Административный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:12, контрольная работа

Описание

Административное право является одной из главных отраслей системы российского права. Оно предназначено для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, деятельности исполнительных органов и многих других. Административное право характеризуется широкой сферой охвата в отраслях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика административного процесса 4
1.1. Понятие и основные черты административного процесса 4
1.2. Принципы административного процесса 8
Глава 2. Субъекты административного процесса 10
Глава 3. Структура и стадии административного процесса 12
Глава 4. Административно-процессуальные нормы и отношения 13
Заключение 15
Литература 17

Работа состоит из  1 файл

аминистративный процесс.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

     Принцип процессуального  равенства сторон. Данный принцип осуществляется во всех видах юридического процесса. Он вытекает из более общего принципа, согласно которому все граждане равны перед законом. На каждого гражданина, на каждое должностное лицо, независимо от его служебного положения, нормы закона распространяются в равной степени. Содержание данного принципа находит свое отражение в закреплении определенного правового статуса сторон, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей как участников определенного вида правовых отношений.

     Данный  принцип исходит из необходимости  оказания соответствующей правовой помощи стороне, которая в ней нуждается, и в то же время предполагает обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны должным образом использовали принадлежащие им права и исполняли возложенные на них обязанности.

     Принцип компетентности. Он означает то, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены полномочиями административно-юрисдикционного характера. Частично полномочия такого рода есть у всех исполнительных органов (должностных лиц), но это касается только реализации дисциплинарной власти и разрешения жалоб. Полномочия же по более широкому кругу административно-юрисдикционнои деятельности закрепляются не за всеми такими субъектами. Новый кодекс прямо закрепляет крут органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать такого рода дела. В других случаях соответствующие полномочия закрепляются за определенными органами (должностными лицами) Действующим межотраслевым и отраслевым законодательством (например, антимонопольным, природоохранительным и т. п.). Строгое соблюдение принципа компетентности обеспечивает надлежащее применение юридических средств воздействия, способствует усилению ответственности полномочных органов (должностных лиц) за совершение ими процессуальных действий.

     Принцип охраны интересов  государства и  личности означает необходимость надлежащего использования сторонами административно-юрисдикционного процесса своих прав, интересов государства, гарантий прав и законных интересов личности.

     Принцип достижения материальной истины предполагает тщательное изучение всех условий и обстоятельств, связанных с данным индивидуальным, административным делом, а также состязательность в ходе процессуального рассмотрения дел.

     Принцип доступности  выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях рассмотрения индивидуального дела.

     Принцип экономичности  выражается в установлении достаточно сжатых сроков для осуществления всего комплекса административно-юрисдикционных действий, включая исполнение принятого решения.

     Принцип ответственности  должностных лиц за правильное и эффективное ведение процесса, за проявление бюрократизма при разборе жалоб и т. п.. (8.С.207-219)

         
        Глава 2 Субъекты административного процесса.

     Субъект административного права — это  конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

     Субъекты  административного права выступают  участниками административно-правовых отношений, т.е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т. д.

     Субъекты  административного процесса - лица участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью. (2, с. 159)

     В качестве принципиального положения  следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

     1) в организационно-управленческом  праве (отношения по общей организации  управления в различных отраслях и сферах управления);

     2) в управленческом процессе, т.  е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;

     3) в административном процессе, т.е.  в системе отношений по поводу  обеспечения судебной защиты  прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;

     4) в административно-деликтном праве,  т.е. в процессе отношений, возникающих  при применении мер административного  принуждения уполномоченными органами  и должностными лицами к субъектам,  нарушающим правовые нормы.

     Виды  субъектов административного  процесса:

    • Физические лица (граждане);
    • Государственные органы, предприятия и учреждения;
    • Государственные служащие;
    • Общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
    • Служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований. (2, с. 159)

     В специальной литературе различаются  индивидуальные и коллективные субъекты административного права. 

  1. Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные  граждане и лица без  гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.). К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).
 
  1. Коллективные  субъекты административного  права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности. (4,с.120-123)
 

Глава 3. Структура и стадии административного процесса. 

     Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного  процесса, совокупность образующих его  административных производств.

     Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикционный процессы.

     Стадии  административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного  процесса:

    • Анализ управленческой ситуации;
    • Рассмотрение дела и принятие решения;
    • Исполнение принятого по делу решения.

Черты стадий административного  процесса:

    • Регламентируется нормами административно-процессуального права;
    • Обусловлены логикой всего производства;
    • Направлены на решение конкретных задач;
    • Характерен определенный круг участников
    • Определены сроки совершения;
    • Соответствующее процессуальное оформление. (2, с.160)
 

     Глава 4. Административно-процессуальные нормы и отношения. 

     Административно-процессуальная норма – вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

     Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

     Особенности административно-процессуальных норм:

    1. Являются разновидностью административно-правовых норм;
    2. Выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;
    3. Имеют установленную структуру  (строение);
    4. Содержатся в определенных источниках;
    5. Обеспечиваются принудительной силой государства;
    6. Нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.

     По  сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

     По  объему регулирования: общие и специальные нормы.

     По  юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.

     По  действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.

     По  действию в пространстве: действующие в пределах РФ, действующие в пределах региона. действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, организации, учреждения.

     По  видам производств: нормы: регулирующие производство  административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное  производство, регулирующие производство  по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств. 

     Административно-процессуальные отношения – вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями. 

     Характерные черты административно-процессуальных отношений:

    • Носят управленческий, организационный характер;
    • Основываются на административно-процессуальных нормах. Являются результатам их воздействия на общественные отношения;
    • Регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;
    • Являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений. (2, с. 158).
 

     Заключение. 

     В заключение следует сказать, что  административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, ежедневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.

Информация о работе Административный процесс