Особенности поведения приматов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:08, реферат

Описание

Регулярные наблюдения за поведением животных в привычной для них среде обитания привели Дж. Гудолл и ряд других этологов к следующему представлению: для человекообразных обезьян характерно рассудочное поведение, включающее умение планировать, предвидеть, способность выделять промежуточные цели и искать пути их достижения, вычленять существенные моменты данной проблемы.
Другие доказательства того, что в естественном поведении шимпанзе есть элементы, удовлетворяющие этому критерию, приводит Л.А. Фирсов на основе наблюдений за ними в неволе и в приближенных к естественным условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Особенности поведения приматов………………………………………………….4
Формы деятельности у обезьян……………………………………………………..4
Ориентировочно-обследовательская форма деятельности……………………..5
Обрабатывающая форма деятельности…………………………………………...7
Конструктивная форма деятельности……………………………………………..9
Двигательно-игровая форма деятельности……………………………………….11
Подражание……………………………………………………………………………12
Деятельность присвоения…………………………………………………………...13
Деятельность отвергания…………………………………………………………....14
«Орудийная» форма деятельности…………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

Реферат - Особенности поведения приматов.docx

— 47.21 Кб (Скачать документ)

Тонкий анализ проявляется и при дифференцировании частей, получающихся в результате обработки, когда мельчайшие, но биологически ценные пищевые предметы не теряются в общей груде грубо расчлененного материала, а выделяются зубами и пальцами для потребления. 
          Свойственное обезьянам расчленение плодов в соответствии с их структурой, например, при разделении некоторых плодов на естественные дольки, подобно долькам апельсина, также свидетельствуют о тонком направленном зрительном анализе, производимом обезьянами при содружественной деятельности зрения, осязания, гаптики и кинестезии. В обрабатывающей деятельности чаще, чем в ознакомительной, наблюдается взаимосвязь процессов практического анализа и синтеза.

Таким образом, обрабатывающая деятельность обезьян представляет собой дальнейшее развитие того же ориентировочно-исследовательского рефлекса, особенно, если обезьяна имеет  в своих руках жизненно важные для нее предметы (пищу), — структура  которой, например, ореха, требует обработки. И в неволе обезьяны обычно не только обследуют, но подвергают обработке, а  иногда расчленению даже не пищевые  предметы, данные им в пользование. Деятельность обезьян, направленная на расчленение предметов, обусловлена  природными условиями их существования. В условиях неволи обработка, расчленение  предметов по частоте применения стоит на втором месте (уступая первое место ориентировочно-обследовательской  деятельности).

Для обезьян, у которых обрабатывающая деятельность тесно связана с  добыванием и освоением пищи, она  имеет важное жизненное значение; к этой деятельности хорошо приспособлены  естественные органы обработки —  зубы и руки обезьян. Наличие у  обезьян руки, развитой у разных видов в разной степени, и ее участие  в обрабатывающей деятельности сообщает этой деятельности обезьян специфический  характер и ряд своеобразных особенностей, не встречаемых у других животных. Участвуя в обработке предметов, рука несет двойную функцию: подсобную  — взятие, держание, повороты предмета во время его обработки и «рабочую»: руки обезьян выполняют в процессе обработки ряд своеобразных «рабочих»  операций (например, царапанье, разламывание, разрывание, разматывание, трение предметов  о твердые поверхности и др.). 
          Низшим обезьянам Старого Света употребление орудий в обрабатывающей деятельности не свойственно. Однако и их обрабатывающая деятельность имеет ряд прогрессивных особенностей: разнообразие применяемых способов обработки — пластичность обработки, выражающаяся в замене одной деятельности другой при неудачных расчленениях. В обрабатывающей деятельности уже у низших обезьян имеется ряд подсобных предварительных действий: соединяющего (синтетического) порядка, так, например, расчленение обрабатываемого предмета на части иногда предваряется его выгибанием, складыванием, сжиманием. Уже у низших обезьян наблюдается улавливание податливости частей предметов при их обработке и зачатки «структурной» обработки, т. е. расчленение предметов в соответствии с их строением. Наиболее рельефно эта особенность поведения обезьян сказывается в таких действиях, как раскрывание коробок, а также расчленение их.

Тонкая осязательно-кинестетическая  чувствительность, действующая в  содружестве со зрением, дает возможность  низшим обезьянам на основе улавливания  податливости вычленять отдельные  слагаемые части обрабатываемого  предмета. Однако у низших обезьян  структурные расчленения проявляются  лишь в легких условиях, при ярко выраженной податливости частей расчленяемого  предмета, в противном случае низшие обезьяны быстро переходят к грубому  расчленению, раскусыванию или разбиванию предмета.

