Средства для ухода за зубами и полостью рта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:19, реферат

Описание

Во все времена здоровье зубов и десен неоспоримо связывалось с гигиеной полости рта, древние врачеватели утверждали, что человек здоров, пока здоровы его зубы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Классификация………………………………………………………………….….3
Кодирование…………………………………………………………………….….4
Ассортимент………………………………………………………………………..7
Упаковка…………………………………………………………………………..17
Маркировка………………………………………………………………………..19
Требования к качеству средств для ухода за полостью рта…………………21
Хранение и транспортирование………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….28
Литература……………………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Средства для ухода за зубами и полостью рта.docx

— 88.14 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………2

Классификация………………………………………………………………….….3

Кодирование…………………………………………………………………….….4

Ассортимент………………………………………………………………………..7

Упаковка…………………………………………………………………………..17

Маркировка………………………………………………………………………..19

Требования к качеству средств для ухода за полостью рта…………………21

Хранение и транспортирование………………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….28

Литература……………………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

   Во все времена здоровье зубов и десен неоспоримо связывалось с гигиеной полости рта, древние врачеватели утверждали, что человек здоров, пока здоровы его зубы.

    Одним из наиболее эффективных и вместе с тем наиболее простых и доступных мер профилактики заболеваний полости рта является правильный и эффективный уход за зубами, полостью рта в целом с использованием всего арсенала современных средств гигиены полости рта.

Красивая улыбка – это  свидетельство здоровья, способ улучшить настроение и расположить к себе людей и в конечном итоге –  залог жизненного успеха. Какими только хвалебными эпитетами не награждают люди зубы – ослепительные, белоснежные, жемчужные. Не удивительно, что все  мы заботимся о красоте зубов  и о свежести дыхания.

На протяжении веков человечество испробовало самые разнообразные  средства для того, чтобы очистить зубы и придать им белизну: песок, золу, соль, мел и т. д. Эти поиски привели к созданию зубной пасты, гели, зубные порошки,средства для отбеливания  зубов, зубные щетки, зубочистки…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация.

В соответствии с СанПиН 1.2.676-97 к  средствам гигиены полости рта  относят:

1. Зубные пасты, гели (гигиенические,  лечебно-профилакти-ческие), пасты для  обработки зубных протезов.

2. Зубные порошки, порошки  для обработки зубных протезов, средства для обработки щетины  зубных щеток.

3. Средства для отбеливания  зубов.

4. Зубные эликсиры, полоскания, дезодоранты для полости рта.

5. Зубные щетки (механические, электрические), щетки для обработки  зубных протезов, флоссы, флоссодержатели,  ирригаторы, стимуляторы для полости  рта, ершики, зубочистки и т.д.

6. Таблетки для обработки  зубных протезов, красящие таблетки  для выявления зубного налета.

7. Жевательная резинка  (лечебно-профилактическая), конфеты  для дезодорирования полости  рта и др.


Приведенная классификация  призвана облегчить рассмотрение обширного  ассортимента этой группы косметических  товаров.

Наиболее распространенными средствами для ухода за полостью рта являются зубные пасты и гели.

Факторами, формирующими ассортимент  средств гигиены полости рта, являются: производитель, назначение, состав, пенообразующая способность1, половозрастной признак, фасовка, упаковка.

Совсем небольшую долю в ассортименте средств гигиены полости рта (не более 2–3 %) составляют морально устаревшие зубные порошки. А такие средства, как эликсиры, дезодоранты, флоссы, представлены на российском рынке в  весьма ограниченном ассортименте и  количестве.

 

 

 

 
 
 

 

Кодирование.

C помощью штрихового кода  зашифрована информация о некоторых  наиболее существенных параметрах  продукции. Наиболее распространены  американский Универсальный товарный  код UPC и Европейская система  кодирования EAN.

Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается  свой номер, состоящий из 8 цифр (EAN-8) или чаще всего из 13 цифр (EAN-13). 

Возьмем, к примеру, цифровой код: 5601721110013. Первые две цифры (56) означают страну происхождения (изготовителя или  продавца) продукта; следующие пять (01721) – предприятие-изготовитель;   еще пять (11001) – наименование товара, его потребительские свойства,  размеры, массу, цвет. Последняя цифра (3) контрольная, используемая  для  проверки правильности считывания штрихов  сканером.

               EAN - 13:

     ------------------------------

       ¦¦¦¦¦ - ¦¦¦¦¦¦¦¦--¦¦¦¦¦¦¦¦

       ¦¦¦¦¦ - ¦¦¦¦¦¦¦¦--¦¦¦¦¦¦¦¦

       ¦¦¦¦¦ - ¦¦¦¦¦¦¦¦--¦¦¦¦¦¦¦¦

       ¦¦¦¦¦ - ¦¦¦¦¦¦¦¦--¦¦¦¦¦¦¦¦

       ¦¦¦¦¦ - ¦¦¦¦¦¦¦¦--¦¦¦¦¦¦¦¦

       ¦¦¦¦¦ - ¦¦¦¦¦¦¦¦--¦¦¦¦¦¦¦¦

       ¦           ¦            ¦

     5 ¦6 0 1 7 2 1¦1 1 0 0 1 3 ¦ >

    

            код страны   код предприятия-             код товара        контрольная        знак товара, изготовленного

                 изготовителя            цифра     по лицензии

 

Для кода товара:

1 цифра: наименование  товара;

2 цифра: потребительские  свойства;

3 цифра: размеры, масса;

4 цифра: ингредиенты;

5 цифра: цвет.

Пример вычисления контрольной  цифры для определения подлинности  товара

1. Сложить цифры, стоящие  на четных местах:

     6+1+2+1+0+1=11.

2. Полученную сумму умножить  на 3:

     11´3=33.

3. Сложить цифры, стоящие  на нечетных местах, без контрольной  цифры:

     5+0+7+1+1+0=14.

4. Сложить числа, указанные  в пунктах 2 и 3:

     33+14=47.

5. Отбросить десятки: 

     получим 7.

6. Из 10 вычесть полученное  в пункте 5:

     10-7=3.

   Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно.

Возможен также вариант, когда для кода страны-изготовителя отводится три знака, а для  кода предприятия – четыре. Товары, имеющие большие размеры, могут  иметь короткий код, состоящий из восьми цифр – EAN-8.

