Административный надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Порой сам человек своим девиантным поведением нарушает установленные законы, что может вызывать нарушение правопорядка. Именно для поддержания общественного порядка, пресечения правонарушения и обеспечения в стране законности осуществляется административный надзор.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________стр.2

Раздел I. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР_________________________стр.3

Раздел II. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА_________________стр.5

Раздел III. ОРГАНЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА_____________стр.12

Раздел IV. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА__________стр.15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________стр.17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________стр.18

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по АП 1.docx

— 37.17 Кб (Скачать документ)

     б) получения информации о возникших  угрозах жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде;

     в) обращения граждан, организаций  с жалобами на нарушения их прав и законных интересов.

     Внеплановые мероприятия по контролю могут проводиться  по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора), в том числе в отношении  иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие  однородные товары (работы, услуги) и (или) объекты.

     Процессуальным  основанием для проверки конкретного  объекта является акт (распоряжение, приказ) компетентного государственного органа. В акте должно быть сказано, когда начинается проверка, где и  кем она проводится. Продолжительность  мероприятий по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем  на один месяц.

     Должностное лицо, осуществляющее контрольные мероприятия, обязано:

     посещать  объекты надзора только во время  исполнения служебных обязанностей;

     предъявлять служебное удостоверение и распоряжение, на основании которого проводится проверка;

     предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям,

     присутствующим  при проведении мероприятия по контролю,

     относящуюся к предмету проверки необходимую  информацию;

     знакомить с результатами мероприятий по контролю;

     по  итогам проверки составить акт установленной  формы в двух экземплярах, один из которых вручить под расписку законному представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю);

     не  распространять охраняемую законом  тайну;

     принять меры по фактам выявленных им нарушений;

     доказывать  законность своих действий, если они  будут обжалованы.

     При проведении проверок должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, изымать оригиналы  проверяемых документов.

     Юридические лица и индивидуальные предприниматели  обязаны вести журнал учета мероприятий  по контролю, куда вносятся основные сведения о проведенной проверке и ее результатах. Они обязаны представлять документы, информацию, образцы, которые являются объектами надзорных мероприятий, а также обеспечивать по требованию органов надзора присутствие  своих представителей при проведении контрольных мероприятий.

     Должностные лица юридического лица, индивидуальные предприниматели и их представители  вправе:

     непосредственно присутствовать при проведении мероприятий  по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

     получать  информацию, предоставление которой  предусмотрено нормативными правовыми  актами;

     знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем  ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверявших их должностных  лиц;

     обжаловать  действия (бездействие) должностных  лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке.

     Учитывая  вышесказанное, можно сделать вывод  о том, что административный надзор — это вид государственной  управленческой деятельности, который  осуществляется специальными органами исполнительной власти в отношении  организационно неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных  лиц и граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного  принуждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           ОРГАНЫ  АДМИНИСТРАТИВНОГО  НАДЗОРА 

    Существует  большое число государственных  структур, занимающихся административным надзором. Многочисленные надзорные  службы государственной администрации  можно разделить на три группы:

    специализированные  надзорные ведомства, главной задачей  которых является систематический  надведомственный контроль за соблюдением  специальных правил, например Федеральный  надзор по ядерной и радиационной безопасности;

    государственные инспекции и иные структурные  подразделения, входящие в состав федеральных  органов исполнительной власти, например Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Российская транспортная инспекция Минтранса  России, органы государственного пожарного  надзора МЧС России и др.;

    разнообразные организационные структуры (ведомства, органы, структурные подразделения  органов), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности. Это, например, Государственный комитет  РФ по стандартизации и метрологии.

      Одни из них являются самостоятельными, другие — как структурные подразделения  государственных органов. К органу, самостоятельно функционирующему, относится Федеральная служба  по экологическому, технологическому  и атомному надзору.

    Вместе  с тем ряд федеральных служб, осуществляющих административный надзор, действуют в системе того или  иного министерства и являются его  структурными подразделениями. Так, например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) входит в  систему МВД России, Государственная  противопожарная служба входит в  систему МЧС России, Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подчинена Министерству здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подчинена Министерству образования и науки Российской

    Федерации, Федеральная служба по надзору в  сфере природопользования является частью системы Министерства природных  ресурсов Российской Федерации.

    Некоторые органы административного надзора  утверждают нормы и правила совместно  с другими органами. Так, Государственная  противопожарная служба утверждает совместно с заинтересованными  организациями обязательные для  исполнения требования, нормы и правила  в области пожарной безопасности, пожарной техники и огнетушащих  средств.

