемого и освобождаемого от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Аппарат Правительства РФ является государственным орга-ном, образованным для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля, за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений. Состав, функции и полномочия этого органа урегулированы специальным Положением о нем См.: Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 (СЗ РФ. 2004.№ 15. Ст. 1395).. Структура Аппарата Правительства РФ утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. № 520-р и включает:

– заместителей руководителя аппарата правительства РФ, полномочных  представителей правительства РФ в  палатах федерального собрания РФ, в конституционном суде РФ, верховном  суде РФ и высшем арбитражном суде РФ;

– секретариаты председателя правительства РФ, заместителя председателя правительства РФ и руководителя аппарата правительства РФ - министра россий-ской федерации;

– административный департамент  правительства РФ;

– департамент государственного управления и местного самоуправления правительства;

– департамент массовых коммуникаций, культуры и образования  правительства РФ;

– департамент международного сотрудничества правительства РФ;

– департамент оборонной  промышленности и высоких технологий правительства РФ;

– департамент отраслевого  развития правительства РФ;

– департамент регионального  мониторинга правительства РФ;

– департамент социального  развития и охраны окружающей среды  правительства РФ;

– департамент экономики  и финансов правительства РФ;

– правовой департамент  правительства РФ;

– департамент делопроизводства и контроля правительства РФ; департамент  управления делами правительства РФ.

 

 

2 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

2.1 Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти

 

           «В ведении РФ находится установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов исполнительной власти». [4]

          За последнее десятилетие система органов, выражающих федеральную исполнительную власть, подвергалась неоднократным изменениям в целях определения их рациональной структуры, повышения их роли в процессе реформирования государственной и общественной жизни.

        «Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров». Тем самым система федеральных органов исполнительной власти как бы замыкается на министерствах. Однако это не так. В действительности система этих органов представлена достаточно разнообразно.

          Конституция Российской Федерации  не затрагивает вопрос о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, фактически предоставляя его на решение Президента РФ на основе соответствующих представлений Председателя Правительства. Существует федеральный закон, специально посвященный федеральным органам исполнительной власти. Систему федеральных органов исполнительной власти сейчас составляют министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные органы.

          Рассмотрим, какие особенности характеризуют каждый вид названных федеральных органов исполнительной власти РФ.

          1. Федеральные министерства  РФ — основное звено системы федеральных органов исполнительной власти (естественно, после Правительства РФ). Федеральные министерства призваны проводить государственную политику и осуществлять управление в установленной сфере деятельности, а также координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

          Министерство «управляет определенной сферой деятельности». Эта новая формула, пришедшая на смену традиционной для характеристики министерств формулы «осуществляет отраслевое управление». Вытеснение из официального юридического оборота «отрасли управления» можно объяснить реакцией на то, что по существу современным министерствам в максимальной степени присуще сочетание отраслевых и межотраслевых (координационных) функций и полномочий. Точнее говоря, министерство нельзя назвать чисто отраслевым органом, хотя отраслевые начала в его деятельности, несомненно, присутствуют. Но оно одновременно выступает и в роли координатора по своему предмету (т.е. сфере деятельности), фактически функционируя и в межотраслевом варианте. Данный процесс назревал давно в силу все большего возрастания проблем, общих для сопредельных отраслевых систем.

          Соответственно во вновь утверждаемых Правительством Российской Федерации положениях о федеральных министерствах прежде всего обозначается сфера, в которой данное министерство осуществляет управление и координацию. Так, в утвержденном Правительством РФ 24 марта 2011 года. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

          Что представляет собой действующая система федеральных министерств Российской Федерации? Необходимо сразу же подчеркнуть, что ряд этих органов традиционно существует многие десятки лет и себя оправдывает. Это министерства: внутренних дел; здравоохранения; иностранных дел; обороны; путей сообщения; сельского хозяйства и продовольствия; транспорта; финансов; юстиции. Вместе с тем функционируют также и министерства, которые возникли либо в силу определенных обстоятельств, вызываемых государственными потребностями (например, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), либо в силу политических обстоятельств (например, Министерство национальной политики).

           В целом система федеральных министерств сейчас представлена в следующем виде: Министерство    Российской    Федерации   по   делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации.

          Часть федеральных министерств подведомственна непосредственно Президенту РФ (внутренних дел, иностранных дел, обороны и т.д.) по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.

            Компетенция федеральных министерств определяется положениями о них, которые утверждаются либо Президентом РФ в отношении подведомственных ему органов, либо Правительством РФ. Компетенция министерств включает определение их основных задач, взаимоотношений с иными федеральными органами исполнительной власти, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объем принадлежащих им административно-властных полномочий и т.д.

           Аппарат федеральных министерств строится применительно к возлагаемым на них задачам. Общее руководство деятельностью министерства на основе единоначалия осуществляет министр; он же несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций; распределяет обязанности между своими заместителями; устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителей структурных подразделений министерства, а также его территориальных органов; издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает указания и организует контроль за их исполнением.

             В федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководителей центрального аппарата министерства; в состав коллегии могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, ученые и специалисты. Численность и персональный состав коллегии утверждается по представлению министра Правительством РФ. На своих заседаниях коллегия федерального министерства рассматривает основные вопросы его деятельности. Ее решения оформляются протоколами и постановлениями коллегии и реализуются приказами министра.

            Для рассмотрения научно-технических проблем и принятия обоснованных решений федеральные министерства могут создавать научно-технические советы, экспертные и другие советы и комиссии. Положения о них утверждаются министрами.

            В настоящее время главным звеном центрального аппарата федеральных министерств являются  отраслевые (подотраслевые) или проблемные департаменты, управления, отделы.

            2. Государственные комитеты Российской Федерации. [5] Это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Главное их отличие от федеральных министерств заключается, во-первых, в отнесении их к числу коллегиальных органов и, во-вторых, в акцентировании их основного внимания на осуществлении межотраслевой координации.

           Значит, отрасли управления все-таки существуют, но признается это почему-то только с помощью определения административно-правового статуса государственного комитета. И, что вполне логично, управление отраслями является министерской функцией («управление в установленной сфере деятельности »). С другой стороны, федеральные министерства также осуществляют «координирующую деятельность», каковая применительно к государственным комитетам уже совершенно определенно обозначается в качестве «межотраслевой». Наконец, и для государственных комитетов установлены границы их координации — определенная сфера деятельности. Все это в большей мере сближает государственные комитеты с федеральными министерствами, нежели чем различает их. И об этом, в частности, свидетельствует довольно распространенная практика периодического преобразования федеральных министерств в государственные комитеты и наоборот.

Информация о работе Федеральные органы исполнительной власти