Как правило, код страны присваивается  Международной ассоциацией EAN. Обращаем внимание потребителей на то, что код  страны никогда не состоит из одной  цифры.

Нередко на товаре можно  увидеть надпись, например, «Сделано в Голландии», а код, нанесенный на этикетку, этой стране не соответствует. Тут причин может быть несколько.

Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. 

Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии.

Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.

И, наконец, четвертая: учредителями предприятия являются несколько фирм из различных государств.

     Штриховые коды некоторых стран

 

00-09

США и Канада

30-37

Франция

380

Болгария

383

Словения

385

Хорватия

400-440

Германия

460-469

Россия (и бывший СССР)

4605

Латвия

471

Тайвань

489

Гонконг

45, 49

Япония

50

Великобритания

520

Греция

529

Кипр

535

Мальта

539

Ирландия

54

Бельгия и Люксембург

560

Португалия

569

Исландия

57

Дания

590

Польша

599

Венгрия

600-601

ЮАР

619

Тунис

64

Финляндия

690

Китай

70

Норвегия

729

Израиль

73

Швеция

740-745

Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама

750

Мексика

759

Венесуэла

76

Швейцария

770

Колумбия

773

Уругвай

775

Перу

779

Аргентина

780

Чили

786

Эквадор

789

Бразилия

80-83

Италия

84

Испания

850

Куба

859

Чехия и Словакия

860

Югославия

869

Турция

87

Нидерланды

880

Южная Корея

885

Таиланд

888

Сингапур

90-91

Новая Зеландия

955

Малайзия


Ассортимент

Ассортимент и характеристика зубных порошков

   Зубные порошки являются предшественниками зубных паст, они были основным средством гигиены полости рта в России до начала  
50-х годов. Зубные порошки до сих пор производятся и в России и за рубежом, но их удельный вес не превышает 5 %.

Зубные  порошки  состоят  из  химически осажденного мела  
(98–99 %) и 2 % эфирных масел (мятное, анисовое, гвоздичное, эвкалиптовое масла, ментол и др.), также в их состав могут вводиться другие добавки.

Компания «Аванта» является единственным отечественным производителем зубных порошков. Успех зубных порошков можно объяснить тем, что при  доступной цене, они являются качественными  и эффективными средствами гигиены. Современные зубные порошки значительно  отличаются от своих предшественников, как и зубные пасты, они делятся  на две большие группы: гигиенические  и лечебно-профилактические.

Лечебно-профилактический зубной порошок «Особый» обладает прекрасными очищающими и отбеливающими свойствами. Имеет специальную формулу, содержащую бикарбонат натрия (2 %) для лучшего очищения зубов.

Гигиенический зубной порошок «Мятный» обладает прекрасными очищающими свойствами, приятным вкусом и запахом.

Лечебно-профилактический зубной порошок «Морские минералы» (рисунок 4.3) обеспечивает эффективную профилактику болезней десен. Морская соль – природный биостимулятор, улучшает кровообращение в деснах, снимает отек при воспалении десен.

Гигиенический зубной порошок «Отбеливающий» (рисунок 4.4) обладает очищающим и отбеливающим действием, эффективно уда-ляет налет с зубов.

Все зубные порошки предназначены  в основном для здоровых зубов. Они  имеют ряд недостатков, которые  и позволили отодвинуть их на задний план и снизить их объемы производства до минимума.

К недостаткам зубных порошков можно отнести:

- неудобство пользования  по сравнению с зубными пастами;

- невысокую гигиеничность  при использовании, так как  систематическое соприкосновение со щеткой загрязняет их;

- невозможность введения  полезных добавок, т.к. отсутствуют  связующие компоненты;

- высокую абразивность  порошков, что приводит к повышенной  истираемости зубной эмали.

Таким образом, зубные порошки  только механически очищают зубы от загрязнений. В настоящее время  зубные порошки чаще всего используют для чистки съемных зубных протезов.

Ассортимент и характеристика зубных паст

Зубная паста представляет собой дисперсию частиц порошка в жидкой дисперсионной среде. Дисперсной фазой являются абразивные вещества, структурообразователи и другие наполнители, нерастворимые в дисперсионной среде. Дисперсионной средой является гель, содержащий биоактивные добавки, поверхностно-активные вещества, ароматизаторы и другие компоненты. Таким образом, зубные пасты – это суспензии (гетерогенные системы).

Современные зубные пасты  лишены недостатков зубных порошков. Они обладают очищающим, освежающим и лечебно-профилактическим действием, они удобны и гигиеничны в использовании.

Классификация зубных паст приведена  на рисунке 1.

Согласно ГОСТ 7983-99 зубные пасты  подразделяются на гигиенические и лечебно-профилактические.

Принадлежность зубной пасты  к той или иной группе зависит  от входящих в ее состав ингредиентов. Все зубные пасты содержат перечень основных (обязательных) компонентов, придающих им очищающие, дезодорирующие или лечебно-профилактические свойства.

Оптимальный выбор зубной пасты и режим ее применения зависят  от ряда факторов: возраста, состояния  зубов и слизистой оболочки полости  рта и т. д., а также четкого  знания состава зубной пасты. На современном  рынке представлен большой ассортимент  различных марок зубных паст. В  этих условиях важно не просто знать  наименования зубных паст, но и владеть  информацией по входящим в их состав активным ингредиентам и о предназначении товара

Рисунок 1 – Классификация  зубных паст

К группе гигиенических относят те пасты, в состав которых входят только основные ингредиенты, в них нет лечебных или профилактических добавок. Эти пасты обладают лишь очищающими свойствами. Гигиенические пасты сейчас практически не производят, и они редко встречаются в продаже.

Детские и взрослые зубные гигиенические пасты отличаются хорошими вкусовыми свойствами за счет приятных отдушек, в которые входят различные эфирные масла пахучих  растений. Пасты обладают умеренным  антисептическим действием. Хорошие  вкусовые свойства в детских пастах – главная их особенность.

По вкусовым предпочтениям  россияне в большинстве предпочитают пасту со вкусом мяты (ментола) – 70 %. Фруктовые вкусы, популярные в Европе и Азии, а также пасты со вкусом корицы, пользующиеся огромным успехом в США, у наших потребителей интереса не вызывают.

