Адмимнистративный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:39, дипломная работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических вопросов, связанных с понятием, принципами и субъектами административного процесса, в том числе сущность, стадии и виды административного производства, а также возбуждение, рассмотрение административного производства, вынесение постановления, его обжалование и опротестование и исполнение принятого решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Понятие и принципы административного процесса
1.2 Административное производство или процесс
1.3 Субъекты административного процесса, административно-юрисдикционной деятельности
2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1 Сущность, стадии и виды административного производства
2.2 Сущность и возбуждение дела об административном правонарушении
2.3 Рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение постановления, его обжалование и опротестование
2.4 Исполнение принятого решения
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Административный процесс сущность и виды.rtf

— 695.05 Кб (Скачать документ)

Исполнение постановления суда о направлении гражданина, больного заразной формой туберкулеза, на принудительное лечение возлагается на судебных исполнителей территориальных органов Администратора судов.

Лица, направленные на лечение алкоголизма, наркомании и токсикомании выписываются по истечении срока принудительного лечения, определенного судом; лечение же больных заразной формой туберкулеза продолжается до прекращения выделения ими микробактерий туберкулеза.

Режим содержания, лечения и организация труда лиц, направленных на принудительное лечение алкоголизма, наркомании и токсикомании, регламентируется Положением о принудительном лечении в специализированных лечебно-профилактических учреждениях системы Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

Изучая сложившийся опыт административной практики обеспечения принудительного лечения, следует указать на то, что законодательством Республики Казахстан вносятся коррективы в медико-социальную реабилитацию лиц, больных наркоманией. [35]

Судья, орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении административного взыскания может исполнительное производство прекратить и освободить от административного взыскания.

Инициатива прекращения исполнительного производства может исходить не только от судьи, органа (должностного лица), вынесшего постановление, но и от лица, приводящего постановление в исполнение, а также от лица, привлеченного к ответственности, его законного представителя, защитника.

Прекращение исполнения постановления и освобождение от административного взыскания происходит в следующих случаях:

- отмена закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность;

- если закон или отдельные его положения, устанавливающие административную ответственность, утратили силу вследствие признания их Конституционным Советом не соответствующими Конституции РК; [36]

- смерти лица, привлеченного к административной ответственности или объявления его в установленном законом порядке умершим (ст.ст.296 - 300 ГПК РК);

- истечения срока давности исполнения о наложении административного взыскания, установленного ст. 703 КоАП РК.

Прекращенное исполнительное производство не может быть возобновлено.

Кодексом РК об административных правонарушениях предусмотрен срок давности для исполнения постановления о наложении административного взыскания (ст.703 КоАП РК). Давность исполнения постановления об административном взыскании связывается не с ограничением срока приведения постановления в исполнение, а только с ограничением срока обращения постановления к исполнению.

Постановление о наложении административного взыскания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение одного года со дня его вступления в законную силу. Данный срок является максимальным, по его истечению исполнительное производство не может быть начато.

Течение срока давности исполнения постановления может быть приостановлено, при подаче в установленный срок жалобы или принесении протеста. Так же срок давности прерывается в случаях, когда лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от его исполнения. Со дня обнаружения этого лица, возобновляется исчисление срока давности. Течение указанного срока приостанавливается на срок отсрочки, т.е. до истечения срока отсрочки (один месяц), а при рассрочке исполнения постановления течение срока давности продлевается на срок отсрочки.

Традиционность сложившихся стадий не означает, что они совершенны.

Во-первых, следует усилить роль судебных органов в рассмотрении правонарушений с учетом характера проступков и мер административных взысканий.

Во-вторых, административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, следует возложить на органы ювенальной юстиции.

Кроме того, по нашему мнению, если постановление о наложении взыскания вынесено, но не исполнено, производство на всех стадиях может остаться безрезультатным и вместо предупредительного и воспитательного может иметь противоположный эффект.

 

Заключение

 

Обширная правоприменительная практика в сфере административно-юрисдикционной деятельности выявила существенные недостатки Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, в связи с чем, он претерпел значительные изменения, но до сих пор действующая редакция отдельных его норм и норм ГПК РК, регулирующих производство об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушения, вызывает неоднозначное толкование в практической деятельности.

