Сравнительная психология животных и людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:04, контрольная работа

Описание

Цель работы является раскрытие темы «Общая характеристика психики животных»
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- рассмотреть основные этапы эволюционного развития животного и раскрытие концепции Леонтьева – Фабри;
- изучить две основные стадии развития психики животных;
- исследовать стадии развития психики животных.

Работа состоит из  1 файл

КР.по зоопсихологииdocx.docx

— 43.48 Кб (Скачать документ)

Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций  и передаваемые из поколения в  поколение благодаря естественному  отбору, оформляются в качестве инстинктов.

Возникновение нервной  системы беспозвоночных. Нервная система впервые появляется у низших многоклеточных беспозвоночных. Возникновение нервной системы - важнейшая веха в эволюции животного мира, и в этом отношении даже примитивные многоклеточные беспозвоночные качественно отличаются от простейших. Наличие нервной ткани способствует резкому ускорению проводимости возбуждения: в протоплазме скорость проведения возбуждения не превышает 1-2 микрон в секунду, но даже в наиболее примитивной нервной системе, состоящей из нервных клеток, она составляет 0,5 метра в секунду!11

Нервная система существует у низших многоклеточных в весьма разнообразных  формах: сетчатой (например, у гидры), кольцевой (медузы), радиальной (морские  звезды) и билатеральной. Билатеральная  форма представлена у низших плоских  червей и примитивных моллюсков  еще только сетью нервных клеток, располагающейся вблизи поверхности  тела, в которой выделяются более  мощным развитием несколько продольных тяжей. По мере своего прогрессивного развития нервная система погружается  под мышечную, ткань, продольные тяжи становятся более выраженными, особенно на брюшной стороне тела. Одновременно все большее значение приобретает  передний конец тела, появляется голова а вместе с ней и головной мозг - скопление и уплотнение нервных  элементов в переднем конце. Наконец, у высших червей центральная нервная  система уже вполне приобретает  типичное строение "нервной лестницы", при котором головной мозг располагается  над пищеварительным трактом  и соединен двумя симметричными коммисурами ("окологлоточное кольцо") с расположенными на брюшной стороне подглоточными ганглиями и далее с парными брюшными нервными стволами. Существенными элементами являются здесь ганглии, поэтому подобную нервную систему называют ганглионарной, или "ганглионарной лестницей". У некоторых представителей данной группы например, пиявок, нервные стволы сближаются настолько, что получается "нервная цепочка".

 Только при наличии головного мозга возможно подлинно централизованное "кодирование" поступающих с периферии сигналов и формирование целостных "программ" врожденного поведения, не говоря уже о высокой степени координации всей внешней активности животною.

Разумеется, уровень психического развития зависит не только от строения нервной системы. Так, например, близкие  к кольчатым червям коловратки также  обладают, как и те, Билатеральный - (Bilateral) - (в анатомии) имеющий отношение  или воздействующий на обе части  тела, ткани или органа человека или на его парные органы совокупность образований (рецепторы, нервы, ганглии, мозг) у животных и человека; осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей, проведение и обработку  возникающего при этом возбуждения, формирование ответных приспособительных  реакций. Регулирует и координирует все функции организма в его  взаимодействии со средой. Появляется на довольно ранней стадии эволюции многоклеточных животных - в примитивной форме  у кишечнополостных; 2) (Nervous System) - совокупность анатомических структур, образованных нервной тканью. 12Нервная система состоит из множества нейронов, передающих информацию в виде нервных импульсов в различные участки тела и получающих ее от них для поддержания активной жизнедеятельности организма. Нервная система подразделяется на центральную и периферическую. Головной и спинной мозг образуют центральную нервную систему; к периферической относятся парные спинномозговые и черепные нервы с их корешками, их ветви, нервные окончания и ганглии. Существует еще одна классификация, согласно которой единую нервную систему также условно подразделяют на две части: соматическую (анимальную) и вегетативную (автономную).13Соматическая нервная система иннервирует главным образом органы сомы (тело, поперечнополосатые, или скелетные, мышцы, кожу) и некоторые внутренние органы (язык, гортань, глотка), обеспечивает связь организма с внешней средой. Вегетативная (автономная) нервная система иннервирует все внутренности, железы, в том числе и эндокринные, гладкие мышцы органов и кожи, сосуды и сердце, регулирует обменные процессы во всех органах и тканях. Вегетативная нервная система, в свою очередь, подразделяется на две части: парасимпатическую и симпатическую. В каждой из них, как и в соматической нервной системе, выделяют центральный и периферический отделы. Однако, мало отличаясь от инфузории размером, внешним видом и образом жизни, коловратки очень напоминают последних также поведением и не обнаруживают более высоких психических способностей, чем инфузории. Этот пример показывает, что ведущим для развития психической деятельности является не общее строение, а конкретные условия жизнедеятельности животного, характер его взаимоотношений и взаимодействий с окружающей средой.