Лечебно-профилактические пасты кроме основных компонентов содержат те или иные активные (лекарственные) добавки, обеспечивающие лечебно-профилактический эффект при употреблении продукта. Лечебно-профилактические зубные пасты появились в начале XX века. Первой лечебно-профилактической добавкой в зубной пасте стал фермент пепсин, который, по утверждению изготовителей, способствовал отбеливанию зубов и растворению зубного налета. В 1950-е годы появилась первая зубная паста, содержащая фтор.

Лечебно-профилактические зубные пасты  можно разделить на три функциональные группы.

1. Семейные. Как правило, семейные зубные пасты содержат в качестве активного ингредиента соединения фтора и имеют оптимальные для здорового человека очищающие свойства, что в целом обеспечивает их профилактическую эффективность. Семейные зубные пасты можно рекомендовать, начиная с 12-летнего возраста. Количество фторидов в них усреднено (с учетом всех возрастов), что недостаточно для профилактики заболевания кариесом взрослых людей.

2. Специализированные (терапевтические). Специализированные зубные пасты рассчитаны на определенный контингент пользователей с учетом возраста или состояния органов и тканей полости рта. Ряд специализированных паст содержит медикаментозные средства и применяется в комплексе профилактики и лечения заболеваний органов и тканей полости рта. К числу специализированных зубных паст относятся:

  • противовоспалительные пасты;
  • противокариозные пасты;
  • отбеливающие пасты;
  • пасты для лечения галитоза (неприятного запаха изо рта);
  • пасты для зубов с повышенной чувствительностью;
  • детские;
  • содовые.

3. Многофункциональные (универсальные). Многофункциональные пасты предназначены для предотвращения сразу нескольких стоматологических заболеваний или проблемных состояний полости рта.

Зубные эликсиры, ополаскиватели полости рта

   Зубные эликсиры – это прозрачные, ароматизированные водно-спиртовые растворы активно действующих веществ. В состав эликсиров входят витамины, экстракты лекарственных трав, эфирные масла (мятное, гвоздичное, лимонное и др.) и другие вещества, благотворно влияющие на слизистую оболочку полости рта. Эликсиры содержат более 30 % спирта и для применения их разводят водой. Готовые к применению эликсиры содержат 5–6 % спирта.

Они укрепляют десны, предотвращают кровоточивость, предохраняют зубы от кариеса, но чаще их применяют как дезинфицирующее полость рта и освежающее средство.

Как и зубные пасты, эликсиры и полоскания подразделяются по половозрастному признаку – для детей и для взрослых. Полоскания для детей не содержат спирт и имеют приятный фруктовый вкус.

Все зубные эликсиры можно  разделить на две группы: гигиенические и лечебно-профилактические.

Основное назначение гигиенических  эликсиров – дезодорация полости  рта, поэтому они применяются, как  правило, в виде полосканий после  чистки зубов.

В отличие от эликсиров зубные ополаскиватели не нужно разводить перед применением, они не содержат спирта и обладают, как правило, лечебно-профилактическим действием. Это могут быть зубные ополаскиватели противовоспалительного, противокариесного действия, ополаскиватели, снижающие чувствительность шеек зубов, уменьшающие отложения зубного налета и растворяющие его и т.д.

Дезодоранты и спреи, жидкости для освежения дыхания

Эта группа средств появилась  относительно недавно с единственной целью – устранить неприятный запах изо рта. Однако продолжительность  их действия достаточно мала, в редких случаях их действие может сохраняться  на протяжении одного часа. Наиболее распространенной отдушкой, используемой в них, является мята как простая, так и перечная, в последнее время еще стали  применять мелиссу лимонную.

Гигиенические гели, бальзамы для десен и тоники

Это средства профилактики и лечения основных стоматологических заболеваний. Особые свойства геля – одновременно твердого тела и жидкости – делают его средством нового поколения в стоматологии. Как твердое тело гель обладает способностью задерживаться на зубах, обеспечивая обработку зубов лекарственным веществом. Данные жидкие формы средств гигиены полости рта относятся к профилактико-гигиеническим, так как, кроме очищающего действия, обладают выраженным противовоспалительным действием за счет концентрации биологически активных веществ сборов лекарственных растений; способствуют нормализации естественной микрофлоры в полости рта за счет подавления роста стафилококков, стрептококков и других бактерий, вызывающих воспаление; способствуют удалению зубного налета.  
В этой группе можно выделить профилактико-гигиенический гель «Дентим».

 Дополнительные  средства по уходу за зубами

Зубные щетки – основной предмет для механической чистки зубов. Зубная щетка состоит из ручки, шейки и головки (рабочей части), с посаженным в нее пучком щетинок.

Все зубные щетки подразделяются по назначению:

– на гигиенические;

– специального назначения (для ухода  за ортопедическими конструкциями);

– профилактические.

 Зубные щетки специального назначения подразделяются на шесть подгрупп:

1. Ортопедические зубные щетки. Предназначены для ухода за зубами при наличии ортопедических конструкций. Их характерной особенностью является V-образное углубление, проходящее через всю поверхность щеточного поля;

2. Монопучковые зубные щетки. Представляют собой тонкую шейку щетки, на конце которой имеется один единственный пучок щетины. Отличием щеток данной подгруппы является ровная или заостренная форма щеточного поля монопучка, а также качество обработки кончиков щетины. У отдельных щеток (как, например, у монощеток «Jordan») крайне грубо обработаны кончики щетинок, что ухудшает и затрудняет ее использование. Основное предназначение монопучковой зубной щетки – очищение зубов при наличии во рту ортопедических и ортодонтических конструкций;

3. Малопучковые зубные щетки. На головке такой щетки имеется, как правило, семь пучков щетины: шесть из них расположены по кругу и один в центре. Центральный пучок, как правило, имеет более длинные щетинки, а у других пучков щетинки подстрижены под восходящим углом к центру. Они также используются, главным образом, для очищения зубов с ортодонтическими конструкциями, внутриротовой тяги при переломах челюстей, скученности зубов, металлокерамических коронках и имплантатах;

