Административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 08:45, контрольная работа

Описание

Административно-правовые отношения, как и все остальные виды правоотношений в различных отраслях права, являются важнейшим базисом. В общей характеристике административно-правовых отношений следует отметить некоторые стороны, которые могут быть основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они весьма существенны, потому что на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их появления (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность действий субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы.

Содержание

Введение……………………………………………………………стр. 3
Понятие административно-правовых отношений……………….стр. 4
Виды административно-правовых отношений…………………..стр. 5
Структура административно-правовых отношений……………..стр. 13
Заключение………………………………………………………….стр. 15
Список используемой литературы……...…………………………стр. 16

Работа состоит из  1 файл

админ.docx

— 33.77 Кб (Скачать документ)

- в сфере государственного управления  в широком масштабе осуществляется  контрольно-надзорная деятельность, причем ее субъектами являются  сами исполнительные органы (должностные  лица). Это, например, административный  надзор, который осуществляется  специально создаваемыми федеральными  надзорными службами и их территориальными  подразделениями, органами внутренних  дел, налоговыми инспекциями и  т.п. Надзорные полномочия носят  юридически властный характер  и распространяются на организационно неподчиненные объекты;

- субъекты исполнительной власти  в соответствии с требованиями  соответствующих административно-правовых  норм вправе адресовать свои  юридически властные волеизъявления  гражданам, общественным объединениям, которые ни в какой подчиненности  у названных субъектов не находятся;

- несмотря на разный характер  подчиненности во всех названных  случаях, сохраняется главное  качество - неравенство сторон в  юридическом смысле. Подчиненность,  выраженная прямо или опосредованно, по существу, есть логическое и фактическое следствие закрепленного административно-правовыми нормами неравноправного положения управляющих и управляемых;

- наиболее емким по своему правовому  содержанию признаком, убедительно  иллюстрирующим фактическую вертикальность  и неравенство сторон в административно-правовых  отношениях, по-разному выражаемых, является следующий: все вертикальные  отношения такого типа практически  выражают юридическую зависимость  одной стороны от другой. Подобная  зависимость предопределяется наличием  юридически властных полномочий, необходимых для решения того  или иного вопроса, только у  одной стороны - у соответствующего  субъекта исполнительной власти.

Итак, общие черты неоднозначных вертикальных административно-правовых отношений - это осуществление в их рамках прямого управляющего воздействия  и приоритета юридически выраженной воли одной стороны. Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это понятно, ибо они как бы выпадают из общего русла административно-правового регулирования. Тем не менее, возможность их возникновения имеет место быть. Сам факт признания равенства сторон в административно-правовых отношениях находится в прямом противоречии с сущностью административно-правового регулирования и с принципиальными особенностями административно-правовых отношений. Поэтому необходимо учитывать следующие определяющие обстоятельства:

1) действительное, а не формальное  юридическое равенство участников  административно-правовых отношений,  т.е. качество, традиционно связываемое  с гражданско-правовыми отношениями, вполне реально при наличии одинакового правового уровня сторон и, соответственно, отсутствии выраженной в любой форме их соподчиненности;

2) обязательное одновременное наличие  в конкретных управленческих  связях этих двух признаков,  ибо отсутствие соподчиненности  не всегда тождественно юридическому  равенству сторон;

3) столь же обязательно отсутствие  юридически властного волеизъявления  одной стороны, адресованного  другой.

К числу горизонтальных отношений относятся следующие административно-правовые отношения:

а) отношения, предшествующие непосредственному  управляющему воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного  решения. Это - связи, возникающие между  находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами, в  которые они вступают по поводу, например, подготовки и принятия совместных нормативных актов управления; отношения  по согласованию совместных управленческих действий; отношения в связи с  проведением совместных заседаний  и т.п.;

б) отношения, возникающие после осуществления  непосредственного управляющего воздействия  с целью создания условий для  эффективной реализации принятого  в одностороннем порядке юридически властного решения.

Названные группы отношений относятся к  числу административно-процедурных;

в) отношения административно-процессуального  характера, в которых стороны  занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам  граждан, по делам об административных правонарушениях). Содержанием этих отношений является рассмотрение административно-правовых споров;

г) отношения административно-договорного  характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное  соглашение о приеме на ту или иную должность). Соглашения возможны и между  субъектами исполнительной власти.

Характеристика  горизонтальных административно-правовых отношений предполагает учет ряда особенностей. В частности, любые совместные действия однопорядковых и равноправных сторон (отношения типа «субъект - субъект»), равно как и процессуальное равноправие, перерастают в вертикальные отношения. Моментом такого перерастания служит, например, принятие совместного юридически властного акта (совместного приказа) либо принятие полномочным исполнительным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения  по жалобе гражданина или по делу об административном правонарушении. Отсюда - временное проявление горизонтальности таких правоотношений, а также  их вспомогательный характер по отношению  к основным вариантам административно-правовых отношений.

Вертикальные, горизонтальные и диагональные (идею об их существовании выдвигали В.А. Юсупов, М.С. Студеникина) административно-правовые отношения .

Горизонтальные  административно-правовые отношения  могут иметь место как:

- предшествующие непосредственному  управленческому воздействию;

- возникающие после непосредственного  управляющего воздействия в целях  наиболее эффективной его реализации;

- отношения административно-договорного  характера.

Проблема  диагональных административно-правовых отношений на сегодняшний день остается дискуссионной.

