Уровни научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:05, контрольная работа

Описание

Процесс научного познания в самом общем виде представляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию. Такая система приемов обычно и называется методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.

Содержание

1. Уровни научного познания 3
2. Наука средних веков 10
3. Гипотезы происхождения жизни 15
3.1 Концепции возникновения жизни 15
3.2 Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина 18
Литература 23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по КСЕ.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

    Умозаключение по дедукции строится по следующей схеме: все предметы класса «А» обладают свойством «В»; предмет «а» относится к классу «А»; значит «а» обладает свойством «В». В целом дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы положений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания общепринятых посылок.

    Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез, с помощью которых исследователь пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые теории. Гипотезы возникают в неопределенных ситуациях, объяснение которых становится актуальным для науки. Кроме того, на уровне эмпирических знаний (а также на уровне их объяснения) нередко имеются противоречивые суждения. Для разрешения этих проблем требуется выдвижение гипотез.

    Гипотеза представляет собой всякое предположение, догадку или предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное знание, а вероятное, истинность или ложность которого еще не установлены.

    Любая гипотеза должна быть обязательно обоснована либо достигнутым знанием данной науки, либо новыми фактами (неопределенное знание для обоснования гипотезы не используется). Она должна обладать свойством объяснения всех фактов, которые относятся к данной области знания, систематизации их, а также фактов за пределами данной области, предсказывать появление новых фактов (например, квантовая гипотеза М. Планка, выдвинутая в начале XX в., привела к созданию квантовой механики, квантовой электродинамики и др. теорий). При этом гипотеза не должна противоречить уже имеющимся фактам.

 

  1. Наука средних веков
 
 

   Средневековое мышление воспринимало мир в виде рационально не оформленного, не представленного  в строгих понятиях опыта. Основной интерес к явлениям природы состоял  в поиске иллюстраций к истинам морали и религии. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкований текстов Священного писания. Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага человека. Бог всемогущ, и способен в любой момент нарушить естественный ход природных процессов во имя своих целей. Сталкиваясь с необычными, поражающими воображение явлениями природы, воспринимал их как чудо, как промысел Божий.

      По-разному  относились античные и средневековые  мыслители к чудесным, необычным  явлениям в мире. Если Аристотель удивлялся  какому- либо природному феномену, то затем  он начинал искать ему объяснение, так как был убежден в возможности узнать что- либо о вещи с полной определенностью. Напротив, Августин Блаженный, считал, что наши знания всегда будут ограничены, признавал чудо- волю творца.

      Очень важным для средневековья был  догмат о сотворении мира Богом из ничего, что прямо противоречит античному мировоззрению. Из этого догмата следует такая характеристика мышления, как телеологизм- истолкование явлений действительности как существующих по промыслу Божью для и во имя исполнения заранее предусмотренных целей. Природа более не обладает самостоятельностью, не имеет безусловного бытия, сама для себя недостаточна. Так, вода и земля служат растениям, которые служат скоту. А весь мир служит человеку, созданному по образу и подобию Божьему. Естественнонаучный интерес ослабевает еще и потому, что природа, будучи с господствующей точки зрения несамостоятельной, не дает возможности познать последние причины и основания своего собственного существования: они не могут быть открыты человеку на земле. Только после смерти Бог откроет святым основания своих творений.

     Будучи  сотворенной, всякая вещь – от пылинки  до природы в целом- лишалась своей  независимости. Ее существование, определяемое неким верховным планом, не могло  не быть символичным: оно лишь воспроизводило, воплощало скрытую за ним фундаментальную сущность, несовершенным прототипом и дубликатом которой оно являлось. Отсюда формируется характерная черта средневекового сознания – моральный символизм. Отсюда появляется интерес к естественным явлениям, который ведет не к гипотезам и научным обобщениям, а делает их символами моральных и религиозных ценностей. Так, Луна была образом церкви, отражающей божественный свет, ветер- образом духа и т.д. Слово стало орудием постижения творения, средством приобщения и реконструкции божественных творческих актов. Поэтому процесс познания вещи заключалось в исследовании понятия, что определяло сугубо книжный, текстовой характер познавательной деятельности.

     В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией (философским учении о Боге). В этой ситуации наука становилась средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины, а не ради практических результатов. Тем не менее, в недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрономия, алхимия,  натуральная магия, которые подготовили возможность образования современной науки. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки.

     В положительную сторону ситуация в средневековой науке стала  меняться в ХII веке, когда в научном обиходе стало использоваться все научное наследие Аристотеля. Тогда наука столкнулась с теологией и пришла с ней в противоречие. Разрешением этого противоречия стала концепция двойной истины, то есть признание права на сосуществование «естественного разума» на ряду с верой, основанной на откровении. Но даже в этих обстоятельствах еще долгое время все опытное знание и выводы, полученные из него методом дедукции, признавались лишь вероятными, обладающими только относительной, а не абсолютной достоверностью.

     В это же время были сделаны первые шаги к механическому объяснению мира. Появляется понятие пустоты, бесконечного пространства и движения по прямой линии. Конечно, эти понятия еще нельзя считать четко сформулированными и осознанными. Это только подходы, которые дадут свои плоды через триста лет. Также закладывается новое понимание механики, которая в античности была прикладной наукой. Античность и раннее Средневековье рассматривали все созданные человеком инструменты как искусственные, чуждые природе. В силу этого они не имели ни какого отношения к познанию мира, так как действовал принцип: «подобное познается подобным». Сейчас же инструменты считались тождественным природе, ее частью, что открывало возможность видеть в эксперименте средство познания природы, а не просто чудеса и фокусы.