4. Зубные щетки «Sulcus». Это щетки, имеющие узкую длинную головку, по длине соизмеримую с длиной головки обычной зубной щетки, на поверхности которой имеются два продольных ряда пучков щетины. Их предназначение – вспомогательное, как дополнительная щетка, способствующая лучшему очищению зубов от налета, остатков пищи при скученных зубах, одиночных коронках, на плантатах и других ортопедических и ортодонтических конструкциях;

5. Зубные щетки «ершик». Представляют собой длинную или короткую ручку, в замковое крепление которой вставляется конусовидный или цилиндрический ершик. Данный вид продукции необходим при исправлении прикуса и должен использоваться пациентами со всеми видами ортодонтических конструкций, он необходим для очищения межзубных промежутков;

6. Зубные щетки «Sensitive». Характеризуются особой мягкостью щетины, так как диаметр нейлонового волокна, используемого в этих щетках минимален. Предназначены эти щетки для пациентов, страдающих повышенной чувствительностью зубов к внешним раздражителям.

Несмотря на различные конструктивные ухищрения, зубные щетки не обеспечивают полной очистки контактных поверхностей зубов и межзубных промежутков (примерно 30 % всей поверхности зубов остаются недосягаемыми для зубной щетки), поэтому необходимо использовать  не совсем привычные для отечественного потребителя интердентальные приспособления: зубные нити (флоссы), зубочистки, межзубные ершики.

Флоссы – это специальные нити из синтетических волокон для очистки контактных поверхностей зубов и межзубных промежутков. Для того чтобы нить легко скользила по поверхности зуба, ее пропитывают специальным полимером. Ведущие производители пропитывают флосс специальными профилактическими добавками. Чаще всего в их состав добавляют фторид натрия: он помогает быстрее восстановить нормальный уровень кислотности во рту. Помимо фторида натрия используют хлоргексидин, который обладает дезинфицирующими и противовоспалительными свойствами. А чтобы процедура стала более приятной и оставляла ощущение свежести во рту, производители добавляют в состав нитей ментол. К примеру, нить компании Johnson & Johnson «Reach dental floss» имеет ментоловый вкус, также в ее составе содержится фтор. А для того, чтобы нить легко скользила между зубов, не рвалась и не растягивалась, ее пропитали специальным воском.

Флоссы бывают круглыми и плоскими. Круглая нить подходит только тем, у  кого широкие просветы между зубами, плоская имеет более обширный круг пользователей. Кроме того, выпускают вощеные и невощеные флоссы. Вощеный флосс лучше проникает через узкие точки контакта между зубами, а невощеный обладает лучшим чистящим эффектом, так как в состоянии натяжения распушается.

Разновидностью флоссов  являются суперфлоссы, которые применяются для очистки мостовидных протезов, брекет-систем и других ортодонтических конструкций.

В настоящее время выпускаются  упаковки с различной длиной нити – 18, 25, 36, 50 метров. Катушка с нитью помещена в пластиковую коробочку. Под крышкой коробки есть специальный нож, чтобы было просто и легко оторвать нить необходимой длины.

Применение нитей позволяет  предотвратить развитие кариеса  контактных поверхностей зубов и  воспаления десен.

Зубочистки используются для очистки межзубных промежутков и боковых поверхностей зубов. Они изготавливаются из дерева или пластмассы и представляют собой колышки различной величины и формы. Традиционная деревянная палочка представлена на современном рынке уже несколькими разновидностями. Во-первых, дерево может быть разное: это либо береза, либо бамбук. В принципе особой разницы между ними нет. Единственное отличие – фактура. Бамбуковые – гладкие, а березовые немного шершавые, как бы слегка бархатные. Лидер по производству зубочисток – итальянская компания Sisma, изготавливающая серию под названием «Samurai». Зубочистки могут быть с обоими заостренными кончиками или только с одним. Есть серия зубочисток, содержащих в себе парфюмерные добавки (ароматы клубники, апельсина, лимона). А на самом кончике может быть ментоловая добавка, освежающая полость рта. После использования зубочистки остается такое же ощущение, как после жевания жвачки. Особого внимания заслуживает упаковка для хранения или ношения зубочисток с собой. Помимо традиционных пластиковых коробочек и стаканчиков производители предлагают:

• карманные коробочки, куда вмещается  семь зубочисток (очень удобно носить с собой в сумке – идеальный  вариант для любителей fast-food);

• настольные кнопочные держатели (нажал кнопку – зубочистка выскочила);

• индивидуальные упаковки (каждая зубочистка завернута в бумажный пакетик  – такой вид, скорее, для ресторанов, но и в дом для гостей тоже подойдет);

• декоративные металлические коробочки (не только полезное приспособление, но и красивое – это маленькая  шкатулочка с цветным изображением).

Зубочистки, изготовленные из особых пород деревьев (эвкалипт и др.), обладают дезинфицирующими и дезодорирующими  свойствами. Деревянные зубочистки являются одноразовыми. По форме рабочей части  они бывают плоскими, треугольными, овальными.

Новинкой рынка средств гигиены  полости рта являются ароматические палочки, которые пропитаны эфирными маслами и применяются для массажа десен.

Межзубные ершики – приспособление, пока не получившее своего широкого распространения в России. Данное приспособление весьма удобно и полезно для тех, у кого широкие щелочки между зубами, для тех, кто носит ортодонтические конструкции, а также при пародонтозе. Ершики крепятся на ручку, напоминающую ручку обычной зубной щетки. В отличие от головки обычной щетки, насадка-ершик – съемная. Как правило, в комплект входит несколько ершиков, которые после выхода срока пользования можно легко заменить. На российском рынке пока представлены только ершики «Oral-B Interdental Set».

Ухода требуют  не только естественные, но и искусственные зубы (протезы), неопрятное содержание которых способствует развитию бактерий во рту, в том числе и гнилостных, и появлению неприятного запаха. За рубежом разработаны и выпускают специальные средства для ухода за протезами.

В особую группу следует  выделить специальные приборы для полирования зубов. Это маленький электромоторчик с питанием от батарей, на ось которого надеваются резиновые конусы, позволяющие с помощью специальных паст очищать и полировать передние поверхности зубов в местах, недоступных щетке. Но этот прибор нельзя использовать слишком часто, поскольку он портит эмаль. Жевательная резинка применяется для ухода за зубами в промежутках между чистками зубной щеткой. Стоматологи широко рекомендуют жевательную резинку без сахара, и в особенности такую, в которой содержится заменитель сахара – ксилит.