У высших обезьян, например, у шимпанзе, у которого обработка расширяется  за пределы связи с обработкой пищевых продуктов и участвует  в другом биологическом типе поведения, относящегося к гнездостроению, обрабатывающая форма деятельности иногда приобретает  подсобный характер к конструктивной деятельности, с которой она связана  и в которой особенно явственно  осуществляется взаимосвязь процессов  практического анализа и синтеза. 
          Высшие обезьяны включают в обработку ряд приемов, причем иногда эпизодически они производят их с участием посредствующего предмета — «орудия» — палочки; разрывая набитый ватой шарик, шимпанзе делает это палочкой. Он берет палку, растягивая ею петли железной сетки в клетке; шимпанзе прибегает к орудию обработки, когда он не может или избегает произвести воздействие своими руками. Иногда он убивает или бьет палкой мелких живых животных: тараканов, ящериц, мышей. Однако у обезьян «орудие» не сохраняет своего постоянного назначения: вне момента употребления орудия оно уничтожается, хотя порой у обезьяны нет возможности заменить его другим.

В виде исключения у некоторых низших обезьян (капуцина) имеется, по-видимому, прирожденное, видовое употребление орудия — камня — при разбивании крепких орехов, которые эта обезьяна не может разгрызть из-за слабости своих зубов.

Конструктивная форма  деятельности

Конструктивная форма деятельности представляет собой установление обезьянами более или менее прочных практических связей между предметами или между частями предмета.

Конструктивная форма деятельности обезьян, направленная на получение  определенного результата — построения гнезда — является у высших обезьян (шимпанзе) прирожденной, видовой биологической  особенностью. Ежедневно они строят из веток гнезда на деревьях для  ночлега. В период особенно палящей  жары, которую обезьяны избегают, они спускаются на землю у опушек леса под сень деревьев и делают себе настилы из травы, листьев и тонких, прижатых к земле ветвей; это их, так называемые, «дневные постели». 
          Исследование гнездостроительной активности высших обезьян указывает, что в этих актах процессы практического анализа и практического синтеза неразрывно и тесно связаны. Шимпанзе осуществляет тонкий анализ при выборе, дифференцировке подходящего материала из окружающей среды; анализ осуществляется во взаимопроникновении с синтезом при расположении разного по качеству и по плотности материала в определенном его соотношении в сложных двухслойных гнездах.

Наличие условнорефлекторной деятельности антропоидов, включающейся в их инстинктивное, безусловно-рефлекторное поведение, позволяет  шимпанзе использовать свой прежний  индивидуальный опыт более широко, т. е. применительно не только к наличной, но в известной мере и к ближайшей  будущей ситуации. Следует также  отметить, что гнездостроение взрослых и молодых шимпанзе резко разнится как в отношении последовательности актов деятельности, так и конечного  результата стройки.

Как известно, на воле, как и в  неволе, низшие обезьяны гнезд не строят. Только в отношении одного вида обезьян (Macacus lasiotis) установлено, что самка  этого макака скрывает родившегося  детеныша в ямочку, предварительно выстлав ее мягкой травой и замаскировав ветками. В таком гнездышке обезьяна-мать держит малютку дня три, и тогда  стадо ютится поблизости. Затем мать берет детеныша в охапку, точнее — подмышку, передвигаясь на трех ногах. Отдыхая или срывая корм, обезьяна кладет детеныша рядом с собой. По истечении двух недель молодые уже  в силах держаться на спинах родителей, ловко там усаживаются, крепко держась  за длинную мягкую шерсть. Замечательно забавную картину представляет стадо  этих животных, идущих гуськом по гребню гор, когда некоторые из них с  малышами на спинах шествуют, словно лошади под седоком.

На базе ознакомительной и обрабатывающей деятельности и восприятия обезьяной  пространственных отношений между  частями предметов у высших обезьян  возникают попытки конструктивной, соединяющей вне гнездовой деятельности, указывающей на способность их к  синтезу воздействующих раздражителей  при использовании преимущественно  индивидуального опыта в обращении  с предметами.

Так, например, высшая обезьяна, осуществляя  акт распутывания, разматывания, например, веревки, запутанной за палочку, окончив  действие, осуществляет акт заматывания; низшие же обезьяны обычно ограничиваются лишь распутыванием. 
           У низших обезьян конструктивная форма деятельности весьма слабо выражена — она сводится к временному присоединению предметов друг к другу; так, эти обезьяны прижимают палки к сетке, веревки к палке, складывают предметы без прочного их соединения. В то время как высшие обезьяны, разобрав детскую игрушечную пирамидку, могут частично ее самостоятельно и составить, низшие обезьяны не составляют ее, однако они могут выучиться ее составлять под воздействием экспериментатора, направляющего поощрением каждое их действие, приближающееся к составлению.

