Административный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание

В работе мы, прежде всего, дадим определение понятию «административный процесс», опишем его основные черты, перечислим его принципы, дадим характеристику субъектам административного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика административного процесса………………...5
1.1Понятие и основные черты административного процесса………………….5
1.2Принципы административного процесса…………………………………...14
Глава 2 Субъекты административного процесса……………………………...17
2.1 Понятие субъекта административного процесса………………………….17
2.2 Граждане как субъекты административного процесса……………………21
2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного процесса…………………………………………………………………………..23
2.4 Предприятия и учреждения как субъекты административного процесса.25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литература………………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

Астана.docx

— 12.49 Кб (Скачать документ)

Кодексом об административных правонарушениях  предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за нарушения  Правил дорожного движения.

Административная дееспособность представляет собой способность  гражданина своими действиями приобретать  субъективные права и выполнять  возложенные на него юридические  обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает  с 14 лет — получение паспорта, затем в 16 лет — возможность  привлечения к административной ответственности, и полная — по достижении гражданином 18 лет.

Основаниями ограничения административной дееспособности являются общие основания  для ограничения дееспособности в других отраслях права. Так, статьей 2.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

 

 

2.3 Органы исполнительной  власти как субъекты административного процесс

Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах реализацию соответствующими органами государственной власти функций  государства в сферах развития экономики  и культуры, социального обеспечения  и здравоохранении, транспорта и  связи, обеспечения безопасности государства  и охраны общественного порядка, обороны страны и т. д. При этом необходимо отметить, что основополагающим принципом государственного устройства Российской Федерации является закрепленный в статье 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, в соответствии с которым государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В статьях 77, 78, 85, 110 и ряде других статей Конституции Российской Федерации говорится о субъектном выражении исполнительной власти, т. е. о субъектах, в чью компетенцию входит ее реализация, — органах исполнительной власти.

Опираясь на понятие исполнительной власти, законодательство Российской Федерации вместе с тем не отказывается от выработанных административно-правовой теорией понятий. Следовательно, с  точки зрения теории административного  права органы исполнительной власти осуществляют государственно-управленческую деятельность и являются субъектами государственного управления как одной  из форм государственной деятельности наряду с законодательной и судебной.

Функционирование органов исполнительной власти носит непосредственно деятельностный характер, то есть в процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства в различных сферах: политической, хозяйственной, социальной и др.

Содержание деятельности органов  исполнительной власти заключается  в осуществлении ими определенных задач и функции путем использования  государственно-властных полномочий, которыми они наделены в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Задачи, функции и полномочия органа исполнительной власти образуют компетенцию  этого органа.

Реализация принадлежащих этим органам юридически властных полномочий осуществляется в административном порядке. Следовательно, деятельность органов исполнительной власти носит  государственно-властный характер и  представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.

Полномочия органов исполнительной власти заключаются прежде всего в том, что органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, т. е. изданы в соответствии с законом и во исполнение закона, а с другой стороны — направлены на регулирование общественных отношений в сфере деятельности органа исполнительной власти. Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно-распорядительный характер.

Образование, реорганизация и ликвидация федеральных органов исполнительной власти осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации Президентом Российской Федерации путем определения  структуры федеральных органов  исполнительной власти.

 

 

2.4 Предприятия и учреждения  как субъекты административного  процесса

К числу субъектов административного  процесса относятся унитарные предприятия  и учреждения.

Правовое положение данных организаций  как юридических лиц определяется нормами гражданского права, которые  содержатся в Гражданском кодексе  и других гражданско-правовых актах. Вместе с тем данные организации  играют важную роль в государственном  секторе экономики, под которым  понимается совокупность экономических  отношений, связанных с использованием государственного имущества. В связи  с этим в их деятельности велика роль государственного управления, осуществляемого прежде всего Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом Российской Федерации. Унитарные предприятия и учреждения вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права, будучи при этом субъектами административного права.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество. Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками  предприятия. В форме унитарных  предприятий могут быть созданы  только государственные и муниципальные  предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия  находится, соответственно, в государственной  или муниципальной собственности  и принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления.

Возглавляет унитарное предприятие  руководитель, который назначается  собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Унитарные предприятия делятся  на два вида:

— унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

— унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, имеет  имущество, которое находится в  государственной (муниципальной) собственности. Предприятие владеет, пользуется и  распоряжается этим имуществом. Учредительным  документом предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или  органом местного самоуправления.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное  казенное предприятие) имеет имущество, находящееся в государственной  собственности. Предприятие владеет  и пользуется этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и  заданиями собственника, а распоряжается  имуществом лишь с согласия собственника. Учредительным документом федерального казенного предприятия является его устав, утверждаемый.

Учреждением признается организация, созданная собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично.

 

Заключение

В заключение следует сказать, что  административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового  регулирования разнообразных общественных отношений, ежедневно возникающих  в различных сферах общественной и государственной жизни.

В административном праве особое место  занимает административный процесс, особенности и принципы которого мы подробно рассмотрели в данной работе. Подведем итог всему вышеизложенному.

1. Административный процесс –  это совокупность действий, совершаемых  исполнительными органами для  реализации возложенных на них  задач и функций.

2. Принципами административного  процесса являются: принцип законности, принцип объективной истины, принцип  равенства граждан перед законом  и органом, решающим дело, принцип  гласности, принцип национального  языка, принцип оперативности,  принцип экономичности, принцип  ответственности за ненадлежащее  ведение процесса.

3. Участники административного  процесса — это лица, обладающие  административно-процессуальной правосубъектностью.

4. Административная правосубъектность включает в себя:

правоспособность и дееспособность.

Правоспособность - это способность  лица иметь, в силу административно-процессуальных норм, субъективные права и юридические  обязанности.

Дееспособность — это установленная  административно-процессуальными нормами  способность лица своими действиями реализовывать права и обязанности  в административном процессе.

5. Конкретными видами участников  административного процесса являются:

    1. граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, граждане СНГ, иностранные граждане, а также лица без гражданства;
    2. государственные органы, предприятия и учреждения.
    3. государственные служащие;
    4. общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
    5. служащие общественных и иных негосударственных формирований.

Административный процесс находится  в настоящее время на стадии совершенствования, его разработке уделяется большое  внимание, т.к. именно административный процесс лежит в основе регулирования  государственной управленческой деятельности, которая охватывает все сферы  жизни общества: хозяйственную, социально-культурную, административно-политическую.

 

 

 

 

 

Список используемой литература

Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993г.

Кодекс об административных правонарушениях  Российской Федерации.

Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. – М.: Юрист, 2004.

Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. – М.Эксмо, 2006.

Дмитриев Ю.А.Административное право: Учебник. – М.: Эксмо, 2005.

Дмитриев Ю.А. Общая теория права. – М.: Юрист, 1996.

МакарейкоН.В. Административное право: Пособие для сдачи экзаменов. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

Попов Л.Л, Мигачев Ю.И. Административное право России: Учебник. - М.: Проспект, 2006.

Смоленский М.Б. Административное право: Учебник для вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.

Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. –СПб.: Пресс, 2004.

Тихомиров Ю.А. Административное право  и процесс: полный курс. – М.: Юрист, 2001.

 


Информация о работе Административный процесс