Классификация жевательных резинок строится по принципу смены поколений от более простых сахаросодержащих жевательных резинок первого поколения, от которых постепенно отказались из-за их кариеспровоцирующих свойств, связанных с микробной утилизацией сахаров в кислоту. Именно поэтому они названы ложногигиеническими, т.е., с одной стороны, способствуют удалению налета, но с другой – не препятствуют его образованию опять за счет повышенного содержания сахаров. Следующее поколение является чисто гигиеническим, с хорошими дезодорирующими свойствами. Жевательные резинки, относящиеся к третьему и четвертому поколениям, имеют значительно более сложную химическую структуру, в их состав входят несколько видов сахарозаменителей, а также компоненты, способствующие более эффективному удалению налета и зубной бляшки, препятствующие их формированию на твердых поверхностях зубов, за счет чего достигается «отбеливающий» эффект. Однако все отрицательные качества, свойственные всем предыдущим поколениям жевательных резинок, сохраняются.

Отрицательными сторонами употребления жевательной резинки являются:

- постоянное жевание может  оказывать вредное влияние на  состояние височно-нижнечелюстного  сустава (он соединяет височную  кость и нижнюю челюсть). В связи  с этим при воспалении этого  сустава жевать не рекомендуется;

- жевательная резинка  вызывает мощное выделение желудочного  сока. Как утверждают гастроэнтерологи, жевание на голодный желудок  может приводить к появлению  или обострению гастрита.

Однако существует несколько  причин, по которым жевательная резинка  полезна для человека:

- она неплохо справляется  с очищением зубов после еды.  Но необходимо помнить о том,  что при жевании очищается  только одна (жевательная) поверхность  зубов. Все остальные остаются  неочищенными;

- жевание сопровождается  обильным выделением слюны, за  счет чего происходит частичное  очищение зубов и удаление  остатков пищи из ротовой полости;

- содержащиеся в жевательной  резинке сахарозаменители (сорбитол, ксилит) восстанавливают кислотно-щелочной  баланс. Кислая среда способствует  развитию микробов, вызывающих кариес, в то время как щелочная  среда препятствует этому; 

- постоянное жевание укрепляет  десны, что, в свою очередь,  помогает организму справиться  с гингивитом и пародонтитом.

В любом случае, положительное  действие жевательной резинки может  быть только при относительно здоровых зубах и деснах и при жевании  ее в течение не более 10–15 минут  после еды.

Упаковка

Упаковка косметических  товаров должна не только защищать содержимое от воздействий окружающей среды и обеспечивать удобство транспортирования, но и обеспечивать удобство пользования  средством, рекламировать его и  содержать информацию для потребителя.

Вид тары для фасовки определяется в зависимости от консистенции и  вида продукции (рисунок 3.1).

Рисунок 2 – Виды упаковки для средств по уходу

за полостью рта

Жидкие средства для ухода  за полостью рта (ополаскиватели, эликсиры) фасуют в стеклянные или полимерные флаконы.

Кремообразные товары (зубные пасты) расфасовывают в алюминиевые  или ламинатные тубы, или пластиковые  флаконы.

Порошкообразные средства (зубные порошки) – в картонные или  пластиковые баночки.

Гранулированные товары, подарочные наборы, товары для выставки на прилавках  магазинов упаковывают в тубусы.

Пластиковая тара изготавливается, как правило, из полиэтилена, полипропилена, полистирола, аминопласта (только для  колпачков). Поливинилхлорид, который недавно широко использовался, сейчас считается неприемлемым для упаковки из-за токсичности в процессе переработки и утилизации.

Неизвлекаемый остаток продукта в полимерных  тубах в 1,5–2 раза меньше, чем в алюминиевых. Недостаток полимерной тары в том, что она не фиксируется на сгибах, и при этом трудно определить остаток средства в упаковке.

Выходное отверстие тубы может завариваться алюминиевой  или полимерной мембраной, что обеспечивает ей более высокие барьерные свойства. Мембрана является также индикатором  вскрытия тубы.

Горловины заполненных баночек  с зубным порошком  закрывают  пластинками или прокладками из полимерных материалов или пергаментом. Пластинки и прокладки не должны смещаться.

Тубы укупоривают полимерными  бушонами (винтовыми колпачками) с  конусом. Укупоривание металлических  туб с мембраной производят бушонами различной конфигурации без конуса. Современные полимерные упаковки (тубы и флаконы) могут снабжаться дозаторами, которые могут быть съемными (накручиваются вместо крышки) и несъемными (являются частью упаковки). Неизвлекаемый остаток в таких упаковках составляет не более 6–8 % от массы средства. Конструкция упаковки позволяет полностью исключить попадание микроорганизмов внутрь флакона и практически не вводить в состав консервантов.

Упаковка не должна быть чрезмерной и расточительной; вводить  потребителя в заблуждение по поводу количества товара. Чрезмерно  объемная упаковка усугубляет проблемы утилизации отходов и мусора.

В настоящее время требования к  упаковке расширились, теперь упаковка должна быть не только красочной и  удобной, но и должна доводить до потребителя  максимум информации о продукте. В связи с этим производители зубной пасты все чаще отдают предпочтение ламинатной тубе в сравнении с алюминиевой. Это связано с тем, что ламинатные тубы сочетают в себе привлекательный внешний вид, легкость, инертность к содержимому и доступность цены. Кроме того, ламинат – очень удобный материал для нанесения красочного изображения.

Удачный дизайн и улучшенные свойства упаковки призваны выделить продукт  из массы подобных, чтобы способствовать успеху товаропроизводителя, став элементом конкурентной борьбы, а также защитить товар от фальсификации.

 

Маркировка

   Маркировка потребительской и транспортировочной тары должна быть четкой, недвусмысленной, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно происхождения, свойств, состава, способа применения, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность средств гигиены полости рта, и не мог ошибочно принять данные изделия за другие, близкие к ним по внешнему виду или органолептическим показателям.

Содержание маркировки регламентируется ГОСТ Р 51391-99  
«Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования».

