Пространство и время

Автор работы: e***************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание

Сущность материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств.
Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны, одни мы постигаем чувственным образом, сущность других же нашем разумом. Отличаются эти предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Движение - способ существования материи 4
1.1 Диалектическое понимание движения материи 5
1.2 Изменчивость и устойчивость как одна из пар противоположностей, определяющих движение 6
Глава 2. Основные формы движения материи 8
Глава 3. Пространство и время 10
3.1 Основы концепций пространства и времени 10
3.2 Философское значение специальной теории относительности 15
Заключение 18
Список использованной литературы и источников 19

Работа состоит из  1 файл

естеств.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Сущность  материи весьма сложна. Сложность  заключается в высокой степени  абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств.

   Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность разнообразных  предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны, одни мы постигаем чувственным образом, сущность других же нашем разумом. Отличаются эти предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств.

   Мир, в котором мы живем и частью которого являемся – это материальный мир. В этом мире очевидно наличие движущейся материи. Однако проблемы взаимосвязи форм движения материи еще не решены и не могут быть решены по одной причине – бесконечная сложность реального мира и его процессов приводит к бесконечности их познания. Нельзя создать «вечную» и «окончательную» классификацию форм движения. Предпринимаются попытки уточнить положения энгельсовского учения о формах движения и их классификации. Выдвигаются гипотезы о существовании ранее не известных форм движения. Такие формы движения материи как пространство и время сами по себе  не существуют, и существовать не могут. Взятые в абстракции от движущейся материи, они превращаются в пустые представления, существующие только в нашей голове. Согласно им, пространство и время – отдельные, самостоятельные, пустые формы, в которых располагается, пребывает и размещается материя. Однако существуют не пространство и время сами по себе, а движение материи. Пространство и время – только характеристики, признаки этого движения. Первое характеризует форму расположения одного подле другого, второе – форму последовательности одного подле другого[5]. 

1. Движение - способ существования материи 

   При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субстанции воды вели к образованию различных вещей, у Гераклита диалектична идея о вечных изменениях огня, Демокрит и другие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в пустоте.

   Позднее, хотя и поверхностно, но признавалась неразрывность материи и движения. Именно английский философ Д. Толанд в XIII в. высказал убеждение, что «движение есть способ существования материи».

   Само  понятие «движение», как и понятие «материя», есть абстракция. Нет движения как такового, а есть движение конкретных материальных предметов.

   На  основе развития частных наук, анализа  философских идей своих предшественников создатели диалектико-материалистической философии углубили понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей, пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.

   Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение, как только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах.

   Познание  сущности движения довольно сложно. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Однако, смысл движения, его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия.

   

1.1 Диалектическое понимание движения  материи 

   В основе диалектико-материалистического  понимания движения лежат следующие  положения.

   Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое  и существенное свойство, способ существования материи. «Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – так же немыслима, как и движение без материи»[5, с.59].

   Во-вторых, движение определяется как любое изменение. «Движение, в применении к материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще» [5, с.563].

   В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей. «Движение есть противоречие, – отмечал В. И. Ленин, – есть единство противоречий»[3, с.231].

   Итак, движение представляет собой необходимое, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Иными словами, движение есть атрибут материи. Нигде, никогда, ни при каких условиях не было ни одного материального объекта, ни одного явления, которые были бы лишены движения. Имеющиеся факты в физике подтверждают положение о связи движения с материей. При условиях, близких к абсолютному нулю материальные объекты не перестают изменяться (например, олово становится полупроводником). В. И. Ленин показал, что «отрыв» движения от материи по сути дела означает признание существования лишь движения мысли, ибо движения «самого по себе», движения «ничего» не существует. «…Попытка мыслить движение без материи, – писал В. И. Ленин, – протаскивает мысль, оторванную о материи, а это есть философский идеализм»[4, с.284].

   Первое  из рассматриваемых положений говорит  о неразрывности материи и  движения, что означает признание  абсолютности движения. Если нет материи  без движения, то движение абсолютно. Второе же положение – положение  о том, что движение есть, любое изменение говорит об относительности, потому как конкретное изменение происходит относительно чего-то (перемещение одного тела можно определить лишь относительно положения других тел). Таким образом, движение является единством абсолютного и относительного. Все изменения, происходящие в неживой природе, в природе живой, в обществе, конечно же, представляют собой движение. Однако движение непросто однородный процесс, однотипное изменение.  
 

