Радиоактивное загрязнение биосферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 13:46, реферат

Описание

Радиоактивное загрязнение биосферы это превышение естественного уровня содержания в окружающей среде радиоактивных веществ. Оно может быть вызвано ядерными взрывами и утечкой радиоактивных компонентов в результате аварий на АЭС или других предприятиях, при разработке радиоактивных руд и т.п. При авариях на АЭС особённо резко увеличивается загрязнение среды радионуклидами (стронций-90, цезий-137, церий-141, йод-131, рутений-106 и др.).

Содержание

Введение…………………….………….………….………………………..стр.3
Глава 1. Источники и характеристика радиационного загрязнения….стр.4
1.1 Характеристика радиационного загрязнения……………………… стр.4
1.2 ПО «Маяк» …………………………………………………………….стр.6
1.3 Чернобыль…..………………………………………………………….стр.8
Глава 2. Распространение радиационного загрязнения……………….стр.10
2.1 Радиоактивное загрязнение воздушной среды………………………стр.10
2.2 Радиоактивное загрязнение водной среды. …………………………стр.10
2.3 Радиоактивное загрязнение почвы. ………………………………….стр.12
2.4 Радиоактивное загрязнение растительного и животного мира. ………………………………………………………………………………стр.13
3. Переработка и нейтрализация радиационных отходов. ……………стр.14
4. Радиационная обстановка в Краснодарском крае.. .…………………стр.16
5.Возможные последствия применения ядерного оружия массового поражения…………….…………….…………….…………………………стр.23
Заключение…………….…………….…………….…………….…………стр.26
Список литературы…………….…………….…………….………………стр.27

Работа состоит из  1 файл

Реферат по КСЕ.docx

— 59.36 Кб (Скачать документ)

Радиационный  контроль предприятий осуществляется инспекторским составом комитета в  соответствии с утвержденными планами  проверок, а также в ходе совместных проверок с другими контролирующими  и надзорными органами. В 2001 г. проведено 158 проверок (в т.ч. 27 целевых). Выявлено 41 нарушение при обращении с  радиоактивными веществами и ИИИ, наложено 11 штрафов на сумму 31 тыс. руб. Контролировались не только предприятия, имеющие ИИИ, но и предприятия, на которых могут образовываться, применяться, обрабатываться, перемещаться искусственные и техногенные естественные радионуклиды (порты, сельскохозяйственные предприятия, предприятия топливно-энергетического комплекса, стройиндустрии и т.д.).

Ввоз  грузов из-за границы, на который комитет  давал согласование (доменные шлаки  для дорожного строительства  из Украины), предусматривал обязательное прохождение радиационного контроля на каждую завозимую партию.

Для контроля за ввозом и транзитом через территорию края радиоактивных веществ, отходов и ИИИ на границах с Ростовской областью и Ставропольским краем специализированной организацией «Радиационные контроль» установлено 4 поста дозиметрического контроля. Однако в июле 2001 г., в связи с распоряжением Министерства внутренних дел России о недопустимости нахождения на контрольных постах милиции и ГИБДД других контролирующих служб, 3 поста (в ст.Кущевская, Кавказская и Успенская) были ликвидированы. Силами комитета, ЦГСЭН в Краснодарское крае , специализированной организации «Радиационный контроль» в течение 2001 г. проводился регулярный контроль транзитных грузов, переваливаемых через порты края. Так, в Новороссийском морском торговом порту было проверено около 10 000 вагонов, 12 000 автомобилей и 3000 автоприцепов с идущим на экспорт металлоломом. 18 вагонов, 1 автомобиль и 3 автоприцепа содержали загрязненный радионуклидами металлолом. Эти транспортные средства были после тщательного дозиметрического обследования отправлены в адреса поставщиков.

В целом, ведомственный и государственный  радиационный контроль обеспечивают безопасность при обращении с ИИИ. Отработанные источники ионизирующего излучения  сдаются предприятиями края на Ростовский спецкомбинат "Радон". В 2001 г. на спецкомбинат «Радон» предприятия и организации края сдали на захоронение 2155 (в том числе 2037 дымо-извещателей) отработавших источников ионизирующего излучения (содержащих изотопы полония-210, селена-75, иридия-192, стронция-90, цезия-13 7, кобальта-60, талия-204, радия-226, плутония-239) общей активностью около 115 Ки.

На двух радиационно-опасных объектах (РОО) - Троицком йодном заводе (ТЙЗ) и ВНИИ биологической защиты растений (ВНИИ БЗР) до настоящего времени не захоронены должным образом радиоактивные  отходы (РАО) и не проведена дезактивация и рекультивация радиационно-загрязненных территорий. Однако заводом и институтом проводилась работа по нормализации радиационной обстановки как за счет собственных средств, так и за счет средств краевого бюджета и экологического фонда (ВНИИ БЗР). Последние были выделены в соответствии с постановлением Законодательного собрания Краснодарского края от 27.10.99 г. № 300-П и постановлением главы администрации края от 01.04.2000 г. № 144 «О проведении первоочередных работ по ликвидации радиационно-опасного объекта во ВНИИ БЗР г. Краснодара», подготовленным по инициативе ЦГСЭН и комитета природных ресурсов по Краснодарскому краю.

