Административно-правовая норма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:11, реферат

Описание

Тема реферата называется "Административно-правовая норма. Структура административно-правовой нормы. Виды норм административного права ". Она разделена на несколько разделов и каждый из этих разделов имеет свою специфическую особенность и сущность.

Работа состоит из  1 файл

реф на сдачу..docx

— 43.50 Кб (Скачать документ)
    • По методу воздействия на поведение субъектов.

Административно-правовые нормы  по-разному воздействуют на поведение  участников общественных отношений: они  могут обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать совершать действия. В соответствии с характером сформулированных в них правил административно правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные. Рассмотрим ст. 30.2 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ, в которой говориться о порядке подачи жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях, и охарактеризуем ее правовые нормы по методу воздействия на поведение субъектов.

И так, предписывающей нормой будет являться ч. 2 данной статьи, где  говориться, что жалоба на постановление  судьи о назначении административного  наказания в виде административного  ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Управомочивающей нормой будет считаться ч.3 данной статьи "Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать".

Запретительной нормой будет  являться полностью ст. 29.2 КоАП, в  которой перечислены обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом.

  • По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы

делятся на регулирующие: а) деятельность государственных органов, предприятий и организаций; б) поведение граждан; в) деятельность общественных и религиозных организаций; г) деятельность государственных служащих. Нормы административного права распространяются также на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

  • По форме предписания административно-правовые нормы делятся прежде всего на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении  сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы  содержат рекомендации по поводу целесообразности совершения субъектами административного  права тех или иных действий. Что касается диспозитивных норм, предоставляющим субъектам правоотношения возможность самостоятельно определять свои права и обязанности в рамках нормы, то они в административном законодательстве встречаются сравнительно редко. Это объясняется спецификой сферы административного права - государственного управления.

    • По действию в пространстве.

Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории Российской Федерации. На территориях субъектов  Российской Федерации действуют  также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

В ряде случаев указанные  нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Содружества Независимых Государств (СНГ).

    • По действию во времени административно-правовые нормы

делятся на срочные, т.е. с  заранее установленным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее  установленного срока действия.

Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены каким-либо сроком действия. Это означает, что  они действуют вплоть до своего официального изменения или отмены. В ряде случаев  возможно установление определенных сроков их действия, например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного  или военного положения. Законную силу административно-правовые нормы приобретают  с момента подписания содержащих их нормативных актов либо тот  срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу. В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Административно-правовые нормы  делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

    • С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы классифицируются по масштабу действия.

Они подразделяются на:

- общефедеральные нормы;

- нормы субъектов Российской  Федерации.

    • По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

- общие, т.е. распространяющие  свое действие на все сферы  и отрасли государственного управления  и регламентирующие наиболее  важные стороны процесса реализации  исполнительной власти. Чаще всего  подобного рода нормы содержатся  в законодательных актах, указах  Президента и постановлениях  Правительства Российской Федерации;

- межотраслевые, т.е. регламентирующие  те или иные стороны государственно-управленческой  деятельности, которые являются  общими или сопределеными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (касающиеся статистики, тарифов) и т.п.;

- отраслевые, т.е. регламентирующие  различные стороны управленческих  отношений, возникающих в границах  сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерства).

Существуют и иные классификационные  группы административно-правовых норм. Например, они могут либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма  исполнительной власти), ибо общеобязательный (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений) характер.

Говоря о функциях административно-правовых норм, прежде всего необходимо отметить, что они выполняют регулятивную функцию, то есть направлены на организацию, упорядочивание и совершенствование отношений, которые складываются в процессе государственного управления. Посредством административно-правовых норм определяется правовое положение и компетенция субъектов государственного управления, регламентируются формы и методы их деятельности, взаимоотношения с гражданами и организациями. Нормы административного права определяют также правовое положение организаций и граждан в сфере государственного управления.

Так необходимо отметить, что  нормы административного права  также выполняют охранительную  и защитную функции, т.е. обеспечивают охрану и защиту общественных отношений  в сфере административного права  от нарушений. Эти нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, а также регулируют отношения, связанные с применением административного  воздействия в случае совершения посягательства на отношения, охраняемые административным правом.

