Эффективные технологии логопедии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:50, реферат

Описание

Обучение может быть проведено по индивидуальной, групповой или фронтальной схеме. Как правило, на практике мы их комбинируем наиболее эффективным образом. Так, например, развитие речи лучше проводить на подгрупповых или фронтальных, а постановкой звуков заниматься на индивидуальных занятиях; грамматический строй речи начинать корректировать лучше индивидуально с ребенком, а потом включать отработанный материал в подгрупповые и фронтальные занятия, где дети успешно закрепляют пройденный материал. Автоматизация звуков на начальном этапе возможна только на индивидуальных занятиях. И только когда у ребенка получается введение звука в некоторые слова в определенных позициях, его можно объединить на занятие с ребенком, добившимся таких же успехов, чтобы выработать у него произвольность внимания и желание говорить лучше.

Работа состоит из  1 файл

effecttehnologii.docx

— 25.99 Кб (Скачать документ)

Эффективные технологии логопедии.

 

Работа логопеда строится по нескольким направлениям. Первичный этап работы – это обследование речи ребенка. В зависимости от полученных результатов, логопед составляет индивидуальный план работы на каждого ребенка.

Обучение  может быть проведено по индивидуальной, групповой или фронтальной схеме. Как правило, на практике мы их комбинируем  наиболее эффективным образом. Так, например, развитие речи лучше проводить на подгрупповых или фронтальных, а постановкой звуков заниматься на индивидуальных занятиях; грамматический строй речи начинать корректировать лучше индивидуально с ребенком, а потом включать отработанный материал в подгрупповые и фронтальные занятия, где дети успешно закрепляют пройденный материал. Автоматизация звуков на начальном этапе возможна только на индивидуальных занятиях. И только когда у ребенка получается введение звука в некоторые слова в определенных позициях, его можно объединить на занятие с ребенком, добившимся таких же успехов, чтобы выработать у него произвольность внимания и желание говорить лучше.

Логопед в  дошкольном учреждении не только занимается исправлением неправильного произношения детьми звуков, но и корректирует лексику, грамматику, фонетико-фонематическое развитие и связную речь детей. Попутно в своей работе специалист вырабатывает правильное речевое дыхание детей, развивает голосовые и интоннационные возможности ребенка, формирует звукобуквенный анализ и синтез слов, способствует развитию словообразования и словесно-логического мышления детей.

Для эффективной  работы специалиста по речи, как  его называют за рубежом, разработаны различные приемы и методы. Сегодня мы поговорим о наиболее продуктивных методиках, позволяющих логопедам добиться максимальных результатов в коррекции речи детей.

Обследование  – новое современное обследование О.А. Безруковой.

Не могу сказать, что,  смогла сразу же по достоинству оценить его, как только оно было представлено автором. Оно казалось громоздким (до 9 листов протокол + 2 листа речевой карты + цифровая таблица). Дополнительно к обследованию предстояло познакомиться с методичкой, объясняющей процесс заполнения документа. И, конечно, ко всему новому нужно приноровиться.

Зато сейчас, когда процесс адаптации уже  прошел, могу сказать, что это первое обследование, которое дает объективное  представление об уровне речевого развития ребенка. Оно наглядно демонстрирует  и коллективную картину группы занимающихся детей, легко высчитываются и  сравниваются проценты, удобно оно  и для сравнения отдельных  категорий, таких как: словарь, грамматика, фонематические представления, психологическая база речи. Легче стало объяснять родителям степень отставания их ребенка, т к язык цифр в наше время стал понятнее слов.

Обследовав  ребенка, переходим к составлению  индивидуального плана развития конкретного ребенка. Естественно  есть материал, с которым можно  познакомить детей на подгрупповых или фронтальных занятиях. Как  правило, это уточнение, расширение и обогащение лексики наших детей.

Самый лучший картинный материал, без которого сложно обойтись логопеду, это картинный  материал Г.А. Каше и Филичевой Т.Б.(впоследствии переизданный Филичевой и Соболевой). Так же удобны в работе пособия Безруковой: учебники и картинный материал. Хорошо дополняет вышеперечисленные пособия картинный материал Третьяковой, а так же пособие Турглажевой  для работы с людьми, страдающими афазией.

