Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:13, реферат

Описание

Именно такой она выступала в философии софистов и философии Сократа
В дальнейшем диалектика получила значение как теория развития, впервые в таком применении она вошла в философии Платона.
В философии Сократа диалектика понимается как искусство, с помощью которого возможно получение истинного знания.

Содержание

Основные исторические формы диалектики
Категории как основные понятия диалектики
Основные закономерности и законы диалектического развития

Работа состоит из  1 файл

Лекция 6.docx

— 24.65 Кб (Скачать документ)

Тема: «Диалектика  как учение о всеобщей связи и  развитии»

  1. Основные исторические формы диалектики
  2. Категории как основные понятия диалектики
  3. Основные закономерности и законы диалектического развития

Понятие диалектика применялось в др греции как техника ведения диалога.

Именно такой она выступала  в философии софистов и философии Сократа

В дальнейшем диалектика получила значение как теория развития, впервые в  таком применении она вошла в философии Платона.

В философии Сократа диалектика понимается как искусство, с помощью которого возможно получение истинного знания.

Он рассматривает 2 момента  с помощью которых возможно открытие новых сторон знаний, это маевтика (искусство рождения нового знания) и ирония.

Диалектика как искусство спора развивалось и в средние века

Осн диалектические идеи находятся в трудах Пьера Обеляра, его способ мышления во многом похож на философию Сократа.

Часто основой диалектики являлись схоластические проблемы, которые  имели очень относительное отношение к реальной жизни.

Диалектика  может пониматься как синоним понятия развития.

3ей исторической формой  диалектики явл-ся немецкая классическая философия.

Осн особенностью этого периода явл-ся то, что впервые познание общества истории и человека основано на идеях историзма, т.е. идеи преемственности и развития.

Особое место диалектика занимает в творчестве Гегеля, согласно которому историческое развитие общества явл-ся  результатом деятельности абсолютной идеи, которые в виде чистых понятий - предшествие реальной исторической действительности.

Абсолютная идея должна быть завершена

  1. Логицизм, т.е. логические законы или понятия которые явл-ся эталоном для исторического развития даны заранее самого процесса развития.

История все лишь реализация задумки абсолютной идеи.

  1. Очень малое место уделяется субъективному, личностному началу. Человек всего лишь орудие абсолютной идеи
  2. Гегелевское понимание диалектики как реализация абс идеи вызвала критику марксизма.

Маркс считал, что диалектика Гегеля это реальное … перевернутое с ног на голову, поэтому он сделал попытку рассмотреть реальные отношения общественно-историч развитии человечества основываясь на идеи реальных целей и задач стоящих перед людьми, основой которых явл-ся в первую очередь материальные отношения. Таким образом, понятие развития в философии Маркса тесно связано с материальным способом произ-ва,  люди вырабатывают идеи, теоретическое положение исходя из того, какие практические задачи ставят перед собой.

Осн различие философии марксизма от гегелевского в том, что понятие идеи духа явл-ся в ней производными от реальных жизненных потребностей людей, которые в свою очередь тесно связаны с материальным способом производства.

Недостатком в марксистской философии явл-ся то, что место субъекта личности занимает класс социальная группа, поэтому очень мало разработана субъективная сторона диалектики.

Осн диалектические идеи философии 20 в связаны с разработкой понимания соотношения личности и общества в философии экзистенциализма. Особенно ярко в философии Хайдеггера, Ясперса, Бердяева.

Здесь особое внимание уделяется  автономно-личностному началу человека и его независимости общества, как возможности реализации личностного начала.

Диалектика - это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей во взаимодействии противоположных сил, тенденции в процессах изменения и развития.

Диалектика предполагает новую логику, диалектическую логику, как особую…

В философском мышлении о  диалектике тесно связано гибкое мышление и понимание подвижного бытия, которое раскрывается с помощью этих приемов, т.е. диалектика делится на объективную и субъективную.

Объективная - независимое от общества человека развитие природы всех процессов окружающего мира в их необходимости, изменчивости и развитии.

 

Объективная диалектика эта та, что не зависит от нас, скорее мы от нее.

Субъективная диалектика - это возможность выражения в человеческом мышлении законов, закономерностей и причин объективного развития мира.

Субъективная и объективная  диалектики тесно взаимосвязаны, поскольку  человек не только отражает окр мир и творит его, создавая новые качества отношения , не имеющие прямой аналогии в объективном мире.

Т.е объективная и субъективная взаимосвязаны.

Диалектика это не только теория, но и метод творчества, осмысления новых граней бытия.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи  явлений.Она рассматривает всеобщие универсальные связи бытия.

Формы познания сложных противоречивых универсальных связей мира явл-ся категорией диалектики.

Это философские понятия, в которых универсальные связи бытия описываются в их сложной, гибкой, противоречивой динамике.

Категория не явл-ся застывшими понятиями.

В ходе исторического развития мы познаем новые связи и отношения универсального мира и закрепляем наши знания в новых категориях.

Для диалектики характерно формирование парных категорий, которые отражают полярные стороны явлений и процессов.

Такой характер носят категории  причины следствия, случайность  необходимость, возможность действительность и другие.

Они выражаются в противоположных, но неразрывно связанных отношениях единства, они переходят друг в друга, постоянно взаимодействуя.

В истории познания выделяются 2 группы категорий.

