Зоопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:48, реферат

Описание

Научная зоопсихология не ставит перед собой задачу познания субъективной окраски переживаний животных. Но она может дать ответы на такие вопросы, как, например, в чем заключаются сущность и характерные особенности восприятий, представлений и других психических категорий у животных, думают ли животные, каковы отличительные признаки их элементарного мышления и т. п.

Содержание

Введение
История развития зоопсихологии.
Исследования Н.Н. Ладыгиной –Котс
Выработка условного рефлекса в эксперементах И.П.Павлова.
Заключение
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

реф Истр .docx

— 24.69 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. История развития зоопсихологии.
  2. Исследования Н.Н. Ладыгиной –Котс
  3. Выработка условного рефлекса в эксперементах И.П.Павлова.
  4. Заключение
  5. Список используемой литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Научная зоопсихология не ставит перед собой  задачу познания субъективной окраски  переживаний животных. Но она может  дать ответы на такие вопросы, как, например, в чем заключаются сущность и  характерные особенности восприятий, представлений и других психических  категорий у животных, думают ли животные, каковы отличительные признаки их элементарного мышления и т. п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. История развития зоопсихологии.
 

Зоопсихоло́гия  — раздел психологии, изучающий  поведение животных, их инстинкты, познавательные процессы и отношения с окружением. Предметом изучения зоопсихологии  являются проявления и закономерности психического отражения на дочеловеческом уровне.

Научная зоопсихология не ставит перед собой  задачу познания субъективной окраски  переживаний животных. Но она может  дать ответы на такие вопросы, как, например, в чем заключаются сущность и  характерные особенности восприятий, представлений и других психических  категорий у животных, думают ли животные, каковы отличительные признаки их элементарного мышления и т. п.

Зарождение  научной зоопсихологии и сравнительной  психологии относится к концу XVIII - началу XIX века, когда появились  труды крупнейших биологов того времени - Ж. Л. Леклерк-Бюффона и Ж. Б. Ламарка. Впоследствии особенно большую роль сыграл своими исследованиями Ч. Дарвин, показавший общность происхождения  психических процессов животных и человека наравне с общностью  происхождения признаков их строения. Существенный вклад в зоопсихологию  внёс австрийско-советский зоопсихолог  К. Э. Фабри. Он расширил и дополнил разработанную  в советской психологии концепцию  развития психики, представленную в  монографии А. Н. Леонтьева «Проблемы развития психики». Психологический анализ поведения животного осуществляется зоопсихологом путем детального изучения движений подопытного животного в ходе решения определенных задач. Эти задачи ставятся так, чтобы по движениям животного можно было с наибольшей точностью судить об изучаемом психическом качестве. Одновременно должны учитываться физиологическое состояние животного, внешние условия, при которых проводится опыт, и вообще все существенные факторы, способные оказать влияние на результат эксперимента.1

Необходимо  отметить, что в большей или  меньшей степени поведением животных занимались практически все зоологи. Среди них можно отметить таких  выдающихся ученых, как А.Н. Формозов, П.А. Мантейфель, Е. Г. Спангенберг, И.И. Барабаш-Никифоров, Н.А. Зворыкин, Д.Н. Кашкаров и многие, многие другие.

     Очень большое внимание поведению  и его роли в эволюции уделял  выдающийся ученый-эволюционист  А.Н. Северцов, основоположник эволюционной  морфологии.

     Уже в начале ХХ в. в России  вполне сложилась зоопсихологическая  школа, успешно развивавшаяся  и в первой его половине. Среди  русских зоопсихологов необходимо, прежде всего, отметить упомянутого  выше В.А. Вагнера, внесшего  огромный вклад в мировую и  российскую науку.

     Большое значение имели работы  российского ученого В.М. Боровского, посвященные мотивациям поведения.  В своих трудах этот исследователь  уделял много внимания проблемам,  связанным с внутренними ритмами  живых организмов.

     Следует отметить, что в первой  половине ХХ в. ведущие зоопарки  страны служили обширными лабораториями  для проведения различных исследований, не приносящих вреда животным. Так, изучение психики приматов  проводилось в Московском зоопарке  группой исследователей во главе  с Н.Н. Ладыгиной-Котс, в Ленинградском  - под руководством Г.З. Рогинского, а в Киевском зоопарке подобные  исследования возглавлял В.П.  Протопопов. Множество зоопсихологических исследований было проведено Н.Ю. Войтонисом и его учениками в питомнике обезьян в Сухуми.

     Существовала и зоопсихологическая  лаборатория в знаменитом "Уголке  имени Дурова". Основал ее сам  знаменитый дрессировщик, интересовавшийся  научными основами формирования  поведения животных. В лаборатории  проводили зоопсихологические эксперименты  многие ведущие ученые, регулярно  проводились научные семинары. Лаборатория  продолжила свое существование  и после смерти знаменитого  дрессировщика.

     Самые большие достижения в  науке о поведении животных  в России были получены в  области изучения физиологии  высшей нервной деятельности. Широкую  известность получили труды И.М.  Сеченова, Н.К. Бехтерева, И.П. Павлова. Вопреки искусственно насаждаемому мнению, И.П. Павлов был ученым исключительно широкого профиля. Его занимали многие проблемы, связанные с поведением животных. Это было и "учение о высшей нервной деятельности", и формирование поведения в онтогенезе, и сложные формы поведения антропоидов, и проблемы генетики поведения. Большим достижением И.П. Павлова было создание колоссальной научной школы, включавшей в себя многих крупнейших ученых последующих лет.2