Самым необходимым, конечно же остается пособие Г.А. Каше или Т.Б.Филичевой и Соболевой, т к в нем представлен картинный материал для работы не только над лексикой. Он учитывает фонетико-фонематическое позиционирование звуков. Легко отрабатываются словообразовательные навыки детей (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, относительные притяжательные прилагательные, приставочные глаголы). Им легко пользоваться при отработке родовидовых окончаний существительных, прилагательных и глаголов, а так же категории числа существительных. Здесь же представлены серии картинок для составления рассказов. Есть картинки на демонстрацию предлогов. Данный материал хорошо группируется при обучении детей делению слов на слоги, а также составления звуковых схем слов. Это идеальный раздаточный материал. Считаю, что если у логопеда есть это пособие, то он может смело приступать к работе, имея только его.

Картинный материал Безруковой может использоваться, как  демонстрационный материал, а учебники – для индивидуальной работы.

Грамматика  русского языка отлично представлена в лексико-грамматических тетрадях Ткаченко Т.А и Косиновой Е.А. В них хорошо прорабатываются все грамматические категории, которые должны усвоить в норме дети в детском саду. Это понятие живого-неживого предмета, категории числа и рода существительных, падежные окончания единственного и множественного числа, простые и сложные предлоги, а так же словоизменение существительных.

Постановка  звуков начинается с артикуляционой гимнастики, массажа языка и сочетается с работой по развитию речевого дыхания. Наиболее эффективна методика Стрельниковой, она изложена в работах ее ученика Щетинина М.

Интонация, сила голоса и различные его модуляции, а так же ритм лучше всего отрабатываются на занятиях по логоритмике, описанной Волковой. Идеальный вариант это сочетание работы логопеда и музыкального руководителя.

Большим подспорьем в постановке звуков служит зондовый массаж Новиковой Е.А. Конечно, необходимо пройти авторский курс, чтобы научиться этой технике. Эффективность этой методики проверена практикой многих логопедов. Я, например, не представляю себе работу по постановке звуков у детей с дизартрией без логопедического массажа. На мой взгляд, это сокращает вдвое время постановки звуков у данной категории детей. Хорошо убирается спастика, движения языка становятся более точными, амплитуда движений расширяется. Звуки у детей ставятся на много легче.

Особенно  мне нравится, что в комплект входят зонды, которыми можно пользоваться и как постановочными. Они отлично фиксируют язык в нужном положении, и ребенку легче понять и выполнить предъявляемые требования педагога.

Обучение  связной речи. Наиболее полно и подробно обучение детей связной речи изложено в методике В.К.Воробьевой. Моя многолетняя практика показывает, что это и наиболее эффективный метод, который работает и на детях с ОНР 5-6 летнего возраста и на условно нормально развивающихся детях, посещающих массовый детский сад. Методика предусматривает подготовительный и обучающий этапы. Она достаточно трудоемка (необходимо достаточное количество картинного материала), но она стоит того. Дети хорошо понимают условия создания рассказа и обучаются его построению по картинно-графической схеме. Это касается и цепных и описательных текстов.

Когда дети овладели навыками построения описательного  рассказа по методике В.К.Воробьевой. Можно использовать в работе схемы, предложенные Т.А.Ткачнко. Они рассчитаны на  детей, имеющих бОльшую речевую практику.

Обучение детей звукобуквенному анализу строится по методике Эльконина.

Обучение  чтению необходимо сочетать со звукобуквенным анализом слов и тогда можно  использовать кубики Зайцева. Обычно при обучении чтению пользуюсь букварями Косиновой, Жуковой, Н.Л.Крыловой и Сычевой. Мне кажется правильной последовательность подачи букв, задания на технику и внимание, развитие словесно-логического мышления, которые есть в этих учебниках.

Слоговая  структура эффективнее корректируется в соответствии со схемой, описанной Марковой, где все слова поделены на классы. Но в предварительную работу необходимо включать логоритмические упражнения на отработку ритмического рисунка слова (отстукивание, отхлопывание с различным ударением и паузированием).

