Развитие естествознания в античный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:23, реферат

Описание

Очень трудно выделить точку зарождения естествознания. Уже в далекой древности люди пытались понять и объяснить себе природный мир. Знание его закономерностей было необходимо им прежде всего в практическом плане (подготовка к смене времен года, к сезонам засухи, дождей и разлива рек, знание признаков плодородности почв, климатических особенностей и так далее).

Содержание

1. Античный период в истории естествознания
2. Клетка как структурная и функциональная единица живого. Состав и строение клетки
3. Учение Вернадского о биосфере
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат+.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время в арсенале теоретической  физики наряду с законами сохранения есть закон, который характеризует  историческую тенденцию в развитии природы. Этот закон известен как второй закон термодинамики, согласно которому «способность физической системы к совершенствованию внешней работы с течением времени уменьшается». Иногда об этой тенденции говорят, что с течением времени свободная энергия может только уменьшаться. В.И. Вернадский использовал этот закон для объяснения эволюции живого вещества на планете Земля и в космосе. Но вся эволюция жизни демонстрировала прямо противоположную тенденцию. Свободная энергия вещества в биосфере неуклонно растет. Этот рост свободной энергии сейчас принимает фантастический характер в результате геохимической и геологической деятельности человека.

     Исследования  исторического процесса эволюции жизни  привели В.И.Вернадского к выводу о возрастающей роли научной мысли. Он создал учение о переходе биосферы в ноосферу – в сферу разума, когда развитие жизни на Земле будет поставлено под контроль человека.

     Человечество  вступило в эпоху сознательного  управления ходом исторического  развития. То, что естествоиспытатель называл «тенденцией роста свободной энергии» проявляется в неуклонном росте энерговооруженности труда, одном из важнейших компонентов роста его производительности. В результате этого на удовлетворение каких-либо общественных потребностей расходуется меньше рабочего времени, чем раньше. А это сокращение необходимого рабочего времени и есть не что иное, как закон экономии времени.

     Учение  В.И.Вернадского о биосфере, о  преобразовании биосферы в ноосферу по мере развития человеческой деятельности и внедрения в научную практику достижений научного знания приобретает особую актуальность как основа фундаментального подхода к комплексным экономическим проблемам.

     Фундаментальное значение во многом определяющее научные  результаты, полученные В.И.Вернадским, имел термодинамический подход ученого  к исследованиям геосфер, или земных оболочек.

     Еще в 1923 – 1924 гг. в лекциях по геохимии, прочитанных в Сорбонне, в Парижском  университете, он отмечал: «И геосферы, и земные оболочки можно рассматривать  как области разнообразных динамических физико-химических равновесий, стремящихся достигнуть устойчивого состояния, непрерывно нарушаемого вхождением в них чуждых данному динамическому равновесию проявлений энергии.

     Во  всяком случае, учитывая сложность  природных процессов, можно сказать, что термодинамические параметры геосфер можно принять за исходные в оценке геохимических явлений и в выяснении строения геосфер.

     Изучая  земные оболочки с этой точки зрения, можно говорить о нахождении в  них термодинамических геосфер, которые определяются в своих  свойствах температурой и давлением» [3, стр.63].

     Эмпирически установленная земная оболочка –  биосфера – не попадает в область  термодинамических оболочек земной коры не только потому, что в ней  выступают на первое место переменные, совсем не входящие в состав термодинамических равновесий. Явления жизни в эту теорию равновесий не входят.

     Академик  А. В. Сидоренко, указывая на непреходящее значение учения В.И.Вернадского об эволюции биосферы и превращении ее в ноосферу, писал: «Ноосфера – область взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития». В.И.Вернадский внес в это понятие диалектико-материалистическое содержание, а именно: «Ноосфера – новая, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, становится крупнейшей силой, сопоставимой по масштабам с геологическими, и начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли, глубоко изменяя ее своим трудом. Становление и развитие человечества как новой, преобразующей силы выразилось в возникновении новых форм обмена веществом и энергией между обществом и природой, все возрастающем биогеохимическом и ином воздействии человека на биосферу» [8, стр. 46].

     Учение  В.И.Вернадского о непрерывном  росте масштабов человеческой деятельности на основе достижения научного знания приобретает все большую действительность по мере развития научно-технического прогресса, преобразования биосферы, вовлечения в эти процессы все новых объектов природы Земли и ближнего космоса.

     Одна  из центральных проблем учения В.И.Вернадского  о переходе биосферы в ноосферу, отражающая гуманистическую ориентацию его мировоззрения, - проблема человека, его всестороннего развития в условиях преобразования планетарной и космической среды, сохранения и развития здоровья, совершенствования его психофизиологических ресурсов и возможностей, наиболее рационального приобщения к творческому труду [5, стр. 3].

 

      Список литературы

 
  1. Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. - 386 с.
  2. Беляев Д. К., Бородин П. М., Воронцов Н. Н. и др. Общая биология. – М.: Просвещение, 2002. – 303 с.
  3. Гиляров М. С. Биология: Энциклопедия. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. – 864 с.
  4. Казначеев В. П., Яншина Ф. Т. Учение В. И. Вернадского о преобразовании биосферы и экология человека. – М.: Знание, 1986. – 48 с.
  5. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2001. – 639 с.
  6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. 522 с.
  7. Сидоренко А. В. Социально-философские проблемы биосферы и рационального природопользования. – В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Т. 4. Человек, общество и природа в век НТР. – М.: Наука, 1983.– 45-51 с.
  8. Торосян В. Г. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2002. – 208 с.

Информация о работе Развитие естествознания в античный период