Биологические основы жизнедеятельности ребенка и влияние на него факторов внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:52, реферат

Описание

Биологические основы жизнедеятельности ребенка и влияние на него факторов внешней среды
“Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды.” Новорожденный несет в себе комплекс генов не
только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или
наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта
программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно
качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации
наследственного начала.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности,
однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной
структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Работа состоит из  1 файл

Биологические основы жизнедеятельности ребенка и влияние на него факторов внешней среды.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

наследству передаются только мальчикам.

   Влияние  внешнесредовых факторов на развитие  организма ребенка. 

   Каждый  человек отличается от другого  многочисленными физическими особенностями,  которые формируются уже с самого его

зарождения и  на протяжении всей жизни. Однако с  момента появления мужской и  женской гамет, а затем при  их слиянии и образовании 

оплодотворенной клетки зиготы наследственное начало человека может в определенной степени  изменяться под влиянием внешнесредовых

факторов. При  взаимодействии генетических (наследственных) и внешнесредовых факторов в детском  возрасте формируется большое число 

индивидуальных  признаков человека.

   Внешней  средой для ребенка являются, прежде всего, те условия, которые создадут его родители и окружающие его люди, различные

климатические, геофизические и другие факторы. Воздействие среды может существенно  изменить характер наследственной информации. Она 

может реализоваться  полностью или частично, от чего будет зависеть выраженность признака. Например, генетически обусловлено, что средняя

масса ребенка  при рождении составляет 3300-3700 грамм, а рост - 49-52 см. Но если во время беременности мать плохо питается или же из крови 

матери в кровь  ребенка поступает недостаточно питательных веществ либо что-то мешает их усвоению, то ребенок может родиться с массой 2000-

2500 г и ростом 43- 45 см. Такой новорожденный будет  незрелым и по некоторым другим  признакам. Чтобы способствовать  наиболее полной 

реализации его  наследственной информации, родителям и врачам приходится принимать ряд мер, усиливающий рост ребенка.

   Весь  комплекс признаков, сформировавшийся  во время взаимодействия наследственных  свойств организма - генотипа  и внешнесредовых 

факторов, называется фенотипом. Сумма фенотипических признаков составляет основу конституциональных особенностей ребенка. То, что на

характер наследственных признаков можно влиять факторами  внешнесредового воздействия, имеет  очень важное значение. Это позволяет 

родителям, медицинским работникам, педагогам и другим специалистам целенаправленно влиять на развивающийся организм ребенка,

формировать у  него положительные личностные качества, воспитывать физически и духовно  гармонично развитого человека.

   Биологическое  и социальное в формировании растущего организма. На любом этапе своего развития человек является природным

существом, а  потому подчиняется биологическим  закономерностям. Но если, биологическое, природное есть и в человеке, и  в животном, то в 

обоих случаях  оно существенно разное, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе

развития человечества как результат общения между  людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает  наиболее влияние на

растущий и  развивающийся организм ребенка.

   В настоящее  время всем хорошо известен  феномен акселерации, то есть - 8 рождение детей с большей  массой тела, ростом и последующим 

ускоренным развитием  их в течение всего периода  детства. Это явление отмечалось в СССР до “перестройки” и во многих других развитых

странах. Ученые считают, что в основе этого феномена лежало, прежде всего, улучшение социальных условий существования человека, возросшая 

забота о матери и о ее ребенке, употребление в  пищу полноценных белков, витаминов и других биологических стимуляторов. Генетический

материал, характерный  для человека как биологического вида, остался прежним, но меняющиеся социальные условия вынуждают процессы роста 

и развития работать в ином ритме. Особенно активно можно  воздействовать на растущий организм ребенка с помощью таких социально

управляемых факторов, как воспитание в семье и детском  коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические

нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так  далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и

духовное развитие ребенка и способствовать коррекции  многих дефектов генетического характера.