2.4 Общая характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики

Как уже отмечалось, наиболее низкоорганизованные  формы многоклеточных беспозвоночных стоят на том же уровне психического развития, что и высшие представители  простейших. Но то, что здесь не обнаруживаются существенные различия в поведении, несмотря на глубокие различия в строении, не должно нас удивлять, ибо, как  уже говорилось, простейшие олицетворяют собой совершенно особую, рано отклонившуюся  филогенетическую ветвь, которая до известных пределов развивалась  параллельно ветви низших многоклеточных животных.Давая общую оценку поведению низших многоклеточных беспозвоночных, Фабри отмечает, что, очевидно, первично главная функция еще примитивной нервной системы состояла в координации внутренних процессов жизнедеятельности в связи со все большей специализацией клеток и новых образований - тканей, из которых строятся все органы и системы многоклеточного организма. "Внешние" же функции нервной системы определяются степенью внешней активности, которая у этих животных находится на еще невысоком уровне, зачастую не более высоком, чем у высших представителей простейших.14 Вместе с тем строение и функции рецепторов, как и "внешняя" деятельность нервной системы, значительно усложняются у животных, ведущих более активный образ жизни. Особенно это относится к свободно живущим, активно передвигающимся формам.

2.5 Перцептивная психика

Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещественно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.

Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные  с изменением направления и скорости Деятельность животных приобретает  более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.15

Следующий, высший уровень перцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач  в практическом, наглядно-действенном  плане. Здесь мы отмечаем готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию  и переносу в новые условия.Наивысшего уровня развития перцептивной психики  достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже  образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и  переноса. В такой психике особо  выделяется способность к практическому  решению широкого класса задач, требующих  исследования и манипулирования  с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она  заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к  практическим действиям. А.Н. Леонтьев называл данный уровень развития психики "уровнем интеллекта".

 Развитие нервной  системы позвоночных. У позвоночных нервная трубка образует в головном отделе вздутия, превращающиеся в ходе эмбриогенеза в головной мозг. Уже у наиболее примитивных позвоночных - у круглоротых - имеются все пять отделов головного мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный и передний мозг). Процесс дифференциации и прогрессивного развития мозговых структур достигает, как известно, своей вершины у млекопитающих, причем не только в переднем мозгу (большие полушария и их кора), но и в стволовой части головного мозга, где формируются, в частности, центры высших форм инстинктивного поведения.16Млекопитающие занимают особое место в эволюции животного мира. Как указывал Северцов, "млекопитающие очень редко приспособляются к быстро наступающим переменам в окружающей среде (например, к новым врагам, к новой добыче и т. д.) обычным путем, то есть путем медленного изменения своих органов и их функций. Гораздо чаще это происходит путем быстрого изменения прежних привычек и навыков и образования новых, приспособленных к новым условиям среды. Здесь впервые выступает на сцену совершенно новый и необычайно важный фактор адаптивной эволюции позвоночных животных, а именно их психика" позвоночных.

2.6 Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики

Таким образом, на низшем уровне перцептивной психики уже представлены все  те прогрессивные признаки, которые  характеризуют перцептивную психику  вообще, но во многих отношениях поведение  относящихся сюда животных носит  и примитивные черты, сближающие его с поведением нижестоящих  животных. Так, основную роль играет ориентация поведения, по-прежнему, по отдельным  свойствам предметов, но не по предметам  как таковым. Предметное восприятие явно играет еще подчиненную роль в поведении, в котором преобладают  ригидные, жестко запрограммированные, сугубо инстинктивные элементы.

 Вместе с тем важно подчеркнуть,  что, несмотря на преобладание  в поведении врожденных элементов,  у рассматриваемых нами таксономических  групп животных, в частности насекомых,  накопление индивидуального опыта,  научение играют существенную  роль. При этом в процессах  научения наблюдается и определенная  противоречивость, сочетание прогрессивных  и примитивных черт. Специфическая  направленность, приуроченность этих  процессов к определенным функциональным  сферам, как и само подчиненное  положение, которое занимает научение  по отношению к инстинктивному  поведению, несомненно указывают  на переходное положение данного  уровня психического развития  между элементарной сенсорной  и развитой перцептивной психикой.

 Однако это никоим образом не означает, что насекомым, как и другим представителям рассматриваемой группы животных, недостает пластичности поведения. Наоборот, у них в полной мере проявляется общая закономерность, что усложнение инстинктивного поведения неизбежно сочетается с усложнением процессов научения (и наоборот). Только такое сочетание обеспечивает подлинный прогресс психической деятельности.

Инстинктивное поведение представлено на рассматриваемом уровне психического развития уже весьма развитыми новыми категориями: групповое поведение, общение, ритуализация. Особую сложность  приобретают формы общения у  видов, живущих огромными семьями, из которых лучше всего изучены  пчелы. Язык пчел, этих высших представителей членистоногих, относится к наиболее сложным формам общения, которые  вообще существуют в животном мире. Возможно, что новые исследования познакомят нас с поразительными психическими способностями и других насекомых, но на сегодняшний день пчелы  представляются нам наиболее развитыми  в этом отношении. Наиболее сложные  формы инстинктивного поведения  закономерно сочетаются у них  с наиболее разнообразными и сложными проявлениями научения, что обеспечивает не только исключительную согласованность  действий всех членов пчелиной семьи, но и максимальную пластичность поведения  особи. Психические способности  пчел (как и некоторых других высших насекомых) в некоторых отношениях, очевидно, уже выходят за рамки  низшего уровня перцептивной психики.17

В ином направлении, чем у членистоногих, шло развитие психической активности у головоногих моллюсков. По некоторым  признакам они приблизились к  ветви, ведущей к позвоночным, о  чем уже свидетельствуют их крупные  размеры и отмеченные выше особенности  строения нервной системы, и особенно зрительного рецептора, что непосредственно  связано с резким увеличением скорости движения по сравнению с другими моллюсками.