Печать на упаковках чаще всего  выполняют смесевыми красками высокого качества для защиты от подделки. Лак  используют масляный или водный, так  как в процессе лакирования УФ-лаками может образоваться эффект «остаточной  липкости» (причиной может быть как  лак, так и оборудование), и в  процессе автоматического затаривания  в модуле подачи упаковки коробки  будут слипаться. Хотя при четком соблюдении режимов лакирования  иногда  применяют и УФ-лак, но это приводит к увеличению сроков производства и повышению стоимости  картонных коробок.

Для выделения элементов дизайна  иногда применяют конгрев (выпуклый рисунок или буквы) и тиснение золотой или серебряной фольгой. 

На потребительской таре у средств гигиены полости  рта должно быть указано:

- наименование средства  гигиены полости рта;

- фирменное название;

  • наименование и адрес изготовителя (или основного постав-щика);
  • страна происхождения продукции;
  • номер партии или серии;
  • наименование основных ингредиентов;
  • дата изготовления и срок годности либо дата истечения срока реализации (в этом случае на упаковке должно быть указание: использовать до… или годен до…);
  • объем нетто (мл) и (или) масса (г);
  • обозначение нормативного документа (для отечественной продукции);
  • информация о сертификации (для импортной продукции знак СЄ);
  • предупредительные, экологические и другие товарные знаки;
  • для зубных щеток – жесткость щетины;
  • для зубных нитей – длина (м);
  • для зубных нитей и зубочисток – тип, например: «вощеные», «деревянные», «с фторидом»;
  • количество единиц в потребительской упаковке.

Дополнительно маркировочные  данные в соответствии с ГОСТ Р 51577-2000 «Средства гигиены полости рта  жидкие. Общие технические условия» должны включать:

  • противопоказания (при наличии);
  • предостережение «Не глотать»;
  • массовую долю фторида (для фторидсодержащих жидких средств);
  • сведения о денатурирующих добавках.

Не допускается использовать в наименовании и названии жидких средств слово «спирт».

Маркировка на потребительскую  тару должна быть нанесена на русском  языке непосредственно на ее поверхность  или типографским способом на этикетку, прочно приклеенную на тару.

В соответствии с Федеральным  Законом «О защите прав потребителей»  допускается исполнение маркировки на языке страны-изго-товителя при  условии сопровождения каждой индивидуальной упаковки листком-вкладышем на русском  языке.

На упаковке допускается  наличие знаков одобрения стоматологической  ассоциации или ведущих стоматологических  институтов при наличии соответствующих  разрешений с их стороны. Кроме того, в маркировке может содержаться  информация рекламного характера и  штриховой код.

При наличии у изготовителя зарегистрированной товарной марки она указывается  в сопровождении буквы R в круге – ®.

По маркировке определяют фирму, которая  несет ответственность за качество продукции, хотя тара и даже сам товар  могут быть произведены по ее поручению  другими предприятиями.

При идентификации производителя  не следует ориентироваться на штриховой  код ЕАН, указанный в маркировке товара. Его первые цифры могут информировать только о том, в какой стране кодировался товар. Иногда на товаре можно увидеть штриховой код с наклоном без цифр. Этот код указывает страну и оптового покупателя крупной партии товара. Если в маркировке не указана фирма-изготовитель, отсутствует информация о фирме, то это, скорее всего, фальсифицированный товар.

Расфасованные средства упаковывают  в коробки или пачки, обеспечивающие сохранность товаров при транспортировке, оклеивают бандеролями из клеевой  пленки, бумаги. На транспортную тару, если необходимо, наносят манипуляционные  знаки: «Верх», «Не бросать», «Стекло».  

Требования к  качеству средств для ухода за полостью рта

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки  пищи; быть приятными на вкус, запах  и цвет, обладать хорошим дезодорирующим и освежающим действием. Качественная зубная паста должна иметь пластичную (кремообразную) или гелеобразную консистенцию, сохраняющуюся в течение длительного  периода хранения. При хранении зубной пасты не должно происходить разделения твердой и жидкой фракций пасты, она не должна засыхать при хранении, должна хорошо пениться при чистке. Не должна вызывать деминерализацию  зубов.

Средства гигиены полости  рта лечебно-профилактического назначения должны обладать следующими основными  свойствами: 

- не раздражать пародонт;

- воздействовать на микрофлору;

- ослаблять активность  пародонтального кармана;

- стимулировать регенерацию  тканей пародонта;

- повышать местный иммунитет;

- устранять гипоксию (недостаток  кислорода) тканей.

Жидкие средства гигиены  полости рта должны быть прозрачными, без мути и осадка, приятными на вкус, устранять неприятный запах  в полости рта и освежать ее. Они не должны содержать сахарозу и другие легко ферментируемые (хорошо усваиваемые бактериями полости  рта) углеводы – фруктозу, глюкозу, лактозу. Это связано с тем, что  легко ферментируемые углеводы сдвигают равновесие между де- и реминерализацией зубов в неблагоприятную сторону, в результате наблюдается прогрессирование кариозного процесса.

Средства гигиены полости  рта должны быть упакованы в соответствии с установленной массой или объемом. Допускаемое отклонение не должно превышать  ±5 %.

Не допускается расфасовка жидких средств в потребительскую  тару, предназначенную для пищевых  продуктов и алкогольных напитков.

Сырье и материалы для  приготовления средств гигиены  полости рта должны соответствовать  требованиям нормативных документов, утвержденных в установленном порядке. Для производства спиртосодержащих жидких средств гигиены полости  рта должен применяться спирт этиловый ректификованный или спирт этиловый ректификованный денатурированный добавками, разрешенными для использования в пищевых продуктах в Российской Федерации.

Спиртосодержащие жидкие средства гигиены полости рта с массовой долей этилового спирта более 15 % должны реализовываться в емкостях не более 255 см3.

Гигиенические требования к  производству и безопасности средств гигиены полости рта должны соответствовать СанПиН 1.2.676-97. Средства гигиены полости рта должны быть токсикологически и клинически безопасны. Они не должны оказывать неблагоприятного воздействия на ткани полости рта и не должны вызывать изменений в количественном и видовом составе нормальной микрофлоры полости рта при правильном применении и при соблюдении условий хранения на протяжении срока годности.

