Административное задержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание

Цель : изучить и рассмотреть процесс административного задержания.
Задачи: 1) рассмотреть сущность административного задержания;
2) изучить процесс административного задержания;
3) изучить причины задержания граждан;
4) рассмотреть кодекс РФ об административном правонарушении.

Содержание

Введение 4
Административное задержание граждан 5
Сроки административного задержания 10
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице 11
Протокол об административном задержании 13
Место и порядок содержания задержанных лиц 13
Заведомо незаконное административное задержание 14
Судебное решение о производстве административного задержания 17
Заключение

Работа состоит из  1 файл

административное задержание.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

    5. Разработка и принятие Верховным  Судом РФ Указаний "О порядке  принятия судебных решений о  производстве административного  задержания".

    При разработке таких Указаний могут быть восприняты некоторые доказавшие свою эффективность положения Указаний "О порядке принятия судебных решений при проведении оперативно - розыскных мероприятий". Однако необходимо учитывать, что особенности принятия судебных решений в сфере оперативно - розыскной деятельности обусловлены ее, как правило, негласным характером и необходимостью наличия допуска к сведениям, составляющим государственную, служебную тайну. По нашему мнению, Указания должны урегулировать следующие принципиальные моменты:

    1) Место рассмотрения дела об  административном задержании

    Поскольку необходимость в судебном решении, как правило, требуется, когда административное задержание уже имеет место, представляется целесообразным рассматривать дела по месту задержания лица либо по месту предполагаемого задержания сотрудников федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности.

    2) Сроки рассмотрения и состав  суда при рассмотрении дела

    Специфика административного задержания и порядка исчисления его сроков предполагает необходимость незамедлительного рассмотрения материалов судом. При этом, учитывая тяжесть правоограничений, органам (должностным лицам) необходимо учитывать, что допустимый без судебного решения срок задержания до 48 часов может истечь в нерабочее, ночное время, выходные дни. И если проблема "выходного дня" может быть снята дежурным судьей, то при истечении 48-часового срока в нерабочее время ссылки на такие причины, как "...надо подождать, пока придет судья", "...суд начинает работать с восьми часов утра", не могут приниматься - необходимо позаботиться о получении судебного решения заранее, тем более что этому ничего не препятствует. Что касается состава суда, то, по нашему мнению, дела о производстве административного задержания должны рассматриваться судьей единолично. При этом нет необходимости определять в составе суда конкретных судей, которым, как правило, передаются на рассмотрение такие дела.

    3) Требования к порядку рассмотрения  материалов

    Материалы, служащие основанием для производства задержания, должны предоставляться суду органами, ходатайствующими о судебном решении. При этом судья может истребовать дополнительные материалы, если они необходимы для вынесения законного и обоснованного решения.

    Рассмотрение дела может носить сравнительно упрощенный характер. Вместе с тем Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 февраля 1998 г. N 6-П 1 указал на существо процессуальной деятельности при вынесении судебного решения о задержании на срок более 48 часов. Судебное решение призвано гарантировать лицу защиту не только от произвольного продления срока задержания сверх 48 часов, но и от неправомерного задержания как такового, поскольку суд в любом случае должен оценивать законность и обоснованность применения задержания к конкретному лицу. При этом нельзя не согласиться с тем, что судебное решение о задержании сотрудников

 

    1 Российская газета. 03.03.1998. N 41

    в дополнение к этим целям призвано обеспечить недопущение вмешательства  в их служебную деятельность, а  также особую правовую защиту сотрудников при выполнении публично - правовых функций.

    Таким образом, судья должен провести полномасштабную  проверку законности задержания, а  само решение не может носить характер "формального санкционирования". Подобный подход предполагает необходимость участия в открытом судебном разбирательстве не только представителя ходатайствующей о задержании стороны, но и задержанного лица или сотрудника органов (их представителей). Такое участие в деле должно стать обязательным, поскольку оценить законность и обоснованность применения административного задержания, выслушав мнение одной стороны, в данном случае не представляется возможным. При этом задержанному лицу или сотруднику органов должна предоставляться возможность изложить свои доводы и аргументы по поводу задержания с целью недопущения нарушения конституционного принципа равноправия сторон в процессе судопроизводства. Исключения могут составить случаи, когда лицо не желает присутствовать при рассмотрении его дела и данное обстоятельство подтверждается его письменным заявлением.

    4) Оформление принятого по делу  решения

    По  результатам рассмотрения дела судья  разрешает задержание на срок более 48 часов или задержание сотрудника федеральных органов государственной  охраны, органов федеральной службы безопасности либо отказывает в его производстве, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, должно незамедлительно выдаваться органу (должностному лицу), ходатайствующему о производстве административного задержания либо о его продлении на срок более 48 часов.