     Важным  было создания условий для точного измерения. В науке вплоть до эпохи Возрождения точное измерение природных процессов считалось не возможным. Такое представление восходит к античности, где точность рассматривалась как характеристика только идеальных объектов. Сейчас же идет бурное развитие астрологии, содержащей в себе зародыш будущей астрономии и требующей довольно точных измерений. Так начинается математизация физики и физикализация математики, которая завершилась созданием математической физики Нового времени.

     Весьма  существенным фактом для становления  средневекового естествознания стал отказ  от античной модели совершенства –  круга. Она была заменена на модель бесконечной линии, что соответствовало  формированию представлений о бесконечной  Вселенной.

     В ХIII веке оксфордский теолог и математик Т. Брадвердин впервые уподобил местонахождение христианского Бога до сотворении мира пустому геометрическому пространству. В результате этого весь процесс деяний Бога мог быть выражен математическими закономерностями. Через эти математические закономерности можно было распознать вечные модели и первоосновы мира, которым соответствовали явления земной природы.

     Не  менее важным для становления  современной науки были религиозные  обряды и ритуалы, подчинявшие жизнь  горожан строгому ритму, распорядку, почасовой регламентации; особую роль играли также средневековая школа и университет, которые не только поощряли книжную ученость и усвоение элементов античной науки, но и столетиями прививали нормы логико – дискурсивного мышления и искусство аргументации. Это привело к высочайшему уровню умственной дисциплины в эпоху позднего Средневековья.

     Технические успехи позднего средневековья стали  возможными в результате использования  и развития изобретений и открытий, которые взятые вместе раскрыли большие возможности управления и, в конечном счете, понимания мира. Наиболее важные изобретения средневековья: хомут лошади, мельница, часы, компас, рулевая стойка ахтерштевня, порох, бумага и книгопечатание – пришли с Востока, большая их часть  из Китая.

     Именно  в позднее Средневековье произошел  целый ряд экономико- технологических  сдвигов, которые во многих работах  по средневековой технике квалифицируются  как «революции». Промышленная, транспортная и информационная «революции» связанны, как показали в своих исследованиях Ж. Доби, Д. Ландес, С. Лили и другие, с появлением усовершенствованного ткацкого станка (середина ХI), повысившего качество продукции и увеличившего производительность труда в 3-5 раз; изобретением компаса (1090), очков (1285), механических часов (ХIV), ставших катализатором технологических и организационных изменений в обществе.

     Качественные  сдвиги происходят как в кинематике, так и в динамике. В кинематики средневековые схоласты вводят понятие  «средняя скорость», «мгновенная скорость», «равноускоренное движение». Кроме того постепенно вызревает понятие ускорения.

     В эпоху позднего средневековья значительное развитие получила динамическая «теория  импетуса» (лат. impetus – толчок, импульс), которая была мостом, соединявшим динамику Аристотеля и динамикой Галилея. Французский философ – схоласт Жан Буридан (ХIV в.) объяснял падение тел с точки зрения теории импетуса. Он считал, что при падении тел тяжесть запечатлевает в падающем теле импетус, поэтому и скорость его во время падения возрастает.

 

  1. Гипотезы  происхождения жизни
    1.   Концепции возникновения жизни
 
 

    Существует  пять концепций возникновения жизни:

  1. Жизнь была создана Творцом в определённое время – креационизм.
  2. Жизнь возникла самопроизвольно из неживого вещества (её придерживался ещё Аристотель который считал, что живое может возникать и в результате разложения почвы).
  3. Концепция стационарного состояния в соответствии с которой жизнь существовала всегда.
  4. Концепция панспермии – внеземного происхождения жизни;
  5. Концепция происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов подчиняющихся физическим и химическим законам.

    Согласно  креационизму возникновение жизни  относится к определённому событию  в прошлом которое можно вычислить. В 1650 г. архиепископ Ашер из Ирландии вычислил что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н.э., а в 9 часов утра 23 октября и человека. Это число он получил из анализа возрастов и родственных связей всех упоминаемых в Библии лиц. Однако к тому времени на Ближнем Востоке уже была развитая цивилизация, что доказано археологическими изысканиями. Впрочем, вопрос сотворения мира и человека не закрыт, поскольку толковать тексты Библии можно по-разному. 

    Аристотель  на основе сведений о животных, которые  поступали от воинов Александра Македонского и купцов-путешественников, сформулировал идею постепенного и непрерывного развития живого из неживого и создал представление о «лестнице природы» применительно к животному миру. Он не сомневался в самозарождении лягушек, мышей и других мелких животных. Платон говорил о самозарождении живых существ из земли в процессе гниения.

      С распространением христианства  идеи самозарождения были объявлены  еретическими, и долгое время  о них не вспоминали. Гельмонт  придумал рецепт получения мышей  из пшеницы и грязного белья. Бэкон тоже считал, что гниение – зачаток нового рождения. Идеи самозарождения поддерживали Галилей, Декарт, Гарвей, Гегель, Ламарк.

    В 1688 г. итальянский биолог Франческо  Реди серией опытов с открытыми и  закрытыми сосудами доказал, что  появляющиеся в гниющем мясе белые маленькие черви – это личинки мух, и сформулировал свой принцип: всё живое – из живого. В 1860 г. Пастер показал, что бактерии могут быть везде и заражать неживые вещества, для избавления от них необходима стерилизация, получившая название пастеризации.

Информация о работе Уровни научного познания