Нормативная база

для средств для ухода за полостью рта

Практически каждый человек  ежедневно пользуется средствами гигиены  полости рта. В настоящее время  в России действуют 17 стандартов на парфюмерно-косметическую продукцию, в том числе пять стандартов устанавливают  требования к продукции, два стандарта  – к упаковке, маркировке, транспортированию  и хранению, девять стандартов касаются методов испытаний и один стандарт регламентирует требования к информации для потребителей.

Требования, предъявляемые  к средствам гигиены полости  рта, содержатся в четырех стандартах, один из которых ГОСТ 7983-99 «Пасты зубные. Общие технические условия» соответствует ИСО 11609-95 «Стоматология. Пасты зубные. Требования, методы испытания и маркировка» по нормативным требованиям к водородному показателю, тяжелым металлам, фториду.

Перечень  действующих нормативных документов на средства гигиены полости рта:

1. ГОСТ 5972-77. Порошок зубной. Технические условия.

2. ГОСТ 7983-99. Пасты зубные. Общие технические условия.

3. ГОСТ 21802-84. Паста хвойная  хлорофиллокаротиновая. Технические  условия.

4. ГОСТ 51577-2000. Средства гигиены  полости рта жидкие. Общие технические  условия.

5. СТ СЭВ 2541-80. Паста  зубная. Методы определения массовой  доли тяжелых металлов. 

6. ГОСТ Р 51391-99. Изделия  парфюмерно-косметические. Информация  для потребителя. Общие требования.

7. СанПиН 1.2.676-97. Гигиенические  требования к производству, качеству  и безопасности средств гигиены  полости рта.

8. ТУ 10-04.16.103-88. Эликсиры зубные.

9. ГОСТ 27429-87. Изделия парфюмерно-косметические  жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование  и хранение.

10. ГОСТ 28303-89. Изделия парфюмерно-косметические.  Упаковка, маркировка, транспортирование  и хранение.

11. ГОСТ 29188.0-91. Изделия парфюмерно-косметические.  Правила приемки, отбор проб, методы  органолептических испытаний.

12. ГОСТ 29188.2-91. Изделия косметические.  Метод определения водородного  показателя, рН.

13. ГОСТ 29188.4-91. Изделия косметические.  Метод определения воды и летучих  веществ или сухого вещества.

Приемка товара в аптеке

Принятие товаров ведется  материально ответственными лицами по количеству и качеству на основании  сопроводительных документов. Если товары прибыли без сопроводительных документов, принятие проводится по акту, в котором  указывают фактическое наличие  товара и отмечают отсутствие документов. Особенности принятия отдельных  товаров определяются особенными условиями  снабжения, стандартами, техническими условиями, договорами снабжения и  др.

Принятие товаров по количеству заключается в сверке массы, числа  мест, единиц товаров, которые фактически поступили, с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и  других сопроводительных документов.

Сроки принятия зависят от:

- физико-химических свойств  товара;

- виду тары, в которой  доставленный товар.

При выявлении недостачи, принятия товаров прекращается, и  для последующего принятия и составления  двустороннего акта вызывается представитель  поставщика. Представитель поставщика должен появиться на протяжении суток, а представитель иногороднего поставщика - в течение трех суток, не считая время проезда.

В случае неявки представителя  поставщика принятия может быть односторонним, если на это данное согласие поставщика.

В организации принятия товаров  большое значение имеет предыдущее установление времени прибытия и  количество товаров, которые поступают  на состав, что позволяет своевременно подготовиться к принятию.

К подготовительным мероприятиям по принятию грузов на составе относятся:

- установление места разгрузки  транспортных средств, максимально  приближенной к помещению для  хранения;

- определение необходимого  количества грузчиков и распределение  работы между ними;

- заблаговременное определение  мест хранения для товаров,  которые прибывают на состав;

- подготовка документации, связанной с оформлением принятия-сдачи  товаров.

Принятие товаров по качеству проводится в соответствии с требованиями, предусмотренными стандартами, техническими условиями, а также по сопроводительным документам (сертификатам, удостоверением о качестве) и, как правило, путем  сплошной проверки. Выборочное принятие допускается лишь в случаях, предусмотренных  стандартами, техническими условиями, условиями договора. Одновременно производится принятие тары по количеству, проверяется  комплексность товара, маркировка.

При выявлении несоответствия качества, маркировки продукции, которая  поступила, и тары установленным  требованиям получатель обязан обеспечить хранение товаров в условиях, которые  предотвращают последующее ухудшение  их, вызывать для участия в продолжение  принятия и составления акта представителя  поставщика. Сроки явки представителя  таковы же, как и по принятию товаров  по количеству.

Забракованные товары принимаются  на временное хранение к решению  поставщика об их последующем использовании. Акты о количественном и качественном принятии служат документами для  предъявления претензий поставщику.

Каждая партия товаров  по уходу за полостью рта, которая  поступает в магазин, должна сопровождаться документом установленной формы, которая  удостоверяет качество товаров.

Партией в розничной торговой сети считают одноименную продукцию, полученную по одной накладной или  счету.

При несоответствии товаров  утвержденному образцам по внешней  обработке флаконов, упаковке, маркировке и при наличии посторонних  примесей проводят перепроверку, для  чего снова отбирают образцы в  количестве не менее 3% партии, которая  проверяется. При неудовлетворительных результатах перепроверки хоть бы по одному показателю всю партию бракуют.

При наличии 3% и менее  продукции с указанными дефектами  бракуют лишь образцы с дефектами.

Если поставщик не согласен с оценкой получателя, а также  при возникновении у получателя сомнений как товар по физико-химическим показателям доводят арбитражный  анализ в нейтральной лаборатории  или в научно-исследовательском  институте синтетических и натуральных  душистых веществ. Забракованные товары возвращаются изготовителю за его счет.

На бумажных клеевых лентах, которыми обклеивают коробки, печатным способом или штемпельной краской  должны быть указанное наименование изделия и номер артикула; наименование предприятия и его местонахождения; количество единиц изделия, упакованного в коробки; дата выработки, номер  бригады; наименование группы изделия; обозначение стандарта.

