Сельский врачебный участок. Структура, цели и задачи. Виды оказываемой помощи. Режим работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание

Актуальность. Как известно, в странах с развитыми общественными системами здравоохранения большую часть оздоровительно-профилактических и медицинских потребностей населения обеспечивают общепрактикующие врачи или, как их ещё называют, «врачи первого контакта». С началом реформ и в Российской Федерации органы управления здравоохранением активно поддерживают формирование сети общих врачебных практик и стимулируют развитие «стационарозамещающих» технологий в амбулаторном звене.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация и структура оказания медицинской помощи сельскому населению 5
1.1.Организация медицинской помощи сельскому населению 5
1.2. Структура, цели и задачи сельского врачебного участка. 7
1.3. Задачи и обязанности сельского врачебного участка 9
Глава 2. Основы оказания медицинской помощи на сельском врачебном участке 12
2.1. Виды оказываемой помощи на сельском врачебном участке 12
2.2.Особенности работы сельского участка 14
Глава 3. Пути совершенствования оказания медицинской помощи сельскому населению 17
3.1. Порядок сертификации и аттестации врачей и средних медицинских работников 17
3.2. Современные проблемы организации медицинской помощи сельскому населению. 20
Заключение 26
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Сельский врачебный участок.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

     Сертификация - обязательная процедура для всех категорий медицинских работников, т. к. для занятия профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельностью необходим сертификат специалиста. 
Сертификат специалиста - это документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Итогом получения сертификата специалиста является допуск специалиста к осуществлению профессиональной медицинской деятельности. Лица, не имеющие сертификата, могут работать лишь в качестве стажеров под руководством сертифицированного специалиста. 
Сертификация персонала осуществляется квалификационными комиссиями, которые создаются при государственных вузах и НИИ медицинского профиля, а также при профессиональных медицинских ассоциациях. 
Процедура сертификации представляет собой процесс сдачи квалификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Квалификационный экзамен проводят экзаменационные комиссии по специальностям, утвержденные МЗ РФ.

     Для сдачи квалификационного экзамена медицинский работник предоставляет  следующие документы:

     1. Заявление

     2. Копия диплома об окончании  медицинского учебного заведения

     3. Копии документов государственного  образца о прохождении различных  форм послевузовского или дополнительного  профессионального образования

     4. Копии ранее выданных сертификатов

     5. Копия трудовой книжки

     Экзамен включает в себя три части: тестовый контроль, определение практических навыков, заключительное собеседование.

     К квалификационному экзамену на сертификат специалиста допускаются медицинские  работники:

     1. Из числа не имеющих стажа профессиональной деятельности - лица, закончившие интернатуру, ординатуру, аспирантуру по клиническим дисциплинам

     2. Из числа имеющих стаж - специалисты,  повысившие свою квалификацию  на циклах усовершенствования  по специальности в лицензированных учреждениях в течении последних 5 лет или закончившие докторантуру по клинической дисциплине. 

3.2. Современные проблемы организации медицинской помощи сельскому населению. 
 

     Необходимость комплексного решения проблем села нашла свое отражение в реализуемых национальных проектах. Их приоритетные направления – охрана здоровья населения и повышение уровня жизни в сельской местности.

     Учреждения  здравоохранения работают в условиях ограничения финансовых ресурсов. Сокращение и перепрофилирование части сельских медицинских учреждений, реструктуризация коечного фонда требуют поиска новых подходов к организации медицинской помощи в сельских районах, во многом основанных на реформировании первичного звена здравоохранения, развитии института общей врачебной практики на селе, на рациональном взаимодействии сельских лечебно-профилактических учреждений с городскими медицинскими организациями.

     Среди основных проблем оказания помощи сельскому  населению 
можно назвать прежде всего дефицит медицинских кадров. Молодые специалисты крайне не охотно идут работать на сельский врачебный участок и даже в районное звено. Это связано с низкой заработной платой, отсутствием возможности дополнительных заработков из-за низкого материального уровня сельского населения, отсутствием возможности для профессионального роста, плохими бытовыми условиями и др. Таким образом, проблема кадрового дефицита напрямую связана с проблемой слабой материально-технической базы сельских и районных медицинских учреждений.