  1. Категории, выражающие устройства и организованность бытия

Это такие категории как  единичное общее, единое многое, сходство различия, качество количество, простое  сложное, часть целое, конечное бесконечное, форма содержание и другие.

2ая группа категорий  выражает универсальные причинные  связи между явлениями

  1. Явление - сущность. С точки зрения диалектики, явление и сущность - это различные уровни, объективные уровни объективной реальности. Под сущностью мы понимает внутренние, глубинные, скрытые, относительно устойчивые стороны тех или иных предметов, явлений и процессов, которые определяют их природу. Явление – внешнее, наблюдаемое, более подвижное -  изменчивые характеристики процессов. Явление и сущность диалектические связанные противоположности, они не совпадают друг с другом ( Это скрытая видимость того, что представляет сущность. Знание законов развития науки – знание сущности процессов.
  2. Причина-следствие
  3. Случайное - необходимое
  4. Возможное – действительное

Необходимым называется такая  однозначная обусловленная связь предметов и явлений, при которой наступления событий – причин обязательно влечет за собой определенные явления-следствия. Случайной называют такую связь причины и следствия, при кот причина основания допускают реализацию любого из возможных вариантов. Случайное событие происходит как результат из некоторых неопределенных, неизвестных причин. Гегель впервые показал, что случайные события не могут быть вызваны только внутренними закономерностями.

 

Вероятность – мера возможности  наступления опр события. Возможность – предпосылка возникновения того или иного процесса, его потенциального существования. Возможность и действительность – это две последовательные ступени развития явлений, их движение от причины к следствию.

  1. Единичное – общее. Единичное характеризует отдельный предмет, кот отличается по своим пространственным, временным и др свойствам от других предметов и явлений. Общее – то объективно существующее свойство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к той или ной группе явлений. В связи единичного и общего включены все предметы юниверсума.  Общее не существует само по себе, оно неразрывно связано с единичным, существует в нем и через него. В единичное входит тот или иной класс предметов.
  2. Форма-содержание. Форма – признак упорядоченности, способ существования любого содержания. Содержание – совокупность различных элементов и их взаимодействие, опр основной тип и характер того или иного предмета, явления. Содержание – изготовление продукции, тогда форма – организация труда при изготовлении. Содержание и форма – диалектические понятия, кот выражают разные отношения одного и того же предмета. Содержание всегда оформлено, а форма всегда содержательна. Форма - фактор внутренней организации явлений и процессов. Форма закрепляет определенную ступень в развитие предметов и тем самым обеспечивает накопление изменений и возможность дальнейшего развития. В этом отношении форма более консервативна, чем содержание. Поэтому переход к новому этапу развития требует его обновления. Форма неотделима от предмета, она явл-ся его организацией и вместе с тем относительно самостоятельна.

Диалектика  количественных и качественных изменений.

Граница существования предмета, явления представляет собой единство количество и качества. Качество – определенное количество отношений и связей, характеризует данный предмет. Количество – качество этих отношений. При переходе из одного состояния в другое происходит пере… постепенности или нарушение границы существования предмета.

Качество – целостное  интегральная характеристика предмета в системе его связей и отношений  с другими предметами. При утрате качественной определенности предемет престает быть собой, приобретает новые черты, кот характеризуют его как принадлежность к другим явлениям

Количество – хар-ка предметов явлений по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в величинах и числах. Такими свойствами, по кот можно сравнивать разнородные предмета – размеры, скорости движения, масса и т.д.

Различные предметы становятся количественно сравнимыми лишь после  того, как они сведены к одному и тому же единству. Связь количества и качества выражается в понятии  меры.

Мера – диалектическое единство, или такой интервал колич изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Скачок – переход количественных изменений в качественные или перееход из одного качеств состояния в другое.

Закон единства и  борьбы противоположностей

Это внутренние противоположности  любого явления и процесса, которые  явл-ся предельно крайними местами в шкале отношений этого явления.

Диалектическими противоположностями  наз-ся такие стороны и тенденции изменения, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

Этим противоположностям присуще единство и взаимосвязь.

Отношение между диалектич противоположностями всегда носят динамический характер.

Их взаимное изменение приходит к изменению самого предмета, сторонами которого они явл-ся.

Сложные подвижные отношения  между противоположностями наз-ся диалектическими противоречиями.

Диалектич противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита и предполагают друг друга

Диалектические противоречия связаны с глубиной внутренней стороной сущности явлений.

Закон единства и б-бы противоположностей явл-ся ядром всякого развития.

Различаются противоречия творческого  хар-ра и антогонизмы, которые явл-ся уничтожением одной из сторон противоречия.

Случайный характер как правило носят антагонизмы.

Развитие всегда происходит как процесс созерцания предшествующих форм, однако такое отрицание предполагает связь этапов развития, при нем включается проединый процесс развития, включающий в себя 1. Деструкцию или уничтожение старой формы. 2) аккумуляция, это частичное сохранение прежнего, преемственности и 3) конструкция создания нового

Реальным аналогом отрицания  в природе и обществе служит спиралевидный процесс, сочетающий в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность развития.

Предпосылки формирования философской теории развития явились исторические процессы в развитии истории европейского нового времени именного тогда мир …

Такое понимание историч развития получило название прогресса.


Информация о работе Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии