Административные наказания и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание

Актуальность проблем административной ответственности и административного наказания, а также развития этих правовых явлений обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами:
1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…… 3 – 5
Глава 1. Общая характеристика административных наказаний………….…….. 6
Понятия и цели административного наказания……………….… 6 – 10
Система административных наказаний……………………….... 10 – 15
Глава 2. Виды административных наказаний и правила их назначения………16
2.1.Характеристика административных наказаний………….…….. 16 – 43
2.2.Правила назначения административного наказания…………... 43 – 54
Заключение……………………………………………………………….... 55 – 57
Список используемой литературы……………………………………...... 58 – 59

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 89.72 Кб (Скачать документ)

   Административное наказание в  виде административного приостановления  деятельности назначается судьёй только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

   Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

   Административное приостановление деятельности устанавливается КоАП РФ и применяется только в качестве основного наказания за совершение следующих административных правонарушений:

  • нарушения законодательства о труде и об охране труда (часть 1 статьи 5.27.);
  • нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (статья 6.3.);
  • пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (статья 6.13.);
  • нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (статья 6.15.);
  • несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (стать 8.2.)
  • порча земель (часть 2 статьи 8.6.);
  • нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (часть 2 статьи 8.12.);
  • нарушение правил охраны атмосферного воздуха (часть 1 и 3 статьи 8.21.);
  • нарушение правил санитарной безопасности в лесах (часть 2 и 3 статьи 8.31.);
  • нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (статья 9.2.);
  • нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства (часть 1 и 2 статьи 9.4.);
  • ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов (статья 9.9.);
  • нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (статья 10.3.);
  • нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (статья 10.6.);
  • нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (статья 11.20.);
  • нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (часть 2 статьи 13.4.);
  • продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (часть2 статьи 14.4.);
  • нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (статья 15.27.);
  • невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (часть 6 и 8 статьи 19.5.);
  • нарушение требований пожарной безопасности (часть 1 статьи 20.4.).

   Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи; послужившие основанием для назначения данного административного наказания. 

2.2.Правила  назначения административного  наказания

   Административное наказание за  совершение административного правонарушения  назначается в пределах, установленных  КоАП РФ или законом субъекта  РФ об административных правонарушениях,  предусматривающим ответственность  за данное деяние. В санкциях  статей, определяющих ответственность  за отдельные виды административных  правонарушений, предусматриваются  вид наказания и допустимые  его размеры. Необходимо также  учитывать, что назначение административного  наказания не освобождает лицо  от исполнения обязанности, за  неисполнение которой административное  наказание было назначено.

   Усмотрение судьи, органа, должностного  лица, уполномоченных рассматривать  дела об административных правонарушениях,  ограничено:

  • выбором одного из альтернативных основных наказаний, предусмотренных санкцией статьи;
  • применением или неприменением дополнительного наказания, предусмотренного санкцией статьи;
  • индивидуализацией наказания в пределах его минимальных и максимальных размеров.

   При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом к числу характеристик личности, указанных в КоАП РФ, которые позволяют определить, допустимо ли назначение данному лицу административного наказания, и если допустимо, то какое, относятся: возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, состояние здоровья и др.

   При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность38.

   В соответствии со статьёй 4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонару-шение, вредных последствий административного правонарушения, доб-ровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причи-ненного вреда;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

   Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает негативное отношение к содеянному и его последствиям, осознание противоправности своего действия или бездействия. Раскаяния правонарушителя проявляется в его определенных активных действиях.

   К таким действиям прежде всего относится добровольное заявление лица о совершении им административного правонарушения. Данное правонаруше-ние по собственной воле (хотя и не обязательно по собственной инициативе) обращается с соответствующим заявлением к судье, органу, должностному лицу, которые правомочны возбудить дело об этом правонарушении или возбудить дело и рассмотреть его.

   Другими проявлениями раскаяния являются: способствование нарушителя осуществлению производства по делу об административном правонаруше-нии, всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела; добровольное объяснение причин совершенного правонарушения; своевременная и по собственной инициативе выдача орудий и предметов административного правонарушения и др.

