Административное право в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:04, реферат

Описание

Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обеспечено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Поскольку исполнительная власть, управленческая деятельность характерна для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право, с полным основанием, можно характеризовать как центральную область в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испытывает на себе влияние со стороны иных правовых отраслей. Таким образом, в этой отрасли права фокусируются многие общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования со стороны иных отраслей права.

Содержание

Введение………………………………………………………………….с.3
Предмет административного права…………………………………….с.5
Методы административного права……………………………………..с.8
Система административного права………………………………….....с.11
Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права……………………………………………………………………...с. 14
Реформирование административного права………………………….с. 17
О «синдроме бесправия»………………………………………………с. 20
Место административного права в правовой системе Российской Федерации…………………………………………………………………с.22
Заключение………………………………………………………………..с.25
Список используемой литературы………………………………………с.27

Работа состоит из  1 файл

реферат по праву.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Решение указанных задач  было возложено на Правительственную  комиссию по проведению административной реформы, образованную постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. №451 [3].

Таким образом, административная реформа в узком смысле может быть определена как процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти, а также институциональных изменений в системе государственного управления. Целью является создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.

Под административной реформой в широком смысле понимается:

  1. разграничение полномочий и предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной властью;
  2.  реформа государственной службы; реформа функций и структуры исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О «СИНДРОМЕ БЕСПРАВИЯ»

Современные актуальные проблемы общественной жизни, бесспорно, отражаются на правовом состоянии государства. Зачастую, административное право является средством разрушения различных феноменов и негативных явлений, происходящих в государстве и обществе.

Описывая данный «синдром» в статье «Административное право как средство разрушения «синдрома бесправия» [7] в современном правовом государстве», профессор Юрий Николаевич Старилов указывает, что его формирование происходит в условиях отсутствия правового государства, либо в условиях, когда демократические ценности формально установлены в многочисленных законах или даже в Конституции страны. «Административный произвол, бесправие и современное правовое государство - несовместимые социально-правовые явления. Получается, что и сама правовая государственность не «спасает» от этого удушающего общественную жизнь феномена, который, с содержательно-практической точки зрения, всегда отягощается лишениями, неудовлетворительным характером исполнения служащими должностных обязанностей и иными отрицательными проявлениями публичного управления».

Основными тезисами этой статьи являются положения, которые показывают возможности административного права и всего механизма административно-правового регулирования в борьбе с произвольным администрированием, в деле преодоления случаев произвола в системе публичного управления. Практически каждый гражданин, который в силу необходимости связывался для решения той или иной задачи с различными структурными подразделениями публичной администрации, испытал на себе «всевластие» должностного лица, «неуемную властность» в принятии того или иного решения со стороны государственных или муниципальных служащих. Несмотря на многочисленные изменения в административном законодательстве и установлении детальных порядков осуществления деятельности государственных и муниципальных служащих, возможность принятия решения по усмотрению должностного лица все же остается. Иногда пределы произвольного администрирования расширяются должностными лицами из-за незнания законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих многочисленные административные процедуры управления. Нередкими являются и случаи сознательного нарушения должностными лицами субъективных публичных прав. 
Административный произвол как конкретная деятельность должностных лиц направлен на поверхностное отношение к делу. Служащие порой демонстративно, под несуществующими или мнимыми предлогами, не прилагают никаких усилий для «движения» дела по административной вертикали или по инстанциям. Для субъекта, обратившегося в административный орган, становятся очевидными предрешенность вопроса и возможный исход дела. Служащих не интересуют детали, предмет возникших правоотношений, управленческого дела или конфликта. Властвующими субъектами, то есть представителями публичной администрации, используются административный режим, административный ресурс, принуждение, сила, нападение, сопряженные с явным неуважением, как к гражданину, так и к праву, закону и достоинству личности. Административный произвол заключается также в демонстрации авторитаризма и административной силы, подавлении воли гражданина. Основными спутниками деятельности в рамках административного произвола становятся: неправильная оценка юридических фактов, нежелание учитывать доказательства и доводы противоположной стороны, ссылка на возможную поддержку в более высоких эшелонах административной власти. Вряд ли можно встретить что-либо более страшное и безысходное в практике применения права, чем административный произвол. Он разрушает правовую государственность и правовую жизнь, обрекает общество на унижение и страх.

МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА В ПРАВОВОЙ  СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Административное право  с учетом особенностей государственно-управленческой деятельности как правовой формы  реализации исполнительной власти охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно  широкий круг общественных отношений  управленческого типа. Тем самым отчетливо проявляется многообразие административно-правового регулирования. Например, финансовое право регулирует строго ограниченные рамками его предмета общественные отношения в сфере финансовой деятельности. Административное право таких строгих границ не имеет. Соответственно трудно найти какой-либо специальный вопрос, который можно было бы называть чисто административно-правовым, т.е. не затрагивающим интересы иных правовых отраслей. Фактически нас «окружают» со всех сторон нормы, прежде всего административного права.

Административное право  исходные начала берет в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции  различных звеньев системы исполнительной власти; административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т.д. [9].

Таким образом, отчетливо  проявляются глубокая и многогранная связь и взаимодействие административного  права со многими отраслями российского  права. Эта взаимосвязь, переплетение норм различных правовых отраслей - закономерные явления, отражающие сложный процесс формирования и функционирования российской правовой системы юридических отраслей знаний, в том числе и административного права, в новых социально-экономических и политических условиях. Административное право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует нормы административного права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иных отношений.

Наиболее  тесно административное право взаимодействует  с конституционным (государственным) правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п.[11] В частности, конституционно провозглашенные права и свободы человека и гражданина [1] практически в значительной мере также реализуются через сферу государственного управления.

Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при  этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных  звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.

Совместно с гражданским  правом, административное, нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования[12].

Аналогично решается вопрос и о соотношении норм административного  и трудового права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих  запретов.

Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения.

Административное право  характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Определив предмет и  метод административного права, можно придти к выводу о том, что данная проблема связана, прежде всего, с глубокими политическими и социально-экономическими реформами, происходящими в России.

Так, изменение политической системы  повлекло за собой изменение положения  в обществе и государстве личности, гражданина - он, его права и свободы стали высшей ценностью. Гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека привели к пересмотру концепции взаимоотношений государства и гражданина. Вместо признаваемого приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу положена концепция приоритета личности, взаимной ответственности государства и гражданина.

Переход к рыночным отношениям в экономике  повлиял и на сущность административного  права. Возникновение многообразия форм собственности потребовало и равной защиты со стороны государства всех ее видов, государственного регулирования новых экономических процессов.

Стало ясно, что без государственного регулирования, и, прежде всего административно-правового, экономические проблемы решить невозможно. Государство с помощью административного права стало усиливать свое воздействие на экономику, облекая экономические механизмы - цена, прибыль, налог, пошлина, квота, кредит и т.д. - в административно-правовую форму, т.е. пошло по пути, по которому идут все развитые страны.

Таким образом, в регулируемых административным правом отношениях главным является позитивное воздействие на регулируемые общественные связи, причем на первый план, как было отмечено ранее, выдвигаются отношения аппарата государственного управления с гражданами. Следовательно, практическая реализация провозглашенных Конституцией РФ демократических прав и свобод личности осуществляется органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть, и при наличии механизма административно-правового регулирования.

Исходя из всего ранее  сказанного, можно сделать вывод  о том, что понимание предмета и метода административного права  дает нам представление о сущности и месте административного права в системе юридических отраслей знаний, отражая тенденции его развития в современных российских условиях.

Система российского административного  права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.

В то же время, несмотря на значительную активизацию в последнее время правотворчества в сфере административного законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво и медленно. Оно сдерживается такими “внешними” факторами как явная недооценка управления на всех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию.

Однако есть основания  надеяться, что комплексное развитие всех сфер административно-правового  регулирования и ускоренное развитие науки административного правоведения способны приблизить эту отрасль  российского права к общепринятым международным нормам, способным эффективно работать и в российских условиях.

 

 

 


Информация о работе Административное право в системе российского права