Россиянин и россиянка XXI века.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:20, реферат

Описание

Главным показателем итогов проведенных реформ, выражением их социальных последствий являются перемены в образе жизни россиян. В настоящее время в образе жизни населения России представлены модели, стандарты, стили поведения, унаследованные и/или заимствованные из разных исторических систем. Во-первых, речь идет о моделях поведения, входящих в состав современного образа жизни, которые унаследованы от дореволюционной эпохи: стремление усилить национальное начало в жизнедеятельности общества, дореволюционные черты бизнеса, традиции благотворительности, религиозность и служение церкви и др. Второй вид моделей поведения – это совокупность черт, унаследованных от эпохи СССР. Данные многочисленных опросов свидетельствуют о сохранении большинством населения россиян памяти о жизни в условиях СССР. Третий вид – это модели поведения, характерные для населения постсоветской России. Они сформировались в течение последних 10-15 лет реформ и вошли в структуру образа жизни. В целом можно говорить о том, что образ жизни россиян еще не приобрел черты устойчивой, целостной системы поведении.

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------------3

Динамика затрат времени современных россиян------------------------ 4

Особенности образа жизни населения современной России-------- 5

Эволюция жизненного мира современных россиян--------------------- 7

Результаты социологических опросов современных россиян-------11

Заключение---------------------------------------------------------------------------18

Список использованной литературы-----------------------------------------19

Работа состоит из  1 файл

реферат 3.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

       Модернизационные влияния на  символические и смысловые структуры жизненного мира россиян вызвали временные нарушения в функционировании социокультурного архетипа. На основе успешной эволюции жизненного мира россиян формируются новые комплексы значений и смысловые структуры, соответствующие институтам и ценностям модерна, что делает системные изменения в современном российском обществе не только эффективными, но и легитимными. Под влиянием трансформационных изменений на уровне жизненного мира россиян возникли новые возможности и способы интерпретации социальной реальности, позволяющие описывать настоящее, прошлое и будущее в терминах единого социально-исторического процесса.

      Результаты  социологических  опросов современных  россиян.

      Вторая  волна исследования Species пришлась на период международного экономического кризиса.  Она выявила ряд поразительных перемен в российских мужчинах.

      Вторая  волна исследования затронула около 1000 россиян. На базе интервью с социологами, маркетологами  и другими экспертами, а также  качественными и количественными исследованиями было выделено 18 установок, которые играют ключевую роль в жизни современных молодых мужчин. Проведенное всестороннее количественное исследование установило значимость каждой из жизненных установок для мужчин. На основе полученных результатов было выявлено 4 основных типа (и 10 подтипов) современных молодых мужчин: ОБРЕМЕНЕННЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ, СОВРЕМЕННЫЙ И НА ШАГ ВПЕРЕДИ, ЭГОЦЕНТРИК, НОЛЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

      В России исследование проводилось на протяжении 2009 года с помощью онлайн-методик, благодаря которым выборка респондентов включала в себя в большей степени образованную и обеспеченную часть аудитории.

      Выборка по регионам была сделана в следующем соотношении:

  • Поволжский регион - 25%;
  • Москва - 20%;
  • Северо-Западный регион - 14%;
  • Сибирский регион - 10%;
  • Центральный регион - 10%;
  • Уральский регион - 10%;
  • Южный регион - 9%;
  • Дальневосточный регион - 2%.
 
 
 
 

      Семья на первом месте. 

      По  данным второй волны исследования «Discovery Species: Современный мужчина от А до Я», проведенного в 2009 и 2010 годах:   

      52% россиян в возрасте 25-39 лет готовят для себя и своих родных как минимум раз в неделю, 82% моют посуду, 81% регулярно играют со своими детьми, а 64% читают им перед сном.

      80% респондентов также согласились с утверждением «Иметь свой дом или квартиру является для меня жизненным приоритетом». В то же время в Европе это важно всего лишь для 69% респондентов.  85% россиян против 70% европейцев считают своей обязанностью материально обеспечивать семью.  81% российских молодых отцов играют со своими детьми хотя бы раз в неделю, а 63% учат их новому.

      «Исследование Species  показывает, что мужчины в России пересмотрели свое отношение к работе и теперь сфокусировались на тех сферах жизни, которые в большей степени поддаются их контролю: это семья, личные взаимоотношения и быт», - говорит Кристиан Курц, директор по исследованиям на развивающихся рынках Discovery Networks EMEA. 
 

      Современных стало больше. 

      По  сравнению с 2008 годом (когда проходила первая волна исследования Species ), в России значительно увеличилось количество мужчин, которые относятся к типу «Современный и на шаг впереди».   

      Таких людей отличает современный взгляд на гендерные роли и отцовство, они ориентированы на семью и легко приспосабливаются к переменам в обществе. Если в 2008 году таких мужчин в России было лишь 36%, то в 2009 - уже 53%.

      Хотя  эта тенденция, по данным Discovery, наблюдается практически по всей Европе, в том числе в Польше, Италии, Нидерландах и Дании, в России этот показатель один из самых высоких среди европейских стран.

      В то же время в ходе исследования обнаружилось, что число мужчин, относящихся к типу «Эгоцентрик», в России уменьшилось (14% в настоящее время против 26% в 2008 году). Это типичные холостяки, приоритет которых - карьера и друзья; как правило, они придерживаются современных взглядов на отношения; жаждут информации; обычно имеют широкий круг интересов и хобби.

      Зарабатывать - важнее. 

      Одна  из главных тенденций заключается в том, что на данный момент мужчинам гораздо важнее зарабатывать, нежели получать удовлетворение от работы. В 2008 году 84% респондентов в России заявляли, что для них важны интересная работа или интересная профессия, теперь же это число сократилось до 55%.  Похожая тенденция наблюдается и в остальных странах Европы, хотя 69% европейцев все еще полагают, что удовлетворение от работы не менее важно, чем заработок. Как показало исследование Species, стремление к материальному достатку для российских мужчин приоритетнее, чем для жителей других стран.

      Отцовство. 

      Как и прежде, главная забота отцов - заработок. 85% молодых мужчин согласны с утверждением «Самое важное для меня - материально обеспечивать мою семью». Этот результат сопоставим с данными 2008 года и, как и прежде, выше среднего показателя по Европе (70%). Однако сегодня молодые мужчины обращают все большее внимание на другие аспекты отцовства - в частности, взаимоотношения с детьми. Молодые отцы из России вместе с женами ухаживают за детьми; наслаждаются общением со своими детьми.

      Внешний вид. 

      Результаты Species  также говорят о том,  что уход за внешностью для российских мужчин - один из способов справиться с давлением окружающего мира. 67% респондентов полагают, что уход за собой помогает им выглядеть привлекательно в глазах жены или подруги, 60% считают, что благодаря этому они чувствуют себя увереннее на работе, 56% следят за своим имиджем, чтобы создать правильное впечатление о себе, а 53% - чувствуют себя успешнее.   

      В 2008 году лишь 30% российских мужчин чувствовали себя комфортно, когда на них обращали внимание, а сегодня почти 50% думают, что уход за внешностью придает им уверенности в себе - как в личных отношениях, так и в работе.  Эти мужчины используют самые разные средства по уходу за внешностью. 

      Чего-нибудь вкусненького? 

      Еще одна тенденция, характерная для мужчин типа «Современный и на шаг впереди» - современный подход к поиску равенства в отношениях. Это проявляется, когда речь идет об отдыхе с друзьями или в увлечении кулинарией.  Кстати, страсть к кулинарии не так уже необычна. Эта тенденция все больше распространяется в России. Среди молодых мужчин 25-39 лет:

  • 52% готовят на всю семью как минимум раз в неделю (12% - каждый день);
  • 10% занимаются выпечкой как минимум раз в неделю;
  • 34% обмениваются рецептами с друзьями;
  • у 58% есть «фирменное блюдо» (от пирожков до пиццы, от борща до суши). 

