Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 23:07, шпаргалка

Описание

Естествознание-наука о природе («естество»-«природа»). Предмет естествознания- факты, явления, которые воспринимаются нашими органами чувств, окружающий нас мир и наше понимание мира. А также - различные формы движения материи в природе; лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи; основные формы всякого бытия- пространство и время; закономерная связь явлений природы.
3 основных этапа:

Работа состоит из  1 файл

КСЕ шпора главная.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)

На основе этих основных принципов и будет, по-видимому, складываться свод правил и норм биологической этики.

Возникновение генетической памяти и обратных связей.

Генетика человека – отрасль науки, изучающая законы наследственности и изменчивости человека как индивида, популяции и вида. Здесь применяются специальные методы исследования: 1) изучение культур тканей; 2) статистический сбор материалов о распространении отдельных признаков в различных популяциях; 3) изучение генеалогий отдельных семян; 4) изучение однояйцовых близнецов.

У человека изучен характер наследования свыше 2 тыс. отдельных генов, но это только небольшая доля общего количества имеющихся у него генов. После установление наследственной природы изучаемого признака приступают к генетическому и статистическому анализу родословной. Это позволяет установить, к какому из трех известных типов наследования – аутосомно-доминантному, аутосомно-рецессивному или сцепленному с полом – подчиняется передача исследуемого признака.

Для аутосомно-доминантного типа наследования характерна прямая передача признака от одного родителя ребенку, причем оба пола наследуют этот признак с равной вероятностью. Так наследуется свыше 900 болезней и пороков развития, включая глухоту, короткопалость, шестипалость, врожденные пороки сердца и др.  Вероятность наследования дефектного гена – 50%.

При аутосомно-рецессивном типе наследования исследуемый признак может проявляться не в каждом поколении. У здоровых родителей могут родиться дети, больные наследственным заболеванием и т. п. Если оба родителя являются носителем дефектного гена, в среднем один ребенок из четырех может унаследовать два дефектных гена (значит, и болезнь), а двое из четырех могут быть носителями дефектного гена без проявления болезни. Аутосомно-рецессивно наследуется около 800 заболеваний, в том числе альбинизм, различные анемии, многие нарушения обмена веществ и т. д.

Наследование признаков, сцепленных с полом, полностью подчиняется закономерностям распределения у потомков половых хромосом. Составление и анализ родословной является единственным методом определения риска наследственного заболевания.

Генетика человека претерпевает процесс дифференциации на более частные и прикладные науки. Среди них медицинская генетика и медико-генетические консультации. Медицинская генетика помогает своевременно распознавать и лечить не только насле6дственные болезни, но и многие инфекционные, травматические и профессиональные заболевания, т. к. симптомы и прогноз лечения их во многом зависят от генотипа больных. Медико-генетические консультации помогают уменьшить опасность рождения детей с наследственными болезнями, предостерегают от заключения браков между близкими родственниками и между носителями наследственных болезней.

Будущее человека и прогресс генетики.

Выделение и быстрое развитие в XX в. генетики как отрасли биологической науки определяется рядом причин:

          огромной ролью, которую играет генетический материал в существовании живых организмов. Наличие генов, носителей наследственной информации является существенным свойством всего живого;

          изменчивостью генов, их способностью к мутации, перестройкам, что и явилось решающим фактором эволюции, развития всего живого, его огромного разнообразия;

          открытием в конце XIX в. определенных законов, которым подчиняется механизм наследственности, что сделало возможным целенаправленную селекцию растений и животных;

Итак, генетика – это биологическая наука о наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Она является научной основой для разработки практических методов селекции, т. е. создания новых пород животных, видов растений, культур микроорганизмов с нужными человеку признаками.

Основными направлениями исследований ученых-генетиков в XX в. стали следующие:

                изучение тех предельно мелких материальных структур – молекул нуклеиновых кислот, которые являются хранителями генетической информации каждого вида животного, единицами наследственности;

                исследование механизмов и закономерностей передачи генетической информации от поколения к поколению;

                изучение механизмов реализации генетической информации в конкретные признаки и свойства организма;

                выяснение причин и механизмов изменения генетической информации на разных этапах развития организма.

Важнейшими задачами, которые решают сегодня ученые-генетики в тесном контакте с  практиками-селекционерами, являются выбор оптимальной системы скрещивания и эффективного метода отбора, управление развитием наследственных признаков. В области медицины генетика способствует разработке мероприятий по защите человека от вредного мутагенного воздействия окружающей среды.

 

39. Человек как часть природы, его физиология, здоровье, творчество, работоспособность. Возникновение духовного мира человека как биологического вида и его общественных структур.

 

Будучи социальным существом, человек, его организм не может избежать воздействия среды, экологических факторов, влияние общепринятых закономерностей. НТП и социальное развитие привели к качественному изменению содержания процесса биологической адаптации человека к окружающей среде. В прошлом характер патологии определялся патогенными природными воздействиями, сейчас – воздействиями от преобразованной самим же человеком среды обитания, природы.

На протяжении многовековой эволюции человек испытывал воздействие таких факторов, как:

                гипердинамия (максимальная мускульная активность);

                общее недоедание (калорийная недостаточность);

                специфическое недоедание (недостаточность витаминов, микроэлементов);

Главную роль в определении многих заболеваний в настоящее время соответственно играют:

                гиподинамия (недостаточная физическая активность);

                информационное изобилие;

                психоэмоциональный стресс.