Есть еще  одна сторона речи, которая западает последнее время все чаще и  чаще даже у детей без видимой  речевой патологии – это подбор родственных слов. Замечательно легко этот сложный вид речевой работы подается в сказке Бурмистровой Л.В. Мастер словообразования с помощью Корней-корнеича объясняет детям на примере словообразовательного дерева родство слов. В книге еще много удивительных героев, которые через сказку объясняют детям законы русского языка просто и интересно. «Чудесные приключения в стране Словографии» в доступной игровой форме позволяют познакомить детей с правилами русского языка и его грамматическими категориями. Все правила зарифмованы в стихотворные формы, которые легко воспринимаются и запоминаются детьми. Сказочные персонажи оживают, и дети погружаются в мир русского языка через игру, соответствующую их возрасту. Их яркие образы надолго остаются в памяти детей, помогая им стать грамотными людьми.

  Уже около 20 лет я работаю с дошкольниками. Мой опыт показывает, что в логопедии много технологий, позволяющих грамотно и результативно корректировать речь детей, помогающих  развивать все ее направления. Задача логопеда – быть компетентным в новых технологиях и работать лишь по наиболее эффективным из них.

Используемые  пособия.

  1. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению произношения у детей для логопедов и родителей. – М.: АСТ: Астрель, Владимир, 2011.
  2. Баскакина И.В., Лынская М.И. Рабочие тетради для исправления недостатков произношения (звуки Л, Р, С, З, Ц, Ч). – М.: Аирис-пресс, 2009.
  3. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. – М.: Русская Речь.2010.
  4. Безрукова О.А. Грамматика русской речи / учеб.-метод. пособие для работы с детьми дошк. и мл. шк. возраста: В2ч.- М.: Каисса, 2007.
  5. Безрукова О.А. Слова родного языка. М.: Профессионал, 2005.
  6. Безрукова О.А. Русский язык в иллюстрациях для дошкольников/ учеб.- метод. пособие. – М.: Каисса, 2008.
  7. Белоусова Л.Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009.
  8. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. - М.:  Просвещение, 1978.
  9. Боровских Л.А. Логопедическое лото «Найди и назови». Игра для детей в возрасте 5-7 лет.
  10. Бурмистрова Л.В. Чудесные приключения в стране Словографии. Лингвистическая сказка. – М.: Лайда, 1992.
  11. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным нарушением речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
  12. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашние тетради для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: В 9 вып. – М.: Владос, 2008.
  13. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ М.: Эксмо-Пресс, 2002; ЛИТУР, 2004.
  14. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Практическое пособие по исправлению произношения у дошкольников. Наглядное пособие для детских садов. – М., Просвещение, 1979.
  15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков у детей. В 4ч. - М.: ГНОМ, 2001.
  16. Косинова Е.М. Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи. М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007.
  17. Косинова Е.М. Грамматическая тетради для занятий с дошкольниками. В 4ч. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  18. Косинова Е.М. Логопедический букварь.- М.: Махаон, 2007.
  19. Крылова Н.Л. и др. Логопедический букварь. М.: Эксмо, 2005.
  20. Лазаренко О.И. Альбомы для автоматизации произношения звуков. М.: АРКТИ, 2001.
  21. Соколенко И.А. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Пособие для логопедов и учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 1978.
  22. Сычева Г.Е. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников. М.: Книголюб, 2006.
  23. Ткаченко Т.А. Логопедический букварь дошкольника. - М.: Эксмо, 2005.
  24. Ткаченко Т.А. Тетради. Правильно произносим звуки. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2007, 2009.
  25. Ткаченко Т.А. Схемы для составления предложений и рассказов. Учебно-методический комплект. – М.: Книголюб.
  26. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. Книга для учащихся. В 2ч. – М.: Просвещение, 1995.
  27. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – Метафора, 2011.
  28. Электронная книжка. Игрушка обучающая для детей старше 3-х лет. Пирамида открытий. Русский язык.
  29. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Речемыслительный тренажер для детей младшего школьного возраста. - М.: АРКТИ, 2000.

Информация о работе Эффективные технологии логопедии