      Цифровые  технологии и гаджеты. 

      Российские  мужчины по-прежнему придают большое значение цифровым технологиям: 79% респондентов считают, что интернет открыл для них неисчерпаемые возможности. Это значительно выше среднеевропейского показателя (71%).

      84% молодых россиян (больше, чем в среднем по Европе - 66%) согласны с утверждением «Мне нравятся технические устройства - они позволяют мне жить в полную силу». Кроме того, наблюдается резкий рост популярности интернет-шоппинга среди молодых российских мужчин. 

      «Экономический  кризис, несомненно, оказал влияние на российских мужчин и заставил их сильнее сфокусироваться на семье и быте. Тенденцией становится стремление мужчин взять под контроль то, что возможно контролировать. Тем не менее, сегодня российские мужчины демонстрируют уверенность в себе и идут в ногу со временем: они испытывают внешнее давление, но находят способ с ним справиться, они оставляют преодоленные трудности в прошлом и смело смотрят в будущее; они придают большее, чем когда бы то ни было, значение своему непосредственному окружению  -  семье, друзьям, быту. И при этом они как никогда открыты для восприятия современных идей и освоения новых технологий», - добавляет Кристиан Курц, директор по исследованиям на развивающихся рынках Discovery Networks EMEA. 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.

      Вся наша жизнь пронизана взаимоотношениями  с другими людьми. И то, как  мы выстраиваем эти отношения  во многом определяет наше мироощущение и способность жить в гармонии с собой, получая от жизни удовольствие. Женщины и мужчины, мы выстраиваем отношения на разных уровнях – с родителями, с детьми, с противоположным полом, а также в разных сферах – на работе, в семье, в обществе. Некоторые уровни могут пересекаться, и тогда, например, мы находим любовь, там, где искали дружбу или, наоборот, обретаем верного друга в лице человека, которого считали своим избранником. Бывает и так, что, казалось бы, крепкие отношения омрачаются конфликтом – изменой, предательством, разочарованием.  

      В одних случаях мы готовы простить, в других – ведем себя принципиально, а порой и сами и оказываемся в позиции виноватых. Социальные, равно как и личные, отношения накладывают отпечаток на наши взгляды, убеждения и поступки. Порой в течение одного дня нам приходится менять несколько социальных масок, чтобы «войти в положение», «найти поддержку», «угодить» и «отстоять свое мнение».

      Но  в современном социуме многие вещи потеряли свою значимость, а это  неправильно. В связи с этим, важно  не потеряться в современной системе  ценностей, а оставаться собой. Сейчас - это так, как никогда важно современному русскому человеку, а значит и всему русскому обществу. 

Список  использованной литературы: 
 

1. Рывкина Р.В. «Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов // Социологические исследования.» - 2006. - №4. - с.32-39.  

2. Добреньков В.И. «Российское общество: современное состояние и перспективы. От социологии кризиса к социологии надежды // Социология.» – 2007. - №1. – с. 26 – 37.  

3. Тихонова Н.Е. «На пути к новой стратификации российского общества // Общественные науки и современность.» – 2006. - №3. – 24 – 37.  

4. Андреева Г.М. «Социальная психология. Учебник для вузов.» - М.: Аспект Пресс, 2008. 376 с. 

5. Ядов В.А. «Стратегия социологического исследования.» - М., 2008.  

6. Гавра Д.П. «Общественное мнение как социологическая теория и социальный институт.» - СПб.,2004.  

7. Тощенко Ж.Т. «Историческая память и социология: Романовский Н.В. Историческая социология: опыт ретроспективного анализа // Социол. исслед». 2005. № 5. 

8. Назаров М. М. «Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследование.» М.: "Аванти плюс", 2004. 

9. В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. «Социология: Учебник для вузов» / – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007. – 349 с.

Информация о работе Россиянин и россиянка XXI века.