Гиноцид, или китайское бинтование ног

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:41, статья

Описание

Андреа Дворкин не случайно избрала именно такой способ написания слова «геноцид»: не «genocide» (физическое истребление), а именно gynocide. Дело в том, что gynocide происходит от «gyneco» (греч. «gune» - женщина) - отсюда «гинекология» и т. д., – что наводит на мысль о гендерном аспекте геноцида. Более того, в контексте данной работы важны также и другие - «цветочные» - коннотации: gynoecium в ботанике означает «женские части» цветка; gynoscions - наличие совершенных женских цветков на различных растениях (лотос в китайской культуре, несомненно, олицетворяет совершенный цветок, также как женщина-лотос мыслилась как украшение этой культуры).

Работа состоит из  1 файл

Китайское бинтование ног.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

Андреа  Дворкин

Гиноцид, или китайское  бинтование ног

Приводится  по http://community.livejournal.com/feminism_ua/92560.html)

      Андреа  Дворкин не случайно избрала именно такой способ написания слова  «геноцид»: не «genocide» (физическое истребление), а именно gynocide. Дело в том, что gynocide происходит от «gyneco» (греч. «gune» - женщина) - отсюда «гинекология» и т. д., – что наводит на мысль о гендерном аспекте геноцида. Более того, в контексте данной работы важны также и другие - «цветочные» - коннотации: gynoecium в ботанике означает «женские части» цветка; gynoscions - наличие совершенных женских цветков на различных растениях (лотос в китайской культуре, несомненно, олицетворяет совершенный цветок, также как женщина-лотос мыслилась как украшение этой культуры).

      Инструкции  перед чтением текста:

      1. Возьмите кусок  материи примерно  трех метров длиной  и пяти сантиметров  шириной.

      2. Возьмите пару  детских туфель.

      3. Подогните пальцы  ног, кроме большого, внутрь стопы.  Оберните материей  сначала пальцы, а  затем пятку. Сведите пятку и пальцы как можно ближе друг к другу. Плотно оберните оставшуюся материю вокруг стопы.

      4. Засуньте ногу  в детские туфли,

      5. Попробуйте прогуляться.

      6. Представьте, что  вам пять лет...

      7. ...И что вам  придется ходить  таким образом  всю жизнь.

      Истоки  китайского «бинтования ног», как  и традиции китайской культуры в  целом, восходят к седой древности. В X веке в Китае было положено начало физической, духовной и интеллектуальной дегуманизации женщин, выразившееся в таком явлении, как обычай «бинтования ног». Институт «бинтования ног» расценивался как необходимый и прекрасный и практиковался почти десять веков. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако художники, деятели интеллектуальной сферы и обладавшие властью женщины, противившиеся обряду, были «белыми воронами». Их скромные потуги были обречены на провал: «бинтование ног» стало политическим институтом. Он отражал и увековечивал низшее, по сравнению с мужчинами, положение женщин в социальном и психологическом плане: «бинтование ног» жестко привязывало женщин к определенной сфере с определенными функциями - объектов секса и кормилиц детей. «Бинтование ног» стало частью общей психологии и массовой культуры, а также суровой действительности женщин числом миллион, помноженным на десять веков.

      Существует  распространенное мнение, что «бинтование  ног» возникло в среде танцовщиц  императорского гарема. Где-то между IX и XI веками император Ли Ю приказал любимой балерине стать на пуанты. Легенда повествует об этом следующим образом:

      «У  императора Ли Ю была любимая наложница  по имени «Прекрасная Девушка», которая  обладала утонченной красотой и была одаренной танцовщицей. Император  заказал для нее лотос, сделанный  из золота, высотой около 1.8 см, украшенный жемчужинами и с красным ковром в центре. Танцовщице было приказано обвязать ступню белой шелковой материей и подогнуть пальцы таким образом, чтобы изгиб стопы напоминал лунный серп. Танцуя в центре лотоса, «Прекрасная Девушка» кружилась, напоминая восходящее облачко»1.

      От  этого реального события перевязанная ступня получила эвфемистическое название «Золотой Лотос», хотя очевидно, что нога была перевязана свободно: девушка могла танцевать.

      Позже один эссеист, по-видимому, большой  ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног «женщины-лотоса», каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:

      Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуковый побег, китайский каштан.

      Особые  характеристики: пухлость, мягкость, изящество.

      Классификации:

      Божественная (А-1): в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.

      Дивная (А-2): слабая и утонченная.

      Бессмертная (А-3): прямая, самостоятельная.

      Драгоценная (В-1): подобная паве, слишком широкая, непропорциональная.

      Чистая (В-2): гусеподобная, слишком длинная  и тонкая.

      Соблазнительная (В-3): плотская, короткая, широкая, круглая (недостатком этой ноги было то, что ее обладательница могла противостоять ветру).

      Чрезмерная (С-1): узкая, но недостаточно острая.

      Обычная (С-2): пухлая, распространенного типа.

      Неправильная (С-3): обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

      Все эти различия лишний раз доказывают, что «бинтование ног» являлось опасной  операцией. Неправильное наложение  или изменение давления повязок  имело неприятные последствия: никто  из девушек не мог пережить обвинения в «большеногом демоне» и стыда остаться незамужней.

      Даже  обладательница «Золотого Лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:

      1) не ходить с  поднятыми кончиками пальцев;

      2) не ходить с  хотя бы временно  ослабленными пятками;

      3) не шевелить юбкой  при сидении;

      4) не двигать ногами  при отдыхе.

      Этот  же эссеист заключает свой трактат  наиболее разумным (естественно, для  мужчин) советом; «не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило» 2.

      Это верно. Без повязки нога выглядела  так, как на рисунке.

