Административно-правовой статус Министерства обороны РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание

Основной целью работы является изучение административного и правового статуса Министерства обороны РФ.
Указанная цель предопределила постановку следующих задач:
- изучить организационно-правовую систему управления центрального органа управления в области обороны – Министерства обороны РФ;
- рассмотреть правовые признаки Министерства Обороны;
- определить: правовой статус, структуру, основные задачи и функции Министерства обороны РФ;
- охарактеризовать особенности совершенствования административно-правовых полномочий Министерства обороны Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ
1.1. Организационно-правовая система управления
1.2. Министерство обороны РФ – центральный орган управления в области обороны
ГЛАВА 2. МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1. Министерство обороны России : административно-правовой статус и структура
2.2. Организационно – правовые признаки Министерства Обороны
ГЛАВА 3. УСИЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ПОЛНОМОЧИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ курсовая Административное право.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

1) контроль за выполнением в войсках требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России и командующего внутренними войсками МВД России по вопросам обеспечения безаварийной эксплуатации автомобильной техники, использования ее по назначению;

2) проведение мероприятий  по предупреждению происшествий  с автомобильной техникой на  основе анализа их причин и  оказание округам, соединениям,  воинским частям и военным  образовательным учреждениям профессионального  образования внутренних войск МВД России помощи в этой работе;

3) контроль за соблюдением  водителями и механиками - водителями  транспортных средств внутренних  войск МВД России Правил дорожного  движения РФ, правил эксплуатации  автомобильной техники, нормативов  и стандартов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР "О  предоставлении военной автомобильной  инспекции права рассматривать  некоторые дела о нарушении правил дорожного движения" от 12 февраля 1985 года в целях пресечения нарушения правил дорожного движения, составления протокола, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу о нарушении правил дорожного движения должностные лица военной автомобильной инспекции вправе подвергать водителей или других лиц, управляющих транспортными средствами Вооруженных Сил СССР и совершивших нарушение указанных правил, административному задержанию на срок не более трех часов4.

Таким образом, орган  исполнительной власти, являясь государственным органом, имеет все присущие такому органу особые организационные свойства, в том числе – организационное единство, определенную организационную автономность, иерархическую структуру, штатное расписание, бюджетное финансирование (иными словами, свойства бюджетной организации, осуществляющей управленческие функции в установленной сфере).

 

ГЛАВА 2. МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ  РФ – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

2.1. Министерство обороны России: административно-правовой статус и структура

 

Министерство  обороны Российской Федерации, согласно Положению "О Министерстве обороны  Российской Федерации" от 11 ноября 1998 года, является федеральным органом  исполнительной власти, проводящим государственную  политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны.

Министерство обороны  является юридическим лицом, имеет свой флаг и эмблему. Также оно имеет печати, штампы и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, открываемые в соответствии с законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Министерство обороны  является центральным органом военного управления, который состоит из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру.

Деятельностью Министерства обороны руководит Президент  Российской Федерации, а Правительство  координирует его деятельность на основании  и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации. В своей деятельности Министерство обороны руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Министерстве обороны Российской Федерации.

В структуру  Министерства обороны входят службы, центральные органы военного управления и иные подразделения. Состав центрального аппарата Министерства обороны РФ включает управления Министерства обороны и Генерального штаба, главные командования и главные штабы видов Вооруженных Сил, а также командование и штабы родов Вооруженных Сил.

Министерство обороны  является органом управления Вооруженными Силами РФ.

Министерство обороны возглавляет Министр обороны Российской Федерации. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Указом президента РФ "О Министре обороны Российской Федерации" от 15 февраля 2007 года назначен Министром обороны Российской Федерации Анатолий Эдуардович Сердюков.

Министр обороны осуществляет свои функции на основе единоначалия и несет персональную ответственность  за выполнение задач, возложенных на Министерство обороны и Вооруженные  Силы.

Министр обороны непосредственно  подчиняется Президенту Российской Федерации, и по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ к ведению Правительства РФ, - Председателю Правительства РФ.

Как и любой другой руководитель федерального органа исполнительной власти, Министр обороны имеет первых заместителей и заместителей (Так, например, Мокрецов М.П., начальник Аппарата Министра обороны Российской Федерации (с 27 июля 2010 г., № 941), Нагинский Г.М. (с 6 июля 2010 г., № 835), Булгаков Д.В. (с 27 июля 2010 г., № 941), Шевцова Т.В. (с 4 августа 2010 г., № 970)).

Первые заместителям Министра обороны имеют право  подписывать приказы и директивы  Министра обороны (за исключением приказов и директив, подлежащих государственной  регистрации).