   Последнее положение констатирует, что источником изменений является взаимодействие. В. И. Ленин подчеркивал гегелевские слова о том, что противоречие, т.е. отношение между противоположностями, «есть корень всякого движения и жизненности; лишь, поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью»[3, с.125]. Действие закона единства и борьбы противоположностей вызывает изменение, переход от одного состояния к другому, является внутренним импульсом совершающихся процессов, причиной самодвижения. Положение о противоречивости движения обязывает к определению его противоположных сторон.  

1.2 Изменчивость и устойчивость  как одна из пар противоположностей,   определяющих движение 

   С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

   Под изменчивостью понимают смену свойств, состояний и отношений, принадлежащих материальным и идеальным системам. Устойчивость есть сохранение свойств, состояний и отношений этих систем. Движение включает в себя и изменчивость, и устойчивость одновременно. Наличие изменчивости в движении очевидно. Но и устойчивость обязательно включается в движение. В реальном мире нет ни «чистой изменчивости», ни «чистой устойчивости», а есть движение, в котором изменчивость и устойчивость взаимодействуют и взаимопереплетаются.

   Это предельные понятия. Не изменчивость и  не устойчивость, а их взаимодействие, единство и взаимоисключение, «борьба» – источник процесса движения. Это проявление можно наблюдать в природе. Эволюция (движение) жизни не есть лишь изменчивость, которая с точки зрения теории генетической информации выступает как способность организма к изменениям нитей ДНК и, таким образом, к образованию и изменению признаков, служащих основой для отбора. Однако эволюционный процесс нельзя понять без учета устойчивости, формой которого является наследственность (способность организма к накоплению, сохранению и передаче информации потомству). Эволюционный процесс живой природы – итог взаимодействия, «единства и борьбы» изменчивости (приспособления) и устойчивости (наследственности). Ф. Энгельс биологическую эволюцию рассматривал как результат взаимодействия между приспособлением и наследственностью.[5]

   Процессы  в мире неживых объектов также  определяются именно взаимодействием изменчивости и устойчивости. «Поведение» (движение) любой элементарной частицы определяется типом физического взаимодействия (слабым, электромагнитным, сильным). Но различия в «поведении» частицы неразрывно связаны с устойчивостью – наличием законов сохранения. Развитие общества также связано с взаимодействием изменчивости и устойчивости. Исторические эпохи отличаются друг от друга тем, как производятся материальные блага (изменчивость), но то, что производится (пища, одежда, жилища) в конечном итоге не изменяется (устойчивость). Однако, без последнего, как и без процесса производства, невозможно не только развитие, но и само существование общества. А процесс производства всегда имеет сохраняющиеся элементы (труд человека, предмет труда, средства труда). Конечно, каждый из элементов имеет свою историю развития. Но наличие таких элементов сохраняется. Таким образом, одним из источников самодвижения является взаимодействие изменчивости и устойчивости, движение включает в себя как изменчивость, так и устойчивость. 

   2. Основные формы движения материи 

   Любой вид движения, каждый совершающийся процесс подчиняется действию тех или иных законов. Можно сделать вывод, что формой движения вообще являются законы движения. Однако эти законы по-разному связаны друг с другом. Поэтому на основании некоторых критериев их можно объединить во взаимосвязанные группы. Тогда формами движения будут являться группы изменений, объединенные подчинением действию определенных законов.

   Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи  было разработано Ф. Энгельсом. Его  идеи по данному вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи.[2]

   Механическое  движение – пространственное перемещение  объектов, характеризующееся наличием траектории, - распространение в  пространстве полей, например, - это не механический процесс. «В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем никаких качеств».[5, с.386] Но уже в физике любое изменение – это переход количества в качество.

   Физическое  движение - теплота, электромагнетизм, гравитация.

   Химическое  движение - превращение атомов и  молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов, но не их ядер. Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. «Органическая жизнь, – указывал Ф. Энгельс, – невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений».[5, с.563] Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.

   Биологическое движение - характерно для живого процесса. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов».[1, с.54] Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.[5]

   Социальное движение – характеризует мышление.

   Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая  включает в себя предыдущие. В основе классификации Ф. Энгельса лежат  принципы: структурности, развития, историзма.

   Каждая  из этих форм включает в себя бесконечное  множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая форма включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое. Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи – социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механический двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. А жизнедеятельность организма – условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности – масса.

Информация о работе Пространство и время