Горизонтальные  административно-правовые отношения  своей непосредственной задачей  воздействие на управляемый объект не имеют. Фактически они подготавливают последующее управляющее воздействие. Поэтому можно встретить такие  названия вертикальных и горизонтальных административно-правовых отношений, как отношения основные и не основные. Схожа с ними и классификация  административно-правовых отношений  на субординационные (властности) и  координационные (властность отсутствует). Горизонтальные административно-правовые отношения понимаются как совокупность конкретных вертикальных административно-правовых отношений между двумя субъектами государственного управления, которые  в целом уравновешивают их положение  по поводу того, по поводу чего они вступили в это множество конкретных правоотношений. Найти сегодня пример одного конкретного  административно-правового отношения  нельзя. Во-первых, это противоречит важнейшему признаку административно-правовых отношений - их властности. Во-вторых, анализ конкретных ситуаций приводит автора в одних случаях к выводу о  том, что они являются отношениями, не урегулированными нормами права. Тогда это не правоотношения вообще и не административно-правовые отношения, в частности. В других же случаях  рассмотренные примеры не имеют  хотя бы одного из признаков горизонтальных административно-правовых отношений, отчего становятся правоотношениями вертикальными.

Классификация административно-правовых отношений  и оснований их возникновения  и прекращения является необходимым  предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

Структура административно-правовых отношений

Административно правовые отношения, как и другие правоотношения, имеют свою структуру (элементы): субъекты, объекты и юридические  факты.

Субъектом административно правового отношения  является тот, кто наделен административными  правами и обязанностями:

- граждане России;

- иностранные граждане и лица  без гражданства;

- государственные органы, предприятия,  учреждения, организации;

- служащие государственных органов  и организаций;

- представители общественных объединений;

- органы местного самоуправления

Различают следующие виды субъектов административного  права - индивидуальные и коллективные субъекты. Индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица без гражданства, а  также лица, хотя и имеющие специальный  административно-правовой статус, но участвующие  в административных правоотношениях  в качестве индивидуума (например, вынужденный  переселенец, беженец, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются  организованные, обособленные, самоуправляемые  группы людей, которые имеют право  выступать в отношениях с другими  субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (объединения, организации, коллективы, предприятия  и их подразделения, управленческие органы). Определяющим признаком субъектов  административно-правовых отношений  является наличие у них материального  или процессуального административно-правового  статуса (прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности). В данном случае речь идет о двух таких категориях:

1) административная правоспособность - способность иметь установленные  в административно-правовых нормах  права и обязанности (право  на имя, право на благоприятную  окружающую среду, право на  медицинскую помощь и т.д.);

2) административная дееспособность - способность лица приобретать  и осуществлять права, исполнять  обязанности, соблюдать ограничения  и запреты, установленные нормативными  правовыми актами, нести ответственность  за нарушение административно-правовых  правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

Административная  правосубъектность у граждан  России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других юридических  лиц - с момента их регистрации  в установленном порядке. Административная правосубъектность у государственных  служащих наступает с момента  зачисления их на должность. Общим объектом регулирования административно  правовых норм, как и иных правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - поведение  субъектов, действия сторон. В каждом конкретном административно правовом отношении его стороны осуществляют предоставленные им права и возложенные  на них обязанности, которые связаны  с объектом правоотношения. Таким  образом, объектом правоотношения являются действия сторон, а вещи, продукты творческой деятельности и личные нематериальные блага (честь, достоинство) - его предметом. Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов  административного права, а также  процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности  и права, субъекты реализации которых  называются участниками публично-правового  отношения, призванные осуществлять публичные  обязанности правомочия. Объекты  правоотношения подразделяются на непосредственные и отдаленные (вторичные). Непосредственным объектом административных правоотношений (равно как и других видов правоотношений) является поведение человека, его  действия, деяния. А через управляемые  действия (поведение, деяния) оказывается  опосредованное воздействие (влияние) как на предметы материального мира, так и на продукты духовного творчества. Административно-правовые отношения  возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми  нормами. Это - юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с  требованиями данной нормы между  сторонами должны возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических  фактов выступают действия или события.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые  урегулированы нормами административного  права. Это такие управленческие отношения как:

1) управленческие отношения,  в рамках которых непосредственно  реализуются задачи, функции и  полномочия исполнительной власти;

2) управленческие отношения  внутриорганизационного характера,  возникающие в процессе деятельности  субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также  органов прокуратуры;

3) управленческие отношения,  возникающие с участием субъектов  местного самоуправления;

4) отдельные управленческие  отношения организационного характера,  возникающие в сфере “внутренней”  жизни общественных объединений  и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением  общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта  деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с  особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и  предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные  с финансовыми, - финансовое право. Поэтому  необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением  тех, которые регламентированы другими  отраслями права Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Агапов А.Б. Учебник  административного права. М., 2006

2. Алехин А.П., Кармолицкий  А.А., Козлов Ю.М. Административное  право Российской Федерации. М., 2004.

3. Бахрах Д.Н. Административное  право. М., 2006.

4. Бачило И. Л., Гандилов  Т. М., Гришковец А. А., Милюхин  И. С., Пучкова М. В., Розенбаум  Ю. А., Салищева Н.., Сергиенко Л.  А., Тиновицкая Ю. И., Фомина С.  В., Хаманева Н. Ю. Словарь административного  права. М., 1999.

5. Бельский К.С. Козлов  Ю. М., Колибаба. Н., Овсянко Д. М., Петров С. М., Попов Л. Л. Административное  право. М., 2005.

6. Габричидзе Б.Н. Чернявский  А.Г. Административное право Российской  Федерации. М., 2006.

Информация о работе Административно-правовые отношения