 

3.Структура административно-правовых  норм, их реализация

Административно-правовая норма, так же как, нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под  которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных  частей, элементов нормы. Согласно наиболее распространенному мнению административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Вместе с тем нормам административного права присущ, такой элемент, как поощрение.

Гипотеза как часть  административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия  реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать, которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения. Например, совершение гражданином административного правонарушения дает уполномоченным на то органам право привлечь виновного к административной ответственности. Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.

Диспозиция — правило  поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета, ограничений. Диспозиции, в которых формулируются одновременно, права, обязанности, в нормах административного права встречаются относительно редко. Независимо от того, каким образом сформулирована диспозиция, она всегда предполагает неразрывность, взаимосвязь прав, обязанностей, всегда указывает на то, как должны (или могут) вести себя субъекты.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного  воздействия, применяемые к правонарушителю. При этом важно иметь в виду, что санкция указывает не любое  административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено  нормой в связи с правонарушением. Поэтому административно-предупредительные  меры (установление карантина, закрытие границы, оцепление места наводнения, землетрясения, а также реквизиция) не могут быть отнесены к санкциям, ибо они не связаны с совершением правонарушения. Подобные меры указываются не в санкции, а в диспозиции нормы права.

Особенностью системы административно-правовых санкции являются ее исключительно богатый арсенал средств административного воздействия, разнообразие видов санкции, а также предоставление органам, должностным лицам в установленных пределах широкой возможности применять те меры воздействия, которые они считают наиболее целесообразными, эффективными.

Поощрение как элемент  правовой нормы есть публичное признание  заслуг физического или юридического лица в выполнении правовых обязанностей или общественного долга, сформулированных в диспозиции нормы. Основанием для поощрения являются указанные в норме административного права действия, поведение, которое стимулируется государством. Так, основанием для поощрения может служить образцовое исполнение служебных обязанностей. Мерами поощрения могут быть: объявление благодарности, денежная премия, ценный подарок, др.

 

4.Виды норм административного  права

В теории наблюдается огромное видовое разнообразие норм административного  права. Так, прежде всего, выделяют материальные и процессуальные нормы административного  права. Совмещение в рамках отрасли  административного права норм материального  и процессуального характера  является одной из специфических  особенностей данной отрасли, поскольку  такие основные отрасли права, как  уголовное и гражданское выделили из сферы своего регулирования отношения  процессуального характера, предопределив таким образом создание специальных процессуальных отраслей гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права. Позитивный характер части процессуальных правоотношений, входящих в сферу влияния норм административного права, предполагает наличие значительных трудностей при вычленении процессуальных правоотношений из общей массы административно-правовых отношений. Таким образом, нормы указанной отрасли могут носить как материальный, так и процессуальный характер.

Материальные нормы административного  права, как правило, закрепляют совокупность прав и обязанностей, а также ответственность  субъектов административного права, т.е. служат созданию административно-правовых статусов. Процессуальные же нормы  отражают правила осуществления  тех или иных управленческих действий либо просто правила прохождения  определенных процедур. Эти правила  устанавливаются как для субъектов  управленческой деятельности, так и  для управляемых объектов. Значительная часть процессуальных норм носит  юрисдикционный характер, т.е. связана с применением мер административного принуждения (в том числе мер административной ответственности). Другая часть (не менее значительная) - закрепляет различного рода позитивные процедуры в области правотворчества и правоприменения (в частности, процедуру принятия подзаконных нормативно-правовых и индивидуальных правовых актов, а также процедуры лицензирования, регистрации и т.п.).

По характеру правового  воздействия нормы административного  права могут быть охранительными, т.е. предусматривать правила, направленные на защиту прав и свобод человека, охрану правопорядка, государственной безопасности, обороны страны, окружающей природной  среды и т.п., а могут быть регулятивными, т.е. регулировать деятельность физических и юридических лиц, органов государства и других субъектов в целях достижения позитивных управленческих результатов.

 

 

 

5.Источники административного  права, как носителя административно-правовых  норм

Информация о работе Административно-правовая норма