     В настоящее время в ряде районов  России имеется тенденция к преобразованию маломощных участковых больниц, которые являются нерентабельными и в которых сложно организовать достаточный уровень диагностики и лечения, во врачебные амбулатории и центры общеврачебной практики.

     Основные  направления совершенствования медицинской помощи сельскому населению7:

     1. Развитие общеврачебной практики (на уровне сельского врачебного  участка и районного звена)

     2. Совершенствование выездных видов  специализированной медицинской  помощи

     3. Реорганизация сельских участковых больниц

     4. Развитие стационарозамещающих  технологий

     Главные цели социальной политики Российской федерации – последовательное повышение  уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности  основных социальных услуг. Повышение  доступности и качества медицинской помощи сельскому населению, жителям удаленных районов – важнейшая задача всех уровней власти. В Российской федерации почти треть населения проживает в сельской местности; насчитывается более 130 тыс. населенных пунктов с численностью жителей до 1 тыс. человек, и 22% этих жителей старше трудоспособного возраста.

     Анализируя  данные мониторинга оказания медицинской  помощи, проводимого Росздравнадзором во всех федеральных округах, можно  констатировать, что пациенты, проживающие  в труднодоступных и удаленных районах, имеют более низкое качество жизни (в т. ч. более низкий уровень оказания медицинской и лекарственной помощи), чем жители городов и населенных пунктов городского типа. Диспропорция связана, в первую очередь, с экономическими факторами и множеством социально-экономических условий.

     Модернизация  здравоохранения, проводимая с 2005 г., реализация национальных проектов призваны нивелировать это неравенство. Изменения в  состоянии здоровья населения, происходящие в период реализации социальных программ, служат индикатором того, насколько эффективно проводится социально-экономическая политика в целом и в конкретных субъектах Российской федерации в частности.

     С учетом большой социальной значимости оказания медицинской помощи населению государство и региональные власти должны координировать этот процесс, используя в т. ч. следующие механизмы:

     – совершенствование региональной законодательной  базы;

     – плановую реализацию и координацию  федеральных и региональных медико-социальных проектов и программ;

     – оптимизацию контроля качества и  полноты оказания медицинской и  лекарственной помощи населению;

     – увеличение роли общественных и профессиональных организаций и др.

     Организация медицинской помощи населению в  сельской местности в силу объективных социально-экономических факторов имеет свою специфику. На селе недостаточно развита инфраструктура территориально обособленных подразделений лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ); часть территориально обособленных подразделений ЛПУ, фельдшерско-акушерских пунктов (фАП) не имеют лицензий на осуществление медицинской деятельности; в силу ряда причин (материальная база, кадры) фАПы не функционируют. На лицо низкая укомплектованность кадрами; недостаточная квалификация специалистов.

     Следует отметить, что проблемы с организацией медицинской и лекарственной помощи населению, проживающему в отдаленных районах, имеются в большинстве стран и решаются государством и муниципалитетами в зависимости от сложившихся традиций и реалий социально-экономического развития. Во многих европейских странах (бельгия, Нидерланды, Ирландия и др.) доступность медицинской помощи обеспечивается благодаря развитой системе общей врачебной (семейной) практики. Врачам разрешено реализовывать лекарственные средства пациентам (на долю товарооборота, обеспечиваемого врачами, приходится от 1% (бельгия, Ирландия) до 20%), что позволяет в какой-то степени решить проблему обеспечения лекарствами.

     В Великобритании около 4 тыс. врачей, практикующих в сельской местности (12% от общего количества врачей общей практики), имеют право реализовать лекарственные средства своим пациентам. Разрешение получают на основании определенных критериев.