  1. Выработка условного рефлекса в экспериментах И.П. Павлова

Классический  «павловский» эксперимент по выработке  условных рефлексов проводился следующим  образом. Собаке, находящейся в камере и в станке, автоматически подавалась пища (безусловный раздражитель), затем  появлению пищи начинал предшествовать «условный раздражитель», или «условный  сигнал», в виде звонка, вспышки лампочки или звука метронома. Реакция собаки на безусловный раздражитель в виде пищи сопровождается безусловно-рефлекторным отделением слюны. Предъявление безусловного стимула вслед за условным в процессе эксперимента, называется «подкреплением». Если при выработке условного рефлекса применяется подкрепление, соответствующее имеющейся у животного мотивации (например, пищевое подкрепление у голодного животного), то оно называется «положительным». Возможна выработка условного рефлекса и с применением «отрицательного подкрепления» (наказания), то есть такого воздействия, которого животное стремится избегать. В эксперименте в качестве отрицательного подкрепления чаще всего используют удары электрического тока, заставляющие животное перебегать в безопасное отделение камеры или вызывающие у него безусловно-рефлекторное отдергивание конечности. Примером отрицательного подкрепления может быть действие воздушной струи, направленной на роговицу глаза, вызывающей мигательный рефлекс. 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экспериментальное изучение процессов  восприятия и мышления животных.

Проблема  элементарного мышления животных, как  предпосылки человеческого мышления, позволяющего выявить и восстановить предысторию его возникновения  в процессе эволюции, занимала одно из ведущих мест в работах Ладыыгиной-Котс. Н.Н. Ладыгина-Котс пишет о том, что существует насущная необходимость изучения понятия мышления (интеллекта) животных и выяснения его особенностей, связанная с тем, что в современной советской психологической литературе, в частности в учебниках психологии употребляются весьма разноречивые формулировки, раскрывающие это понятие. Однако, несмотря на имеющиеся разноречия, все советские психологи подчеркивают своеобразие, качественное отличие интеллекта животных от интеллекта человека. В чем же заключается это своеобразие выяснено еще недостаточно. В своей статье «Особенности элементарного мышления животных» Н.Н. Ладыгина-Котс делает попытку осветить этот вопрос, исходя из имеющихся в литературе экспериментальных данных, относящихся к изучению мышления высших животных (обезьян).4

Н. Н. Ладыгина-Котс писала, что «обезьяны имеют элементарное конкретное образное мышление (интеллект), способны к элементарной абстракции и обобщению, и эти черты приближают их психику к человеческой». При  этом она подчеркивала, что «...их интеллект качественно, принципиально  отличен от понятийного мышления человека, имеющего язык, оперирующего словами как сигналами сигналов, системой кодов, в то время как  звуки обезьян, хотя и чрезвычайно  многообразны, но выражают лишь их эмоциональное  состояние и не имеют направленного  характера. Они (шимпанзе) обладают, как и другие животные, лишь первой сигнальной системой». Не менее важным, по мнению Н.Н. Ладыгиной-Котс, является и то, что для обезьян характерным является высокий уровень их рецепции, процессов восприятия. Тонкость зрительных дифференцировок у них теснейшим образом связана с двигательной сферой, которая у низших обезьян является ведущей, а у высших уступает это место зрительному восприятию, что специфично для человека.5

Исследование  абстракции Ладыгиной-Котс состояло в  том, что шимпанзе предлагалось множество  предметов, среди которых он должен был выбрать, например, все предметы желтого цвета. Причем предметы могут  существенно отличаться друг от друга  по форме, размеру и т. д. Иони( шимпанзе) правильно решал все задачи подобного типа и часто даже развлекал себя подобным способом. В результате многочисленных экспериментов так же установлено, что обезьяны способны различать форму объектов. Шимпанзе пособен переносить зрительные восприятия на осязательные. Из опытов Ладыгиной-Котс следует вывод, что шимпанзе обладает значительными потенциальными способностями в области зрительного восприятия, они различают все цвета спектра и оттенки цветов, геометрические плоскостные и объемные фигуры. Ладыгина-Котс выяснила, что шимпанзе быстрее различают и лучше запоминают яркие цветные краски, шарообразную и конусообразную форму, очевидно, соответствующие окраске и форме фруктов и корнеплодов, которыми обезьяны питаются в природных условиях.

Ладыгиной-Котс было проведено более 30 тыс. опытов с волками и собаками на тему "Индивидуальные вариации реакций на зрительные стимулы (цвет, форму, величину, рисунок)". Она  выявляла способности птиц к цветоразличению. Некоторые выводы из этой работы она  сообщила профессору В.А. Вагнеру, который опубликовал их в одном из выпусков своих «Этюдов по сравнительной психологии».

Значение  работ Н. Н. Ладыгиной-Котс состоит в том, что:

- впервые  был проведен эксперимент по  воспитанию детеныша шимпанзе  в «развивающей среде»;

- был  описан онтогенез поведения шимпанзе, сопоставлены особенности познавательной  деятельности приматов и человека;

- показано  наличие у шимпанзе способности  к обобщению и абстрагированию  как одной из основных характеристик  элементарного мышления;

- разработан  и введен в практику важнейший  современный метод исследования  психики животных — обучение  «выбору по образцу»;

- проведено  сравнительное исследование орудийной  и конструктивной деятельности  приматов;

- сделан  вывод о наличии у животных  зачатков мышления как предпосылки  мышления человека.

В настоящее  время Научное наследие Н.Н. Ладыгиной-Котс продолжает оказывать большое влияние  на современных исследователей эволюционных предпосылок мышления человека, как  в России, так и за рубежом. 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 320 с.

2.Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. - М.: Наука, 1959

3.Мешкова Н. Н., Федорович Е. Ю. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. - М.: Изд-во УМК МПС, МПСИ 2005. — 376 c.

4.Сотская М.Н. Зоопсихология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/animal_psychology/index.html

5. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебник. - М.: Академия, 2006 

Информация о работе Зоопсихология