    5) Вступление решения в силу  и обжалование вынесенного судьей  решения

    Характер  складывающихся при административном задержании правоотношений обуславливает  незамедлительность вступления в силу решения суда после его оглашения. Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Конституционный Суд РФ, раскрывая конституционное содержание права на судебную защиту, обобщил свою правовую позицию по данному вопросу в Постановлении от 28 мая 1999 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 266 и пункта 3 части первой статьи 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан Е.А. Арбузовой, О.Б. Колегова, А.Д. Кутырева, Р.Т. Насибулина и В.И. Ткачука" 1

    "Право  на судебную защиту прав и  свобод предполагает конкретные  гарантии эффективного восстановления  в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, отсутствие же возможности пересмотреть  ошибочный судебный акт умаляет и ограничивает данное право. При этом в рамках осуществления судебной защиты прав и свобод возможно обжалование в суд решений и действий (или бездействия) любых государственных органов, включая судебные (правда, не совсем понятно, как может быть обеспечено такое право при принятии судом решения об ограничении конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно - розыскных мероприятий. - Прим. авт.). Право на судебную защиту предполагает охрану прав и законных интересов гражданина не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда. При этом эффективной гарантией такой защиты является и сама возможность пересмотра дела вышестоящим судом, которая в тех или иных формах (с учетом особенностей каждого вида судопроизводства) должна быть обеспечена государством". В отношении судебного решения о производстве административного задержания судебная защита должна быть обеспечена возможностью обжалования вынесенного судьей постановления:

    А) в случае отказа в производстве задержания органом (должностными лицами), ходатайствующим  о продлении сроков либо о производстве задержания, - в вышестоящий суд;

    Б) в случае принятия решения о производстве задержания на срок более 48 часов или о задержании сотрудника органов ФСБ РФ, ФСО РФ - в вышестоящий суд.

    Таким образом, следует признать, что, несмотря на положительные изменения в  области защиты права каждого  на свободу и личную неприкосновенность, еще много необходимо сделать для обеспечения судебной защиты данного права. В данной статье

 

    1 Российская газета. 03.03.1998. N 41

 

    высказаны общие, требующие дальнейшей детализации  предложения по совершенствованию  судебной защиты права на свободу при применении административного задержания. Призываем коллег принять участие в дискуссии по исследуемой проблеме на страницах журнала "Российский судья".

 
 
 
 
 
 
 
 
 
    

 

                          Заключение.

             Административное задержание затрагивает честь и достоинство гражданина, оказывает сильное психическое воздействие. Во прос о задержании граждан является пунктом, где «остро сталкиваются противоречивые интересы: интерес ограждения личности от административного произвола, с одной стороны, и интерес охранения... порядка и безопасности, с другой».  Таким образом права и свободы человека являются неотъемлемой частью законодательства. Без этих понятий и не существовало бы самой конституции и организации внутреннего устройства страны.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Библиографический список:

  1. Агапов А.Б. Административное право. Учебник М.: «Дашкови и Ко» 2004 -932с.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.: БЭК.1996-368с.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: Норма, 2000. 471с.
  4. Бахрах Д. Н., Серегин А. В. Ответственность за нарушение общественного порядка. — М.: Юрид. лит., 1977 г. 544с.
  5. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Н. Российское административное право. Учебник для вузов. М.: Норма – Инфра 1998 -622с.
  6. Демидов В.В. Комментарий к ст. 301 УК // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. 2-е изд., доп. и испр. М.: Юрайт-Издат, 2002 – 642с.
  7. Здравомыслов Б.В. Комментарий к ст. 301 УК // Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М.: Юристъ, 1996 – 441с.
  8. Кондрашова Т.В. Комментарий к ст. 301 УК // Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. 3-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2001- 797с.
  9. Кулешов Ю.И. Уголовная ответственность должностных лиц органов дознания и следствия за преступления против правосудия: Автореф. канд. юрид. наук. М, 1986  - 166 с.
  10. Малков В.П. Комментарий к ст. 301 УК // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1996 – 694с.
  11. Ю.И. Стецовский. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. М.: Дело, 2000 с.132
  12. Севрюгин В. Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. — Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994  -235с.
  13. Севрюгин В. Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству. Учебное пособие. — М., 1988 -536с.
  14. Хабаров А.В. Уголовное право РФ. Особенная часть: Учебно-методический комплекс и курс лекций для студентов дистанционной формы обучения. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001. С. 490
  15. Чучаев А.И. Комментарий к ст. 301 УК // Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М.: ИМПЭ и "Триада, Лтд", 1996. С.384

Информация о работе Административное задержание