   Предотвращение вредных последствий административного правонаруше-ния, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причи-ненного вреда свидетельствует о том, что лицо осознает содеянное им, желает минимизировать ущерб и предпринимает для этого конкретные действия. Для предотвращения вредных последствий лицо, совершившее административное правонарушение, должно предпринять меры к тому, что-бы таких последствий не возникло. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранения причиненного вреда – действия правонарушителя, направленные на ликвидацию уже наступивших вредных последствий. Такое возмещение предполагает либо компенсацию стоимости поврежденного, либо предоставление равноценного имущества.

   Под состоянием сильного душевного волнения понимается состояние физиологического аффекта, который характеризуется эмоциональной вспыш-кой высокой степени. Физиологический аффект выводит психику человека из обычного состояния, тормозит сознательную интеллектуальную деятель-ность, в определенной степени нарушает избирательность в мотивации пове-дения, затрудняет самоконтроль и критическую оценку своих поступков, лишает человека возможности твердо и всесторонне взвесить последствия своего поведения. В состоянии аффекта способность осознавать фактический характер и опасность своих действий, руководить ими в значительной степени понижена, что является основанием для признания совершения правонарушения в этом состоянии обстоятельством, смягчающим админист-ративную ответственность.

   От физиологического аффекта следует отличать патологический аффект, который представляет собой расстройство психики с наступлением глубоко-го помрачения сознания. В результате этого человек утрачивает способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо в таких случаях признается невменяемым и освобождается от административной ответственности.

   Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами понимаются неблагоприятные факторы, под давлением которых лицо совершает то или иное действие (бездействие). Стечением тяжелых личных и семейных обсто-ятельств могут признаваться случаи внезапной тяжелой болезни самого лица, совершившего административное правонарушение, или его близких родстве-нников, серьезные семейные конфликты, неблагоприятные обстоятельства, сложившиеся на работе, острый недостаток средств к существованию и др.

   Наконец, как уже отмечалось, обстоятельства, смягчающие администра-тивную ответственность, - совершение административного правонарушения несовершеннолетним, а также беременной женщиной или женщиной, име-ющей малолетнего ребенка.

   Первое обстоятельство обусловлено тем, что сознание лиц в возрасте от 16 до 18 лет ещё находится в стадии становления и несовершеннолетний вследствие недостатка жизненного опыта не всегда может объективно оценить сложившуюся ситуацию. Поэтому требуется, чтобы судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, всесторонне изучили обстоятельства совершенного правонарушения и данные, характеризующие личность нарушителя.

   Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка39, относится к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, прежде всего исходя из заботы о здоровье женщины и ребенка, интересов малолетних детей. Кроме того, формулируя это положение, законодатель учитывал, что беременность с физиологической точки зрения является особым состоянием женщины. При беременности нередко появляются повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, переменчивость в настроении. Эти особенности могут толкнуть женщину на совершение необдуманных поступков, вызвать неадекватность реакции на те или иные внешние факторы.

   Говоря о наличии малолетнего ребенка как обстоятельстве, смягчающим административную ответственность, важно напомнить, что, согласно статье 28 Гражданского кодекса РФ, под малолетним понимается несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста. Между тем в ранее действовавшем КоАП РСФСР обстоятельством, смягчающим ответственность за административное правонарушение, признавалось совершение правонарушения женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Здесь воочию видна тенденция гуманизации российского законодательства.

   Большинство из перечисленных обстоятельств могут быть учтены только в отношении физического лица. К юридическим лицам применимы лишь предотвращение вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.

   Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и другие обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

   Согласно статье 4.3. КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицу уже назначалось административное наказание, по которому не истек предусмотренный статьёй 4.6. КоАП РФ и рассмотренный ниже срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • вовлечение несовершеннолетнего лица в административное правонарушение;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Однако судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим.

   Совершение административного правонарушения группой лиц свидетельствует об определенной организации, объединений усилий для противоправного действия или бездействия. Групповые правонарушения традиционно считаются более опасными, что применимо как к проступкам, так и к преступлениям. Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия, которыми признаются наводнения, пожары, землетрясения и т.д., или при других чрезвычайных обстоятельствах (при чрезвычайном или военном положении, техногенных катастрофах и др.), осложняет правоохранительным органам возможность противодействовать незаконному поведению.

Информация о работе Административные наказания и их виды