Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:11, реферат
Тема реферата называется "Административно-правовая норма. Структура административно-правовой нормы. Виды норм административного права ". Она разделена на несколько разделов и каждый из этих разделов имеет свою специфическую особенность и сущность.
Административно-правовые нормы по-разному воздействуют на поведение участников общественных отношений: они могут обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать совершать действия. В соответствии с характером сформулированных в них правил административно правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные. Рассмотрим ст. 30.2 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ, в которой говориться о порядке подачи жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях, и охарактеризуем ее правовые нормы по методу воздействия на поведение субъектов.
И так, предписывающей нормой будет являться ч. 2 данной статьи, где говориться, что жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
Управомочивающей нормой будет считаться ч.3 данной статьи "Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать".
Запретительной нормой будет
являться полностью ст. 29.2 КоАП, в
которой перечислены
делятся на регулирующие: а) деятельность государственных органов, предприятий и организаций; б) поведение граждан; в) деятельность общественных и религиозных организаций; г) деятельность государственных служащих. Нормы административного права распространяются также на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.
Императивные нормы содержат
правила, непосредственно определяющие
поведение субъектов при
Рекомендательные нормы содержат рекомендации по поводу целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Что касается диспозитивных норм, предоставляющим субъектам правоотношения возможность самостоятельно определять свои права и обязанности в рамках нормы, то они в административном законодательстве встречаются сравнительно редко. Это объясняется спецификой сферы административного права - государственного управления.
Административно-правовые нормы,
закрепленные в федеральном
В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Содружества Независимых Государств (СНГ).
делятся на срочные, т.е. с заранее установленным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
Административно-правовые нормы,
как правило, не ограничены каким-либо
сроком действия. Это означает, что
они действуют вплоть до своего официального
изменения или отмены. В ряде случаев
возможно установление определенных сроков
их действия, например, на определенный
срок устанавливается режим
Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.
Они подразделяются на:
- общефедеральные нормы;
- нормы субъектов Российской Федерации.
- общие, т.е. распространяющие
свое действие на все сферы
и отрасли государственного
- межотраслевые, т.е.
- отраслевые, т.е. регламентирующие
различные стороны
Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), ибо общеобязательный (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений) характер.
Говоря о функциях административно-правовых норм, прежде всего необходимо отметить, что они выполняют регулятивную функцию, то есть направлены на организацию, упорядочивание и совершенствование отношений, которые складываются в процессе государственного управления. Посредством административно-правовых норм определяется правовое положение и компетенция субъектов государственного управления, регламентируются формы и методы их деятельности, взаимоотношения с гражданами и организациями. Нормы административного права определяют также правовое положение организаций и граждан в сфере государственного управления.
Так необходимо отметить, что
нормы административного права
также выполняют охранительную
и защитную функции, т.е. обеспечивают
охрану и защиту общественных отношений
в сфере административного
3.Структура административно-
Административно-правовая норма,
так же как, нормы других отраслей
права, имеет свою структуру, под
которой понимаются внутреннее строение
нормы, определенный порядок взаимосвязи,
взаимообусловленности
Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать, которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения. Например, совершение гражданином административного правонарушения дает уполномоченным на то органам право привлечь виновного к административной ответственности. Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.
Диспозиция — правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета, ограничений. Диспозиции, в которых формулируются одновременно, права, обязанности, в нормах административного права встречаются относительно редко. Независимо от того, каким образом сформулирована диспозиция, она всегда предполагает неразрывность, взаимосвязь прав, обязанностей, всегда указывает на то, как должны (или могут) вести себя субъекты.
Санкция как элемент административно-
Особенностью системы административно-правовых санкции являются ее исключительно богатый арсенал средств административного воздействия, разнообразие видов санкции, а также предоставление органам, должностным лицам в установленных пределах широкой возможности применять те меры воздействия, которые они считают наиболее целесообразными, эффективными.
Поощрение как элемент правовой нормы есть публичное признание заслуг физического или юридического лица в выполнении правовых обязанностей или общественного долга, сформулированных в диспозиции нормы. Основанием для поощрения являются указанные в норме административного права действия, поведение, которое стимулируется государством. Так, основанием для поощрения может служить образцовое исполнение служебных обязанностей. Мерами поощрения могут быть: объявление благодарности, денежная премия, ценный подарок, др.
4.Виды норм административного права
В теории наблюдается огромное
видовое разнообразие норм административного
права. Так, прежде всего, выделяют материальные
и процессуальные нормы административного
права. Совмещение в рамках отрасли
административного права норм материального
и процессуального характера
является одной из специфических
особенностей данной отрасли, поскольку
такие основные отрасли права, как
уголовное и гражданское
Материальные нормы
По характеру правового
воздействия нормы
5.Источники административного
права, как носителя