Действующий Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях объединил в себе одновременно нормы, регулирующие административный процесс, административное производство и нормы материального права.

Группа ученных (Репов Э.А., Бахрах Д.Н.) считают, что процесс и производство соотносятся как общее и частное, что административное производство - это часть административного процесса, то есть особый вид административной деятельности по разрешению дел определенной категории, в том числе уполномоченных субъектов по применению административных взысканий.

Опираясь на данное мнение, можно выделить в административном производстве следующие стадии: возбуждение, рассмотрение, пересмотр дела об административном правонарушении, исполнение решения по делу. И в каждой из стадий имеются проблемы. Так, глава 4 - "Производство по делам об административных правонарушениях" содержит нормы, которые вступают в противоречия между собой. Согласно ч.3 ст.634 КоАП РК дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о совершении административного правонарушения или вынесения постановления прокурором. Вместе с тем ст.639 КоАП РК предусматривает случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется. Получается, что ст. 639 вступает в противоречие с ч.3 ст.634, согласно которой административное дело не считается возбужденным без протокола.

В ст.34 КоАП РК дано понятие "должностное лицо" только по отношению к государственным организациям, органам местного самоуправления, в связи с чем, возникают трудности по привлечению к ответственности в порядке статей 525,526,527 кодекса бухгалтера частной фирмы, поскольку такие неясности в определении понятий в законодательстве позволяют уйти от ответственности.

Также требует разъяснения норма ст.71 кодекса, которой предусмотрено, что лицо, совершившее деяние, содержащее признаки административного правонарушения, может быть освобождено от административной ответственности вследствие изменения обстановки, а также болезни, препятствующей исполнению административного взыскания. Однако какое событие, что конкретно следует понимать под "изменением обстановки" не разъяснено.

Завершающей стадией административного процесса является исполнение решения по административным делам. В соответствии со ст.ст. 708,709 КоАП РК по истечении установленного срока для добровольного исполнения постановления о наложении штрафа на физическое или юридическое лицо постановление направляется в суд для вынесения постановления о принудительном взыскании наложенного штрафа. По нашему мнению, постановление органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, являются исполнительным документом и не требуют дополнительного подтверждения в качестве такового путем обращения в судебные органы.

Обращение в судебные органы значительно затягивает процесс реального исполнения постановлений, поэтому считаю, что обращение в суд является ненужным промежуточным звеном, требующим его устранения.

В результате проводимых реформ и преобразований последних лет сегодня произошли положительные перемены в судебной системе республики. В стране утвердилась судебная власть, действующая самостоятельно и независимо от других ветвей власти, обеспечивающая надежную защиту гарантированных Конституцией прав и свобод граждан.

Сейчас граждане гораздо чаще, чем в прошлые годы, стали обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав и разрешать материальные и моральные споры. Статистика показывает, что ежегодно возрастает количество жалоб в суд на неправомерные действия органов власти и управления, должностных лиц. Сравнительно недавно в 2005 году в Карагандинской области создан административный суд в городе Темиртау. Необходимость создания административного суда вызвана тем, что после принятия Кодекса РК об административных правонарушениях к компетенции судов было отнесено 228 составов правонарушений вместо 54 ранее рассматриваемых, что увеличило количество этой категории дел на 422%.

Так, например, только за 9 месяцев 2006 года в суде г. Темиртау было всего поступило 4 943 административных дел (9 месяцев 2006 года - 6 801 административных дел) и 84 гражданских дел в порядке главы 26 ГПК РК (51 - за 2006 год).

Из 84 гражданских дел в порядке главы 26 ГПК РК рассмотрено по существу 82 (50) дел, из них с удовлетворением предъявляемых требований - 58 (39), без удовлетворения - 23 (11), прекращено - 1.

Всего, по существу рассмотрено 2 213 административных дел (1 842), из них прекращено 267 (174) дел, направлено на принудительное исполнение в порядке ст.ст. 708:709 КР КоАП- 1 795 (4 212) постановлений. Остаток по административным делам составляет - 8 дел. Административных взысканий наложено по 1 946 (1 668) делам, в том числе:

предупреждение - 65 (60);

административный штраф - 1 344 (1 336);

административный арест - 36 (33);

лишение спец. права- 501 (239);

дополнительные взыскания:

административное выдворение - 31 (29);

конфискация - 15 (20).