 Поведение головоногих еще совершенно не достаточно изучено, но уже известны многие примечательные их способности. Прежде всего, они выделяются существенным усложнением инстинктивного поведения. У головоногих уже встречаются территориальное поведение (занятие и защита индивидуальных участков), "агрессивность", которая только намечается у высших червей, групповое поведение (стайная жизнь кальмаров и каракатиц), в сфере размножения появляются ритуализованные формы поведения, что находит свое воплощение в видоспецифическом "ухаживании" самцов за самками. Все это присуще только высшим животным.18

Очень важным представляется и то обстоятельство, что впервые у  головоногих появляется способность  к установлению контактов с человеком, к общению с ним, результатом  чего является возможность подлинного приручения этих животных (в отличие  от насекомых!).

Таким образом, головоногие, далеко оставив  позади других моллюсков, как и вообще всех низших беспозвоночных, достигли, несомненно, высокого уровня психического развития, во многом сблизившись с  позвоночными животными.

Тем не менее следует думать, что  в психической деятельности головоногих  действительно сочетаются прогрессивные  черты, сближающие их с позвоночными, с примитивными - наследством низших моллюсков. К примитивным чертам относится и известный "негативизм" научения: головоногие легче научаются  избегать неприятных раздражений, чем  находить благоприятные. И в этом нетрудно усмотреть общность с поведением животных, обладающих элементарной сенсорной  психикой.

 На низшем уровне перцептивной психики находится, очевидно, хотя бы отчасти, и ряд представителей низших позвоночных. Однако в корне различные строение и образ жизни членистоногих и позвоночных являются причиной того, что и их поведение и психика, в сущности, несопоставимы. Так, одной из отличительных особенностей насекомых являются их малые по сравнению с позвоночными размеры. В связи с этим окружающий насекомое мир представляет собой нечто совершенно особое: это не микромир простейших, но и не макромир позвоночных. Человеку трудно себе представить этот мир насекомых с его (с нашей точки зрения) микроландшафтами, микроклиматами и т.д. Хотя насекомые живут рядом и вместе с нами, они живут в совершенно иных условиях температуры, освещения и т.п. Уже поэтому психическое отражение действительности не может у насекомых не быть принципиально иным, чем у позвоночных, да и у большинства других беспозвоночных. 
Но поскольку наиболее общие признаки психического отражения, характерные для данного его уровня, присущи всем упомянутым животным, можно, очевидно, по поводу рассмотренных нами в качестве примера насекомых сказать, что мы имеем здесь дело с типичными проявлениями низшего уровня перцептивной психики, но в формах, отвечающих тем особым условиям жизни этих животных, которые отмечались выше.

2.7 Высший уровень развития перцептивной психики

К высшим позвоночным относятся  только два класса: птицы и млекопитающие, в пределах которых и обнаруживаются проявления высших психических способностей животных.19 Среди низших позвоночных намечаются промежуточные ступени психического развития, характеризующиеся разными сочетаниями элементов низшего и высшего уровней перцептивной психики.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Животные не могут рассказать нам  о своем внутреннем мире. Тем не менее возможно создать представление  о нем, внимательно наблюдая за животными. Курт Эрнестович Фабри пишет в  связи с этим: “Недоступный прямому  наблюдению внутренний мир животного  можно раскрыть через доступную  восприятию исследователя двигательную активность животного и анализ этой активности”. Это положение исторически в психологической науке то совершенно отрицалось, например, в психологии сознания, то возводилось в абсолют, например, в бихевиоризме. Бихевиоризм вообще заменил понятие “психика” понятием “поведение”. Поведение бихевиористы считали единственной научной реальностью и истинным предметом психологии, в то время как современные зоопсихологи считают, что изучение поведения - это метод, с помощью которого можно отвечать на вопрос о закономерностях функционирования собственно психического, например, о закономерностях построения образа мира животными.Понятие “образ мира” необходимо разрабатывать, исходя из экологии животных. Это основная методологическая концепция современной зоопсихологии, и в то же время “болевая точка” зоопсихологии. Дело в том, что в зоопсихологии и раньше и теперь преобладает тенденция к изучению отдельных психических функций и способностей. Накоплены и обобщены зоопсихологические данные о различении свойств предметов животными, о выработке двигательных навыков, о способности к абстрагированию, об ориентации животных в пространстве и т.д. Тем не менее представление о психике конкретного вида животных или о психике той или иной особи остается очень мозаичным, похожим на лоскутное одеяло.

Информация о работе Сравнительная психология животных и людей