     В Словении врачи общей практики имеют  право реализовать лекарственные  средства в тех населенных пунктах, которые расположены более чем в 10 км от ближайшей аптеки. Запасы лекарственных средств поддерживают местные аптеки, с которыми заключены соответствующие договоры. В финляндии, имеющей развитую аптечную инфраструктуру, в регионах с низкой плотностью проживания населения некоторые наиболее распространенные лекарственные средства продаются в почтовых офисах и продуктовых магазинах. Существующая система не считается идеальной, и число розничных точек (магазинов), где можно приобрести лекарственные средства, постепенно уменьшается за счет организации новых аптек.

     В Дании проблема лекарственного обеспечения  сельского района решается с помощью  аптек-сателлитов и аптечных киосков  в магазинах, которые разрешены  только в сельской местности, поскольку  больничным аптекам и врачам запрещено заниматься реализацией лекарственных средств населению.

     В Испании один из самых высоких  показателей доступности аптечных услуг. Лекарственные средства отпускаются  только в аптеках. Число аптек  регулируется законодательством исходя из числа жителей, приходящихся на одну аптеку. В Канаде проблему лекарственного обеспечения решают с помощью Интернет - аптек, которые пользуются большой популярностью среди населения. Доставка лекарств осуществляется по почте и специальными курьерами.

     В африканских сельских аптеках практически нет специалистов-фармацевтов, так как специалисты с университетским образованием предпочитают работать в больших городах.

     По  заключению Всемирной организации  здравоохранения лекарственное  обеспечение и предоставление населению фармацевтических услуг в развивающихся странах неудовлетворительны. Пациенты обращаются за медицинской помощью непосредственно к фармацевту, минуя врача. большинство медикаментов распространяется нелегально без рецепта “продавцами лекарств”, не имеющими соответствующих знаний. контроль применения лекарственных средств продолжает ослабевать, растет реализация фальсифицированных, недоброкачественных препаратов.

     В силу географических особенностей в  Австралии своя специфика в подходе  к решению этой проблемы: нет больших различий между аптеками в разных регионах, но в сельской местности аптек не хватает. Лекарственное обеспечение осуществляют местные врачи общей практики, которые получают от органов власти разрешение на реализацию лекарственных средств населению. Государство выделяет кредиты для открытия аптек в удаленных районах и для покупки аптек, находящихся на грани банкротства.

     Таким образом, проблемы доступности медицинской  помощи и лекарственного обеспечения  сельского населения в развитых странах решаются в основном с помощью врачей общей практики, которые одновременно оказывают и медицинскую, и лекарственную помощь. В Советском Союзе, а затем и в России, доступность медицинской и лекарственной помощи обеспечивалась благодаря развитой сети фАПов. центральные районные аптеки заключали договоры с фельдшерами, работающими в фАПах, которые реализовывали лекарственные средства и изделия медицинского назначения. За ассортимент лекарственных средств в районе отвечала центральная районная аптека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение 

     Задачи  организации медицинской помощи населению на современном этапе  заключаются в том, чтобы эффективно и экономично использовать имеющиеся  ресурсы здравоохранения, увеличить  доступность и повысить качество медицинских услуг.

     Совершенствование организации медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах в течение последних лет привело  к значительным изменениям в структуре  амбулаторно-поликлинического и стационарного  этапов оказания медицинской помощи населению.

     Реформа управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации, внедрение медицинского страхования граждан предъявили новые требования к врачу, оказывающему первичную медицинскую помощь надогоспитальном этапе лечения, вне зависимости от формы собственности, территориальной подчиненности и ведомственной принадлежности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список литературы 
 

  1. Каширин А.К. Опыт работы врачей общей практики в сельском районе / А.К. Каширин, С.И. Кузнецов, А.С. Демин // Первый Всероссийский съезд врачей общей практики Сборник тезисов и статей. Самара, 2000
  2. Лучкевич В.С. Основы социальной медицины. Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова. СПб., 1997
  3. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения, под ред. Ю.П. Лисицына. М., 1987
  4. Серенко А.Ф., Ермаков В.В. и Петраков Б.Д. Основы организации поликлинической помощи населению. М., 1982
  5. Юбилейный земский сборник. СПб., 1914

Информация о работе Сельский врачебный участок. Структура, цели и задачи. Виды оказываемой помощи. Режим работы