На ящиках с товарами должны быть указанное наименование изделия  и номер артикула; наименование предприятия-производителя  и его местонахождение или  наименование грузоотправителя; наименование грузополучателя; порядковый номер  ящика и дата выработки; количество изделий в штуках; номер упаковщика; обозначение стандарта.

Правила отпуска из аптеки.

Только профессионал-стоматолог может и должен назначать то или  иное гигиеническое средство своему пациенту в зависимости от состояния  зубов и слизистой полости  рта. Но, поскольку зубные пасты и  другие средства гигиены полости  рта отпускаются из аптек без  рецептов, провизор должен хорошо ориентироваться  в их номенклатуре и иметь четкое представление об их свойствах и  правилах применения, что еще раз  подчеркивает важность этой темы.

В аптеках продаются специальные  жидкости для полоскания рта, которые  отпускаются без рецепта. Они  уничтожают бактерии, предотвращают  появление зубного камня и  гингивита. Препараты с хлоргексидином должны отпускаться по рецепту. Содержащиеся в них вещества могут вступать в нежелательную реакцию и  снижать эффективность компонентов  зубной пасты. Поэтому такими жидкостями для полоскания нельзя пользоваться во время чистки зубов. Нужно также  помнить, что они не заменяют регулярную чистку зубов щеткой и зубной нитью. 

Фтор, в отличие от многих витаминов и минералов, имеет  очень тонкую грань между пользой  и вредом, т. е. правильное количество помогает, а слишком большое количество вредит зубам, делая их хрупкими, — это заболевание известно как флюороз. Именно поэтому фтор отпускается только по рецепту, и его следует давать ребенку точно в прописанной дозировке.

   Хранение и транспортирование

Хранение – это важный этап, обеспечивающий сохранение стабильности исходных свойств и характеристик  товара или их минимальное изменение  при соблюдении соответствующих  условий хранения.

К наиболее важным условиям хранения относятся климатические, санитарно-гигиенические условия  и условия размещения на складах.

Требования к условиям хранения средств гигиены полости  рта регламентируются ГОСТ 7983-82. В  соответствии с этим стандартом средства гигиены  полости рта хранят  при  температуре  не ниже плюс 5 °С и не выше плюс 25 °С в крытых складских помещениях в упаковке изготовителя. При низких температурах жидкие средства (эликсиры) теряют прозрачность, мутнеют, может образоваться осадок; кремообразные средства (зубные пасты) – затвердевают.

Изделия при хранении не должны подвергаться непосредственному  воздействию солнечного света. Особенностью хранения зубных паст является поддержание  определенной влажности воздуха, а  именно, не более 70 %. При повышенной влажности и температуре средства гигиены полости рта подвергаются микробиологическому повреждению, плесневению. Кроме того, при хранении во влажных условиях зубной порошок  комкуется.

При соблюдении условий хранения средства для ухода за полостью рта  должны иметь срок годности 12 месяцев  со дня изготовления.

В последние годы срок годности для  каждого конкретного наименования средства устанавливают сами предприятия-изготовители. Это связано с тем, что в  рецептурах современных средств  гигиены полости рта применяют  новые, более качественные консерванты, которые увеличивают срок годности до 30 месяцев и более.  

Заключение

Товароведческий анализ дает полную оценку средствам для ухода за зубами и полостью рта и помогает: исследовать и разработать общие закономерности формирования и проявления потребительной стоимости товаров в условиях рыночной экономики; изучить и разработать принципы, методы и средства управления качеством и ассортиментом товаров в сфере обращения; разработать требования к качеству и закрепление этих требований в нормативных документах; разработать оптимальные условия использования товаров и ухода за ними; изучить влияние режимов хранения и транспортирования на потребительские свойства товаров.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Литвинов, О. Техническое регулирование и маркировка товаров / О. Литвинов // Тара и упаковка. – 2006. - №1.

2. Яковлева, Л.А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров: учебник для вузов / Л.А. Яковлева, Г.С. Кутакова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2001. – 256 с.

3.Шевченко, Л.И. Упаковочные  материалы для парфюмерно-косметических  изделий / Л.И. Шевченко, Д.А. Габриэльян. – М.: АгроНИИТЭИПП, 1988. -Вып. 8.

4.Ердакова, В.П. Ассортимент  и экспертиза качества косметических  моющих средств и средств гигиены  полости рта: методические рекомендации  по выполнению лабораторных работ  для студентов специальностей 351100 / В.П. Ердакова. – Бийск: Изд-во  АлтГТУ, 2004.

5.«Правила по проведению  сертификации средств гигиены  полости рта».

6.ФЗ «О техническом  регулировании».

7.ФЗ «О защите прав  потребителей».

8.ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения».

9.ГОСТ 5972-77. Порошок зубной. Технические условия. – М.: Изд-во  стандартов, 1978.

10.ГОСТ 7983-99. Пасты зубные. Общие технические условия. –  М.: Изд-во стандартов, 2000.

11.ГОСТ 51577-2000. Средства гигиены  полости рта жидкие. Общие технические  условия. – М.: Изд-во стандартов, 2001.

12.ГОСТ Р 51391-99. Изделия  парфюмерно-косметические. Информация  для потребителя. Общие требования. – М.: Изд-во стандартов, 2000.

13.СанПиН 1.2.676-97. Гигиенические  требования к производству, качеству  и безопасности средств гигиены  полости рта. 

14.ГОСТ 27429-87. Изделия парфюмерно-косметические  жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование  и хранение. – М.: Изд-во стандартов, 1988.

15.ГОСТ 28303-89. Изделия парфюмерно-косметические.  Упаковка, маркировка, транспортирование  и хранение. – М.: Изд-во стандартов, 1990.

16.ГОСТ 29188.0-91. Изделия парфюмерно-косметические.  Правила приемки, отбор проб, методы  органолептических испытаний. –  М.: Изд-во стандартов, 1992.

17.ГОСТ 29188.2-91. Изделия косметические.  Метод определения водородного  показателя, рН. – М.: Изд-во стандартов, 1992.

18.ГОСТ 29188.4-91. Изделия косметические. Метод определения воды и летучих веществ или сухого вещества. – М.: Изд-во стандартов, 1992.

 

 


Информация о работе Средства для ухода за зубами и полостью рта