Административно-правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является характеристика понятия «административно-правовая норма», присущих ей особенностей и признаков и изучение процесса реализации административно-правовых норм. В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Используя специальную учебную литературу и законодательные акты, раскрыть понятие «административно-правовая норма»,

2. Произвести классификацию административно-правовых норм в соответствие с наиболее значимыми критериями.

3. Дать характеристику источникам административного права.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и содержание административно-правовых норм 5

Глава 2. Виды административно-правовых норм 12

Глава 3. Источники административного права 17

Заключение 22

Список используемых источников 24

Работа состоит из  1 файл

адм-пр.docx

— 51.72 Кб (Скачать документ)

    г) Акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;

    д) Акты Банка России.

    2. Административные акты субъектов Федерации:

    а) Указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

    б) Постановления и распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;

    в) Приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Российской Федерации;

    г) Приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

    д) Приказы и инструкции, издаваемые администрациями, государственных предприятий, учреждений субъектов Российской Федерации.

    IV. Акты органов местного самоуправления различного характера.

    V. Публичные договоры. В правовой жизни России постепенно увеличивается роль публичных договоров, содержащих нормы административного права. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров:

    1. Федеративные договоры, т.е. договоры между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами. Уже заключено более 10 подобного рода соглашений Российской Федерации с ее субъектами.

    2. Административные договоры.

    3. Соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.

    VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права:

    1. Акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые признаны не соответствующие закону или решением вышестоящих органов, подзаконные акты вплоть до постановлений правительства Российской Федерации;

    2. Постановления конституционного суда Российской Федерации, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации;

    3. Акты либо их отдельные положения признанные не конституционными юридической силы не имеют.9

    В России акты правосудия не считаются  правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество  путем признания действующих  норм несоответствующими нормами, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России.

    Второй  вид актов правосудии, которые  признаны источниками административного  права, — постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены  полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов.10

    VII. Локальные юридические нормы. Они являются обычаями, поскольку не закреплены ни устно, ни письменно. Это неформальные нормы деятельности. По поводу распределения дел между служащими, по поводу процедур визирования документов.

    VIII. Международные договоры. Действующая Конституция впервые в практике отечественного законотворчества закрепила положения, согласно которым «общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ». Международными актами, например, регулируются некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения.11

    Если  международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.12

    Конечно, правительство, министерство не вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России.

    В целом же, административное право  относится к числу самых несистематизированных  отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это обуславливается  многопрофильностью системы административного  права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного  права остро ставит проблему его  систематизации и кодификации.

 

    Заключение 

    Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

    Административно-правовые нормы выступают, как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением.

    Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.

    Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов — предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.

    Конкретизируя и дополняя нормы конституционного права, нормы административного  права определяют многие права и  обязанности граждан, механизм их реализации и защиты от нарушений. Нормы административного  права участвуют в установлении правового статуса общественных объединений, органов общественности, регулируют государственную службу. Нормы административного права определяют, какие деяния (действия или бездействие) являются административными правонарушениями, устанавливают виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.

    Существование административно-правовой нормы предопределено следующими целями:

    1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;
    2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;
    3. Защита граждан  и общества от административного произвола.

    Таким образом, административно-правовые нормы, образуя административное право, отличаются от других норм права тем, что они:

  1. Устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении
  2. Регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, гражданами;
  3. Определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления;
  4. Регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах.

 

    Список  используемых источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г.  № 195-ФЗ (с изм. 22.07.2010 г.) // СЗ РФ. № 2. 07.01.2002.
  3. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
  4. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.
  5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 24.07.2009) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
  6. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Юристъ», 2005.
  7. Административное Право. Учебник для вузов. Под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2003.
  8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. - М., 1997.
  9. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000.
  10. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. № 5.
  11. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. - М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004.
  12. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - М.: «Юстицинформ», 2007.
  13. Манохин В.Н., Адушкин Ю.С., Багишев З.А. Российское административное право. - М., 1996.
  14. Пашков А.С., Явич Л.С. Эффективность действия правовой нормы // Советское государство и право. 1970. № 3.
  15. Старилов Ю.Н. Общее административное право. Воронеж, 2007.

Информация о работе Административно-правовые нормы