Троицким  йодным заводом выполнялись выданные контролирующими и надзорными органами предписания по нормализации радиационной обстановки. В частности, сооружено  временное бетонное хранилище слабо  радиоактивных отходов, в котором  складировано около 100 т радиобарита  Ва(Rа)SO4 и загрязненного технологического оборудования. Территория завода в целях снижения внешнего и внутреннего облучения персонала и для подавления пылерадиационного фактора отсыпана слоем грунта с высадкой зеленых насаждений, частично забетонирована. Ежегодно с участием специалистов КНР по Краснодарскому краю, ЦГСЭН в Краснодарском крае, и специализированной организации «Радиационной контроль» проводятся детальные дозиметрические обследования территории завода и гамма-спектрометрические исследования отобранных проб.

В результате проведенных работ радиационная обстановка на заводе в период с 1996 по 2001 гг. улучшилась, что подтверждается упомянутыми радиационными обследованиями. Затраты на эти работы составили 1 832 900 деноминированных рублей. В 1997-1998 гг. завод перешел на новую технологию получения йода с использованием соляной кислоты, практически исключающую  образование твердых радиоактивных  отходов. Затраты завода на внедрение  новой технологии составили более 3 млн. руб.

В соответствии с законом РФ «О радиационной безопасности населения» № 3-ФЗ, постановлением Правительства  РФ от 27.01.97 г. № 93 и постановлением правительства  Краснодарского края от 27.08.98 г. № 27-П, для  ТЙЗ разработан «Радиационно-гигиенический  паспорт». Индивидуальные годовые эффективные  дозы облучения персонала ТЙЗ, в  соответствии с радиационно-гигиеническим  паспортом за 2000 г., составили: группа А - 0,187 мЗв, группа Б - 0,115 м3в. Риски возникновения стохастических эффектов у персонала составили: индивидуальный - 7,1*10-6 случаев в год (при допустимом по НРБ-99 п. 2.1.1. пределе риска 1,0*10-3 случаев в год), коллективный 3,16*10-4 случаев в год. Таким образом, воздействие радиационного фактора ТЙЗ на население близлежащих населенных пунктов (ст.Троицкая и пос. Новотроицкий) пренебрежимо мало в сравнении с естественными источниками облучения (1-2 мЗв за счет радона и естественного фона). Анализ данных медицинской статистики по заболеваемости населения, представленных управлением здравоохранения г.Крымска и Крымского района, показал, что статистически значимая связь онкологических заболеваний с работой ТЙЗ в зоне обслуживания Троицкой участковой больницы не прослеживается.

На ТЙЗ  остается нерешенной проблема захоронения  около 5000 т слаборадиоактивных отходов (радиобарита), содержащих радий-226 (около  20 кБк/кг), радий-228 (около 20 кБк/кг) и торий-228 (от 7 до 17 кБк/кг), которые частично перемешаны с грунтом, а частично помещены во временной хранилище на территории завода. В 1993 г. Всероссийским проектно-конструкторским и научно-исследовательским объединением ВНИПИЭТ разработано «Технико-экономическое обоснование различных вариантов схем реабилитации радиационно-загрязненных территорий и объектов Троицкого, йодного завода Краснодарского края». Это ТЭО прошло государственную экологическую экспертизу, в результате которой к дальнейшей проработке из пяти вариантов был выбран вариант 4 «Хранение загрязненного грунта навалом на части пруда-отстойника», включающий строительство хвосто-хранилища, его заполнение загрязненным грунтом и дезактивацию территории завода. Стоимость реализации этого проекта в ценах 1993 г. составляла 4902,3 млн.руб.

На опытном  поле ВНИИ БЗР площадью 2,5 га находится  около 5000 м3 загрязненного грунта, а  мощность дозы достигает 250 миллирентген в час. За весь период работы на поле с 1971 по 1993 гг. было использовано 9,2 Ки биологически опасных радионуклидов (цезий-137, стронций-90, церий-144 йод-125, рутений-100 и др.) В  хранилище института складировано около 10 кюри неиспользуемых радионуклидов (цезий-137, стронций-90, уран-238).

В 2000 г. по договору с НИИ атомных реакторов (НИИ АР, г.Дмитров-град) в ВНИИ БЗР проведена полная физическая инвентаризация ИИИ и РАО

Вывоз твердых и жидких ИИИ для утилизации во ВНИИ АР и захоронения на Ростовском спецкомбинате «Радон» запланирован на 1-й квартал 2002г. Однако, в институте останутся жидкие и твердые радиоактивные отходы, кондиционирование и захоронение которых потребует значительных затрат. Но наибольших затрат потребует дезактивация опытного поля института.