Определенное сочетание психоэмоциональных стрессов с малоподвижным образом жизни и избыточным питанием ведет к суммированию этих воздействий, способствует  росту числа некоторых заболеваний, например, сердечно-сосудистых. Такие факторы, как профессия, отношение к труду, атмосфера производственного коллектива оказывают существенное влияние на состояние здоровья человека.

Здоровье – это комплексная, интегральная и качественная характеристика организма и личности человека. Здоровье является таким состоянием человека, которое согласуется с характерными для данного общества идеалами здоровья, развития и совершенствования человека.

Человек всегда стремился к укреплению своего здоровья, мечтал об увеличении силы, ловкости, выносливости. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в постоянной и тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

У каждого человека есть свои резервы здоровья. То есть здоровье - это  количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.

Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его качественной характеристики. Внешний  потенциал физической, психической и умственной деятельности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека. Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, полноценной жизни человека и общества.

Творчество – это целеустремленная деятельность человека к познанию того, что еще не открыто, и результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью или уникальностью. Изучение различных свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности личности в раскрытии своих собственных возможностей.

Можно выделить два направления в осмыслении творчества:

1. Творить может любой человек, который имеет определенные знания, владеющий приемами творчества, располагающий определенными условиями, обстановкой.

2. Человек творит неосознанно. Он – гений природы.

Таким образом, творчество – это создание на основе того, чего еще не было.

С психологической точки зрения, творец нового всегда обладает сильным воображением, отличается гибкостью ума, глубоким мышлением. Разносторонние потребности, высшая критичность, большая сила воображения позволяют ему преодолевать все препятствия на пути реализации творчества.

Работоспособность – это потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Она зависит от внешних условий деятельности и психофизических ресурсов индивида.

Можно выделить следующие стадии работоспособности:

                                 врабатывание;

                                 оптимальная работоспособность;

                                 некомпенсируемое и компенсируемое утомление;

                                 конечный «порыв».

В зависимости от видов труда, индивидуальных способностей, состояния здоровья продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут варьироваться вплоть до выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности – один из показателей организации процесса деятельности.

Труд – это процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей собственной деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность – все это взаимосвязанные факторы. Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе.

Духовный уровень человека – самый несовершенный. Духовная оболочка нашей планеты только частично будет соответствовать понятию «ноосфера». «Духовная оболочка» понимается как часть структурного уровня фундаментального равновесия, является строго определенным понятием. Духовную оболочку можно считать устойчивой частью ноосферы, ее основой. Современное человечество представляет собой систему, основанную на все расширяющейся эксплуатации воды, биогенов, энергии, почвы и других органических ресурсов.

Весь путь развития ноосферы – это путь непрерывной борьбы духовности со злом, причем духовность часто выглядит в этой борьбе слабее зла, потому что пытается перейти в состояние фундаментального равновесия, минуя естественный порядок относительных равновесий. Каждый человек обладает запасом энергии, достаточным для того, чтобы создать ячейку для ноосферы (ячейку духовности). Но человечеством освоены и самые изощренные способы борьбы с духовностью. Ориентированная на духовное фундаментальное равновесие часть человечества находится в состоянии становления, поэтому есть опасность, что ноосфера может погибнуть. Поскольку строительство ноосферы происходит в нашу эпоху, то ответственность нашего поколения, его пафос заключается в том, чтобы защитить ноосферу в этом процессе.

 

40. Экология человека и медицина. Проблемы здоровья и болезней в общебиологическом плане.

 

Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, т. е. тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества, где налицо наибольшее обострение противоречий, порождаемых текущими и ожидаемыми в будущем ситуациями, где диспропорциональные состояния достигли или могут достигнуть в обозримой перспективе катастрофических последствий. Забота об охране и улучшении  индивидуального и общественного здоровья относится к числу наиболее важных задач, решение которых возложено на систему здравоохранения.

Химические загрязнения среды и здоровья человека.

В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходя по экологическим звеньям, попадают в организм человека.

На земном шаре невозможно найти место, где бы ни присутствовали загрязняющие вещества, которые могут вызвать различные неблагоприятные процессы. Реакции организма на загрязнения зависит от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья.

При систематическом или периодическом поступлении в организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление, нарушение нормального поведения, привычек, нейропсихического отклонения. 

Сходные признаки наблюдаются при радиоактивном загрязнении окружающей среды.

Огромный вред здоровью человека наносит курение. Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей.

Биологические загрязнения и болезни человека.

К биологическим загрязнениям относятся болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Болезнетворные микроорганизмы могут проникать в грунтовые воды и стать причиной инфекционных болезней человека.

Особенно загрязненными бывают открытые источники воды: реки, озера, пруды. Они могут стать причиной эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии.

При воздушно-капельной инфекции заражение происходит через дыхательные пути при вдыхании воздуха, содержащего болезнетворные микроорганизмы. К таким болезням относятся грипп, коклюш, свинка, дифтерия, корь и т. д.

Особую группу составляют инфекционные болезни, передающиеся при тесном контакте с больными или при пользовании его вещами. К ним относятся венерические болезни, трахома, сибирская язва, парша.

Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"