Полномочия Министра обороны закреплены в ст.11 Положения о Министерстве обороны РФ, в котором говориться, что Министр обороны:

1) осуществляет управление  Вооруженными Силами;

2) осуществляет на  основании указа Президента РФ  в установленном порядке перевод  Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени и организует их применение;

3) вносит в установленном  порядке на рассмотрение Президента  РФ или Правительства РФ проекты  федеральных конституционных законов  и федеральных законов по вопросам  обороны, а также предложения  по вопросам реализации государственной политики в области обороны;

4) организует взаимодействие  в области обороны с федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов РФ, органами местного  самоуправления и организациями;

5) представляет в Правительство РФ предложения по расходам на оборону, предусматриваемым в проектах федерального бюджета на соответствующие годы, по порядку расходования выделенных Министерству обороны средств, определению условий финансово - хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил;

6) создает, преобразовывает  и упраздняет подразделения, входящие  в структуру Министерства обороны  и Генерального штаба Вооруженных  Сил РФ (кроме предусмотренных  указами Президента РФ), в пределах  установленной штатной численности и выделенных на их содержание средств;

7) создает, реорганизует  и ликвидирует федеральные государственные  учреждения Министерства обороны  в пределах, выделенных из федерального  бюджета средств и установленной  штатной численности Вооруженных  Сил;

8) утверждает организационную  структуру и штатную численность  видов и родов войск Вооруженных  Сил, войск, не входящих в  виды и рода войск Вооруженных  Сил, а также главных и центральных  управлений, управлений в пределах  установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил;

9) принимает решения  о формировании и расформировании  воинских частей и подразделений  до полка включительно, а также  о дислокации и передислокации  воинских частей и подразделений  до полка включительно в пределах территорий, переданных в пользование Министерству обороны, а за пределами этих территорий - по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;

10) утверждает положения  о главных командованиях видов Вооруженных Сил, о группах войск, флотах, об органах военного управления Вооруженных Сил и подразделениях, входящих в структуру Министерства обороны;

11) обеспечивает проведение  мероприятий по повышению качества  и надежности вооружения и военной техники;

12) утверждает нормы  создания, накопления и расхода  войсковых, оперативных и стратегических  запасов вооружения, военной техники  и других материальных средств;

13) утверждает планы  технического, тылового и медицинского  обеспечения Вооруженных Сил, планы капитального строительства в Вооруженных Силах;

14) решает вопросы прохождения  военной службы военнослужащими  Вооруженных Сил и присваивает  им воинские звания до полковника  или капитана 1 ранга включительно, утверждает положение о порядке присвоения военнослужащим Вооруженных Сил квалификационных категорий;

15) подготавливает совместно  с Министерством труда и социального  развития РФ и Министерством  финансов РФ, а также с участием  других заинтересованных федеральных  министерств и иных федеральных органов исполнительной власти предложения по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил.

Также Министр обороны  осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации5.

В Министерстве обороны  образуется коллегия, в которую входят по должности Министр обороны (председатель коллегии), первые заместители Министра обороны, заместители Министра обороны  и главнокомандующие видами Вооруженных  Сил, а также другие должностные лица. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны. Коллегия Министерства обороны на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы, находящиеся в ведении Министерства обороны, а решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются протоколами. При необходимости на основании решений коллегии могут издаваться приказы Министра обороны. В случае разногласий между Министром обороны и другими членами коллегии Министр обороны проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии вправе доложить о своем мнении Президенту Российской Федерации.

Если Министерство обороны не может решить какой-либо вопрос самостоятельно, могут проводятся совместные заседания коллегии Министерства обороны и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, причем решения, принятые на таких заседаниях оформляются протоколами и реализуются совместными приказами Министра обороны и руководителей соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

    1. Организационно – правовые признаки Министерства Обороны

 

Сложность определения правовой природы органов исполнительной власти обусловлена и тем, что «Положения Конституции Российской Федерации относительно органов исполнительной власти весьма лаконичны. Они не дают полного представления об их сущности, основах правового статуса и системе. Эти вопросы решаются с помощью правовых норм, рассредоточенных по значительному числу нормативно-правовых актов и, пока еще, с ненадлежащей полнотой».

Отсутствие стабильного конституционного регулирования исполнительной власти не позволяет и административному праву раскрыть весь свой потенциал, выработать устойчивые административно-правовые категории, принципы, положения, произвести специализацию и дифференциацию административно-правовых конструкций, создать полноценные классификации и типологии субъектов.

В итоге это приводит к тому, что даже у Конституционного Суда Российской Федерации возникают  трудности при определении правовой природы органов внутренних дел. Понятие органов исполнительной власти производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти, связано с самой ее сутью настолько, что часто такие органы сами по себе не без основания признаются исполнительной властью (например, утверждается, что исполнительная власть – «система органов государственного управления (правительство, министерства и т.д.). При всей дискуссионности возможности отождествления исполнительной власти с системой ее органов, следует, видимо, согласиться с тем, что раскрытие природы органа исполнительной власти невозможно без рассмотрения природы самой исполнительной власти.

Властеотношения, построенные  на началах «власть – подчинение», наиболее ярко проявляющиеся в деятельности исполнительных органов государственной  власти, характеризуются:

- публично-правовой направленностью;

- субординацией, подчинением  одной стороны другой;

- юридической зависимостью  одной стороны от другой, предопределенной  наличием юридически-властных полномочий, необходимых для решения того  или иного вопроса, только у  одной стороны - властвующего субъекта13;

Информация о работе Административно-правовой статус Министерства обороны РФ