      Физический  процесс превращения нормальной ноги в то, что вы видите на рисунке, описан Ховардом С.Леви в работе «Китайское «бинтование ног». История причудливого эротического обычая».

      «Успех  или неуспех «бинтования ног» зависел от умелого наложения повязки около 5 см в ширину и 3 метров в длину, которая оборачивалась вокруг ноги следующим образом. Один конец закрепляли на внутренней стороне стопы и далее тянули к пальцам ног таким образом, чтобы подогнуть их внутрь подошвы. Большой палец оставался свободным. Повязку сильно стягивали вокруг пятки, чтобы она и пальцы оказались как можно ближе друг к другу. Затем этот процесс повторялся, пока повязка не была полностью наложена. Ступня ребенка подвергалась принудительному и постоянному давлению, поскольку целью являлось не только ограничение развития ступ ни, но и сгибание пальцев под ступню, а также максимально тесное сведение пятки и подошвы»3.

      Как свидетельствовал один христианский миссионер, «иногда плоть загнивала под повязкой, а иногда часть ступни отваливалась, палец или даже несколько пальцев атрофировались» 4.

      Совсем  недавно, в 1934 г., пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

      «Я  родилась в консервативной семье  в Пинг Си, и мне пришлось столкнуться  с болью при «бинтовании ног» в семилетнем возрасте. Я тогда  была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось. Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер ее ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки. Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при «бинтовании ног». Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне. Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала, как отрезала: «Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть». Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину - сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

      В ту ночь мать запретила  мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить. В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить.

      За  сопротивление мать била меня по рукам  и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты, и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились. Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.

      Каждые  две недели я меняла обувь, и новая  пара должна была быть на 3-4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий.

      Когда мне хотелось спокойно посидеть у  печки, мать заставляла меня ходить. После  того как я сменила более 10 пар  обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой - когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать. Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года. Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места, хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли — как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног»5.

      «Забинтованные  ноги» были искалечены и чрезвычайно  болели. Женщине фактически приходилось ходить на внешней стороне  подогнутых под ступню пальцев. Пятка и  внутренний свод стопы  напоминали подошву  и пятку обуви с высоким каблуком. Образовывались окаменелые мозоли; ногти врастали в кожу; стопа кровоточила и истекала гноем; кровообращение практически останавливалось. Такая женщина хромала при ходьбе, опиралась на палку или передвигалась при помощи слуг. Чтобы не упасть, ей приходилось ходить маленькими шажками. Фактически каждый шаг был падением, от которого женщина удерживалась, только поспешно делая следующий шаг. Прогулка требовала громадного напряжения.

      «Бинтование ног» нарушало также  естественные очертания женского тела. Этот процесс вел к постоянной нагрузке на бедра и ягодицы - они отекали, становились пухлыми (и именовались мужчинами «сладострастные»). Среди китайских мужчин выработалось курьезное мнение, что «бинтование ног» вело к наиболее удобному положению влагалища. Китайский дипломат того времени объяснял:

      «Чем меньше была нога женщины, тем более дивную форму принимали складки влагалища. (Существовала поговорка: чем меньше нога, тем больше страсти.) Поэтому браки в Татунге, где эта традиция была наиболее распространена, заключались раньше, чем где бы то ни было. Женщины в других регионах могли временно придать складкам такую же форму, но считалось, что по-настоящему этого можно было достичь только «бинтованием ног», которое концентрировало напряжение в одном месте. Складки формировались последовательно, пласт за пластом, и те, кто лично ощутил это во время сексуальных отношений, пережили неземное наслаждение. Так что система бинтования ног вовсе никого не угнетала»6.

      Медики  утверждают, что «бинтование ног» не оказывало какого-то физиологического влияния на влагалище, хотя влияло на форму таза. Вера в чудесные складки влагалища женщины, совершившей обряд «бинтования ног», была чистой воды массовым заблуждением и проекцией сексуальных желаний на ноги, ягодицы и влагалище искалеченной женщины. Не стоит даже говорить, что объяснение дипломата по поводу «бинтования ног» как не такой уж угнетающей процедуры оправдывало страдания и увечья женщины его «неземным наслаждением».

      Этот  же миф утверждает, что «забинтованная нога» делала ягодицы более чувствительными и концентрировала жизненные соки в верхней части тела, тем самым делая лицо более привлекательным»7. Если этого не случалось, то некрасивой женщине с идеальными ногами, но неинтересной внешностью не следовало отчаиваться: титул «Золотой Лотос» А-1 компенсировал лицо фигурой класса С-3.

      Возвращаясь к истории, зададимся вопросом, каким  образом миллионы китайских женщин разделили судьбу той балерины? Переход  от придворной танцорши к населению  в целом можно рассматривать как часть классовой динамики. Император устанавливает стиль, знать его копирует, а низшие классы, делающие все возможное для продвижения «наверх», принимают эстафету. Знать соблюдала обычай с наибольшей строгостью. Слабая и беспомощная, неспособная самостоятельно передвигаться дама была скрытым от посторонних глаз украшением будуара, свидетельством богатства и привилегированного положения мужчины, который мог себе позволить держать жену в праздности, она не выполняла никакой ручной домашней работы, и ноги ей тоже были ни к чему. Только в редких случаях ей позволялось находиться вне стен дома, да и то следовало сидеть в паланкине за толстыми занавесками. Чем ниже находилась женщина на социальной лестнице, тем меньше у нее было возможностей оставаться праздной и тем больший размер имела нога. Женщина, которой приходилось работать ради блага семьи, тоже носила повязки, но они были слабее, ступня больше - она могла ходить, правда, медленно и временами теряя равновесие.

Информация о работе Гиноцид, или китайское бинтование ног