    Одной из форм участия органов административного  надзора в нормотворческой деятельности является подготовка ими проектов нормативных  актов, которые утверждаются (принимаются) другими органами (Государственной  думой, Президентом, Правительством РФ) или согласовывают проекты правовых актов, принимаемых другими органами.

    Например, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору  самостоятельно принимает следующие  нормативные правовые акты в установленной  сфере деятельности:

    федеральные нормы и правила в области  использования атомной энергии;

    порядок выдачи и форма разрешений на выбросы  вредных (загрязняющих) веществ;

    порядок организации и осуществления  надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов и другие нормативные правовые акты.

    Специализированный  надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил осуществляется органами государственной  санитарно-эпидемиологической службы РФ. В ее деятельности можно выделить следующие направления:

    он  осуществляет нормативное регулирование, обеспечивает создание системы санитарно-эпидемиологического  нормирования, организует разработку федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждает и издает их;

    огромна по разнообразию и объему предупредительная  деятельность органов госсаннадзора. Их организационно-массовая работа —  это санитарная пропаганда, санитарное воспитание, обучение, учет и анализ санитарных нарушений;

    в работе госсаннадзора большое место  занимает предварительный контроль. Прежде всего, это санитарные анализы, экспертизы проектов строительства  сооружений, выпуска пищевой и  иной продукции, пригодности помещений, территории для определенной деятельности;

    в целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения  заболеваний проводятся регулярные санитарные обследования работников торговли и пищевых предприятий;

    органы  госсаннадзора пресекают нарушения  санитарных правил. Сотрудниками этого  надзора широко используется право  приостанавливать впредь до устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности  их соблюдения — прекращать;

    органы  государственной санитарно-эпидемиологической службы вправе привлекать виновных в  нарушении санитарных правил к ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         СУЩНОСТЬ  АДМИНИСТРАТИВНОГО  НАДЗОРА 

    Адмиминистративный надзор представляет собой специфическую разновидность гос. контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, санитарные, и другие нормы). Он осуществляется в отношении ОИВ, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Субъектами административного надзора являются органы федерального надзора (фед. горный и промышленный надзор, надзор России по ядерной и радиационной безопасности), государственные инспекции (Гос. инспекция по безопасности дорожного движения и др.). Особенности административного надзора состоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность, то есть деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Следовательно, адм. надзор по своему характеру является надведомственным. Во-вторых, субъекты надзора вправе, при соответствующих обстоятельствах, применять к объектам надзора меры административного принуждения. Основной задачей органов административного надзора, вытекающей из характера содержания их деятельности, является обеспечение четкого, единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, то есть обеспечение законности в управлении. Решение данной задачи осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения к ответственности виновных лиц. Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочиями, имеющими надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов. Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор: 1. Полномочия по предупреждению правонарушений. 2. Полномочия по пресечению правонарушений. 3. Полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц. 4. Полномочия по нормотворчеству. Подавляющее большинство органов административного надзора наделены правом привлекать виновных лиц к административной ответственности. В пределах своей компетенции они самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административное наказания. Перечень органов административного надзора, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях, дан в гл. 23 КоАП. В нем также определена подведомственность дел каждого из этих органов. Действующим законодательством определенным органам административного надзора предоставлено право налагать штрафы на юр. лиц. Так, в соответствии с ФЗ "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" органы Государственный архитектурно-строительного надзора налагают штрафы на предприятия, учреждения, организации и объединения. В соответствии с Таможенным кодексом РФ за нарушение таможенных правил таможенные органы вправе налагать штрафы на юридические лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Таким образом, с помощью административного  надзора, как одного из способов обеспечения  законности в сфере государственного управления, государство поддерживает правопорядок в стране. Осуществляется административный надзор при помощи специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц, независимо от ведомственных границ и форм собственности. Направлен надзор на обеспечение, с использованием мер административного принуждения, единообразного исполнения специальных правовых норм и общеобязательных правил органов исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

    За  невыполнение в срок законного предписания  органа, осуществляющего надзор, на нарушителя накладываются санкции, в соответствии со статьей 19.5 КоАП.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д : Феник, 2008. – 62 с. – (Закон и общество).

    2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 1 октября 2009 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009 – 319 с.

    3. Административное право: Учебник / под. Ред. Л.Л. Попова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 703 с.

    4. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и специальная часть: курс лекций / С.С. Бородин, С.С. Громыко; ГУАП. СПб, 2007. – 432 с.

    6. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 3 изд., пересмотр. и доп. – М.: норма, 2007. – 816 с.

    7. Крутик А.А. Шпаргалка по административному праву: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2005. – 40с.  
 
 
 
 

Информация о работе Административный надзор