Двигательно-игровая форма  деятельности

Двигательно-игровая форма деятельности обезьян прежде всего связана с их потребностью в передвижении, составляющем основной фон их жизнедеятельности в естественных условиях; в неволе и в заключении клетки обезьяны, будучи ограничены в движении, проявляют различного рода игровую активность. Конечно, основная база этого рода деятельности инстинктивная, т.е. безусловно рефлекторная. На ней возникают разнообразные условно рефлекторные надстройки. 

Двигательная игровая форма  деятельности встречается главным  образом у молодых обезьянок  и реже наблюдается у обезьян  старшего возраста. 
           Обезьяны по своему происхождению — лазающие древесные животные, но им свойственны и другие виды движения: ходьба, бег, прыганье. По акробатической ловкости, быстроте двигательных реакций и активности трудно найти равных им среди млекопитающих. Обезьянам присуща не только двигательная ловкость, но и способность заменить и использовать в своих движениях разнообразные возможности, создаваемые окружающей средой. 
          В неволе, в клетке, скользкий пол, подвижные дверцы, выступы, карнизы, висящие трапеции и кольца — все это используется обезьяной в двигательной игре. Молодые обезьяны скользят, качаются, прыгают, кувыркаются, катаются по полу: их игры принимают подчас форму буйного каскада предельно напряженных и ловких движений.

Особенно интересным моментом игры обезьян является включение в  нее окружающих предметов, т. е. катанье  круглых предметов (шаров) по полу, двигание их назад и вперед перед собой, подбрасывание и ловля и ряд  других действий.

Наблюдая эти действия обезьян, отмечают еще одну особенность их двигательной предметной игры. Обезьяны не только двигают предметы, но с большим вниманием наблюдают движение предметов, приведенных ими самими в движение. При этом они активно повторно воспроизводят то свое действие, которое случайно только что вызывало движение предмета или части предмета.

Примером нарочитого воспроизведения  случайно возникшего действия будет, по-видимому, и нередко наблюдающееся надвигание обезьяной куска ткани на свою голову, на свое лицо, что сопровождается временным «ослеплением» животного; это действие встречается в играх некоторых низших и высших обезьян. Данные им в свободное пользование куски ткани обезьяны надвигают себе на плечи, на голову, закрывают ими лицо и пытаются в таком виде, с закрытыми глазами, растопырив руки, передвигаться по клетке.

Эта особенность игровой деятельности обезьян сообщает ей особый специфический  характер и поднимает предметно-игровую  деятельность обезьян, по сравнению  с таковой других животных, на более  высокую ступень.

На том филогенетическом уровне развития, на котором стоят обезьяны, игровая деятельность имеет в  значительной мере условно рефлекторный характер во многих своих проявлениях. Обезьяны используют свой опыт, свое знание свойств предметов при осуществлении сложных двигательных игр, включающих установление ими связей между предметами. В некоторых случаях низшие обезьяны осваивают довольно сложные взаимоотношения одних предметов с другими.

Подражание.

У обезьян наблюдается явно выраженное подражание, в меньшей степени развитое у низших, в большей степени — у высших.

Человекообразная обезьяна, например, шимпанзе, из подражания нередко повторяет  действия человека, особенно часто  перед ней осуществляемые: она  берет тряпку и вытирает ею пол  клетки, берет щетку и метет, она  зачерпывает полужидкую пищу ложкой и подносит ее ко рту, пьет из кружки, употребляя посуду и утварь, правда, со значительно меньшей ловкостью, чем это делает человек. Высшие обезьяны очень охотно чертят карандашом по бумаге, выучиваются ездить на 3-2-х  колесном велосипедах, могут курить, и нередко делают это весьма охотно. Запротоколирован случай, когда одна самка шимпанзе научилась «шить», т. е. делать стежки иглой с ниткой.

Но для подражательных действий обезьян характерно, что в подавляющем  большинстве случаев в самопроизвольном подражании обезьяны осуществляют только внешне сходные с человеческими  действия, не оканчивающиеся эффективным  результатом. Вытирая тряпкой или  метя пол, обезьяна не направляет свои действия на очищение пола, а лишь переводит  сор или воду в другое место; обезьяна проводит линии, а не рисует что-либо, как это делает уже 3-годовалый  ребенок, — она делает иголкой  с ниткой стежки по ткани, но не сшивает  ткань.

Все эти весьма сложные действия обезьяны могут осуществлять благодаря  высокой степени их наблюдательности, большой активности и способности  к содружественной зрительно-кинестетической  рецепции в сложном интегрирования своих действий.

Л. Г. Воронин на основании своих  специальных исследований приходит к заключению, что у низших обезьян  подражание играет существенную роль при выработке положительного условного  рефлекса у вожака в присутствии  других обезьян; подобные условные реакции  перенимаются этими последними и  воспроизводятся без предварительной  выработки.

По мнению этого автора, подражание играет большую роль и в онтогенезе обезьян при развитии мимико-жестикуляторной  сигнализации, в случае привыкания к новым, условиям.

Информация о работе Особенности поведения приматов