Поэтому, по инициативе комитета, мероприятия  по реабилитации радиационно-загрязненных территорий Троицкого йодного завода и ВНИИ БЗР с объемами финансирования 50 и 30 млн. руб. соответственно были включены в одобренную Указом президента РФ от 15.06.96 г. № 913 и утвержденную Постановлением правительства РФ от 13.06.96 г. № 702 «федеральную целевую программу по комплексному социально-экономическому развитию Краснодарского края в 1996-2001 гг.». Однако финансирование в рамках этой программы по указанным мероприятиям не проводилось. Комитет также неоднократно обращался в Минатом РФ (последнее письмо на имя министра Адамова Е.О. от 13.04.2000 г. № 01-20/190) с просьбой включить проблемы йодного завода и ВНИИ БЗР в федеральную целевую программу «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 гг. Но и в этом случае перспектива финансирования весьма проблематична (ответ Минатома от 13.06.2000 г. № 011-2945).

Наличие радиационно-опасного объекта во ВНИИ БЗР, расположенном в черте г.Краснодара, вызывает обоснованную тревогу у населения города, которая поддерживается периодическими, эмоциональными выступлениями СМИ, обращениями к президенту В.В.Путину. В то же время средств края на его ликвидацию явно недостаточно.

В 2000 г. инспекторским составом проведено 36 800 измерений гамма-фона, в том числе на обследуемых предприятиях. Естественный гамма-фон на территории края находится в пределах средних многолетних значений и составляет около 10-20 мкР/час. Аналогичные данные получены Краснодарским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 27 станциях наблюдения (СНЛК). Данные по гамма-фону вводятся в компьютерную базу данных и статистически обрабатываются.

По данным ЦГСЭН, в Краснодарском крае вклад  в коллективную дозу облучения населения  от различных видов облучения  составил:

- от  деятельности предприятий, использующих  источники ионизирующего излучения  - 2,21 чел.Зв (0,014 %);

- от  естественных (природных) источников - 11670,0 чел.Зв (76,53 %);

- от  глобальных выпадений и прошлых  радиационных аварий - 158,62 чел.Зв (1,04%);

- от  медицинских исследований - 3417,45 чел.Зв (22,412 %).

Наиболее  существенной причиной облучения населения  от естественных источников излучения  являются радон-222 и строительные материалы  местного производства: кирпич, глина, мрамористы известняки, керамзит.

Производственный  радиационный контроль за производимой продукцией в необходимом объеме осуществляется только на Новороссийском цементном заводе.

Радиационных  аварий в течение отчетного года, связанных с переобучением населения и загрязнением окружающей среды, не зарегистрировано.

Для повышения  эффективности радиационно-экологического контроля и обеспечения радиационной безопасности населения, персонала  и окружающей среды необходимо:

- разработать  и утвердить на уровне Российской  Федерации экономический механизм ответственности природопользователей за радиационное загрязнение окружающей среды;

- инициировать  и поддерживать научно-исследовательские  работы в области радиационной  экологии и радиационного мониторинга  в Краснодарском крае, используя имеющийся научный потенциал и лабораторную базу;

- объединить  усилия контролирующих органов  в области радиационного контроля и радиационной безопасности в части охраны окружающей среды;

- совершенствовать  систему радиационного контроля  трансграничных грузов;

- добиваться  на уровне Правительства Российской  Федерации финансирования Федеральных целевых программ, в которые включены проблемы радиационной и радиационно-экологической безопасности;

- для  подготовки квалифицированных кадров  специалистов-экологов включать  в учебные программы ВУЗов  курсы по радиационной экологии  и привлекать к преподавательской  работе ведущих ученых и специалистов  в области радиационной безопасности  и радиационной экологии;

- изыскать  средства для финансирования  завершения работ по аэро- гамма-спектрометрическому обследованию загрязненности территории края гамма-излучающими радионуклидами.

5. Возможные последствия применения ядерного оружия массового поражения

ЯДЕРНАЯ КАТАСТРОФА (военная биосферная катастрофа)-- глобальные экологические последствия применения оружия массового уничтожения (ядерного, химического, биологического), что в конечном итоге приведет к разрушению основных природных экосистем Земли. В настоящее время мощность накопленных запасов ядерного оружия в мире составляет около 16-18 *109т, т.е. на каждого жителя планеты приходится более 3,5 т тротилового эквивалента (Рябчиков, 1987). Поэтому в ряде стран (США, Канада, Англия, Германия и др.) проведены исследования по оценке последствий ядерной войны на биосферу в целом, в частности смоделировано более 20 различных сценариев. При ядерной катастрофе суммарная мощность взрывов может находиться в пределах от 6500 Мт. (базовый сценарий) до 10-12 тыс. Мт. (жесткий сценарий). Аналогичные работы проведены в Вычислительном центре Российской АН; опубликованы различные варианты сценариев ядерной катастрофы в работах М.И.Будыко, Ю.А.Израэля, Г.С.Голицына, К.Я. Кондратьева и др.

Результаты  проведенных исследовании по данной проблеме указывают на недопустимость ядерной войны, которая с неизбежностью приведет к глобальным изменениям климата и к деградации биосферы, в целом (табл. 60).

Таблица 60. Геофизические, (экологические) последствия, основных крупномасштабных поражающих факторов ядерных  взрывов (Будыко и др. 1986)

Информация о работе Радиоактивное загрязнение биосферы