   В ходе  эволюции человека, в процессе  трудовой деятельности совершенствовалось не только его тело, но и, прежде всего кора головного

мозга и центральная  нервная система в целом. Человеческие особенности головного мозга  закреплялись в генетическом материале  и передавались

по наследству. Однако психическое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе воспитания, путем повседневного

привития ребенку  чисто человеческих навыков. Если человеческое дитя даже с самыми “лучшими” структурными особенностями мозга попадает в 

условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда дети

раннего возраста попадали в стаи диких животных или  подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как  человеческой

личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.

   Развитие  социального поведения ребенка  происходит в процессе воспитания. В первые полгода жизни все  новое он усваивает в полном 

смысле слова  с молоком матери. Ибо пищевой  безусловный рефлекс способствует закреплению первых условных рефлексов. Дети,

вскармливаемые  материнским молоком и имеющие  непосредственный повседневный контакт  с матерью в течение первого  года жизни, растут

более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все новое, в их характере преобладает доброта, сочувствие к другим людям. Во втором

полугодии жизни  ребенок все больше интересуется другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность  к матери.

   Развитие  социального поведения ребенка  раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще

оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших  детей. В связи с этим важная роль принадлежит 

окружающим условиям.

   Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится, как правило, семейная микросреда - родители, бабушка,

дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние  микросреды вступает в силу, лишь когда  ребенок заговорит. Уже в самые  первые месяцы

характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое  развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в 

дальнейшем. Изоляция детей от родителей может привести при ограниченности, дефиците общения  с окружающими к неблагоприятным

изменениям в  их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт. Для формирования личностных качеств  ребенка значима та

семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к

нему преимущественно  строгость и требовательность или  же нежность и предупредительность  носят ли в семье теплый, дружественный  характер

или в них  преобладают официальность холодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку,

часто подменяют  его навязчивым контролированием, назидательностью и марализаторством, допускают оскорбления  и унижения, высмеивание и 

физические наказания  за промахи и неудачи, дети вырастают  неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и

притязаниями. Эти  качества мешают полноценному развитию ребенка не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.

   Дети, воспитанные  в атмосфере доброжелательности  и поддержки, имеют немало преимуществ - у них больше возможности для развития

своей активности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности  в своих 

взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в  условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.

   Именно  такая семейная микросреда в  наибольшей степени способна  вызвать у ребенка “чувство  полной защищенности” (А. С.  Макаренко) ,

что так важно  для его психического здоровья.

   На здоровье  ребенка и развитие у него  личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных

отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы  родителей, воспитание

“единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют

различными соматическими  заболеваниями.

   Если  такой ребенок заболевает, происходит  дальнейшая астенизация организма,  ведущая к снижению физической  и психической

активности, к  ослаблению его реактивности в отношении  других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к  новым 

заболеваниям.

   В сложном  процессе формирования личности  участвуют многие физические, биологические  и социальные факторы. Длительное

отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка  может привести к аномальному  развитию личности и 

способствовать  возникновению нервно-психических  расстройств. Для воспитания гармоничной  личности и предупреждения нервно-

психических расстройств  у детей огромное значение имеет  социально - экономическая структура  общества, система государственных  и 

медицинских профилактических мероприятий. Примером тому служил тот  факт, что в бывшем СССР распространенность нервно-психических

болезней примерно в 3 раза была ниже, чем в развитых капиталистических странах.

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

   Г. И.  Герасимович, М. И. Делец, М.  П. Дерюгина, Н. А. Дисько С.  П. Самуэль, Е. В. Малашевич,  А. Л. Петрашкевич, Н. Е. Савченко И. Н.

Усов, А. К. Устинович, И. П. Ховратович, И. А. Чаховский, В. Ф. Чигирь, И. П. Шамякин “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОЛОДОЙ  СЕМЬИ” Минск 1987.

Информация о работе Биологические основы жизнедеятельности ребенка и влияние на него факторов внешней среды