Наложено судом штрафов на сумму 12 484 836 (11 369 365) тенге, оплачено в суде добровольно - 11 213 658 (9 238 576) тенге, направлено на принудительное исполнение постановлений на сумму 30 109 459 (13 723 848) тенге. В целом до сих пор многие вопросы деятельности административных судов остались нерешенными, в том числе касающиеся подсудности дел, принадлежащих рассмотрению в специализированных судах. В связи с этим мы полагаем, что к подсудности административного суда надо относить не только рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях в Республике Казахстан от 30.01.2001 года, но и разрешение жалоб частных лиц на решения и действия органов государственного управления и должностных лиц.

По нашему мнению только судебный контроль обеспечит равновесие государственных функций и создаст предпосылки для эффективной работы государственного управления.

Таким образом, административный процесс недостаточно полно расписан в действующем Кодексе РК об административных правонарушениях, т.к. КоАП был принят несколько торопливо, складывается мнение, что каждый раздел "писался" тем или иным заинтересованным ведомством, которое не всегда учитывало общие нормы административного законодательства, а чаще переносило в КоАП свое отраслевое право. Так, например, из Налогового Кодекса были исключены нормы административной ответственности и перенесены в КоАП РК, такая же картина наблюдается и по другим отраслевым законам. Имеющиеся в Кодексе многочисленные нестыковки, откровенные противоречия мешают нормальной работе судей, органов (должностных лиц). Поэтому считаем, что для нормальной работы органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, необходим Административный процессуальный кодекс.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Административное право Республики Казахстан. Общая часть. Отв.ред. А.А.Таранов. Алматы: Жеты Жаргы, 1997.

2. Якимов А.Ю. Принципы административно-юрисдикционного процесса. Государство и право. 1999.

3.Диалектическая логика: категории сферы сущности и целостности. Алма-Ата: Наука, 1987.

4. Вайсберг Л.М. Принцип конкретности в изучении социальной патологии. Диалектика и этика. Алма-Ата: Наука, 1988.

5. Юридическая конфликтология - новое направление в наукеГосударство и право. М., 1994.

6. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч.1. М.: ТЕИС, 1995.

7. Теория юридического процесса. Под ред. В.М. Горшенева. Харьков: Вища школа, 1985.

8. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995г. с изменениями и дополнениями от 21.05.2007г.

9. Управленческие процедуры. М.: Наука, 1988.

10.Кодекс Казахской ССР "Обадминистративных правонарушениях от 22 марта 1984г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 октября 1996 года. Алматы: Жеты Жаргы, 1996 (утратил силу).

11. Сергун П.П. Охрана прав и свобод личности в производстве по делам об административных правонарушениях. Автореф.дисс.на соискание ученой степени канд.ю.н. - Саратов, 1987.

12. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. Под ред.д.ю.н.проф. Наумова А.В. - М.: Юрист,1997.

13. Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий права. М.,1976.

14.Масленников М.Я. Административная юстиция и административное судопроизводство: соотношение с административным процессом, процессуально-правовая регламентация, перспективы развития. Гос. и право, 2002 №9

15. Бахрах Д.Н. Административная право. Общая часть. М.1993.

16.Правила предоставления права недропользования в РК. Утверждено постановлением Правительства РК от 31.01.2000 №108//САПП РК, №3.

17.Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства" от 19 июня 1995.

18. Коренев А.П. Административное право России. Часть 1. М.: Юрист, 1996.

19. Закон Республики Казахстан "О прокуратуре" от 21 декабря 95 с изменениями и дополнениями по состоянию на 27 июля 7. Алматы: ЮРИСТ, 2007.

20. Шергин А.П. Актуальные проблемы административно-деликтного права. Юрист 12/2004.

21. Демин А.А. Понятие административного процесса и кодификацияадминистративно-процессуального законодательства Российской Федерации. Гос. и право 2000, №11

22.Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, переработанное и дополненное М. Зерцало. 1997г.

23.Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 22 мая 2007 года. Астана: ИКФ "Фолиант", 2007.

Информация о работе Адмимнистративный процесс