Пространство и время в живой и неживой природе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:14, контрольная работа

Описание

В буквальном переводе термин "биосфера" обозначает сферу жизни, и в таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831—1914). Однако задолго до этого под другими названиями, в частности "пространство жизни", "картина природы", "живая оболочка Земли" и т. п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями.

Содержание

1. Эволюция представлений о взаимодействии живой
и неживой природы
2. Человек и природа
3. Глобальные проблемы человечества
4. Идея гармонии в контексте глобальных проблем
человечества

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ КСЕ.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

     Вероятно, прежде чем приступать к выработке  новых нравственных императивов  и норм взаимоотношений человека с природой, необходимо, образно  говоря, "расчистить им место", критически пересмотрев и проанализировав прежние (то есть современные) догмы экологического сознания.

     Догма 1. Первоочередной задачей является сохранение природы. Однако единственным радикальным способом сохранения природы  было бы уничтожение человечества. Своей материально- производственной деятельностью человек преобразует природу, то есть изменяет ее не любопытства ради, а в силу сущности своего бытия. Изменение, а не сохранение есть способ жизнедеятельности человека. Другое дело, что человек для поддержания нормальных условий существования должен постоянно компенсировать свое дестабилизирующее воздействие на природу другими преобразованиями. Первоочередная задача человечества- это обеспечение стабильности своего развития, динамического равновесия системы "Природа- Общество". Причем, по мере своего развития человек вынужден все больше брать на себя управление состоянием природы, так как ее естественные силы уже не могут компенсировать антропогенное влияние.

     Догма 2. Экологические проблемы - порождение современного мира, еще в недавнем прошлом отношения с природой были гармоничными. Это понимание порождает идеализацию прошлого жизненного уклада, лежит в основе лозунга "назад к природе". Причина возникновения этой догмы - некритическое отношение к истории, слабое знание ее реальных фактов. Человечество на протяжении всего своего существования сталкивалось и более или менее успешно решало экологические проблемы. Отличие нашего периода истории в том, что эти проблемы приняли глобальный характер.

     Догма 3. В будущем можно полностью  решить экологические проблемы. Эта оптимистическая позиция сформировалась под влиянием рекламы достижений НТП, его потенциальных возможностей. При этом упускается из виду, что всякое достижение техники наряду с полезным эффектом дает и побочный, экологическое воздействие которого первоначально непредсказуемо. Например, даже самая чистая энергетика- солнечная- дает побочный продукт в виде теплового загрязнения, поэтому также имеет экологические пределы своего развития.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что разрушение догм экологического сознания - необходимое условие выживания человечества. А признание экологического интереса приоритетным перед политическим, экономическим и военным отвечает общечеловеческим ценностям, т.е. высшим ценностям жизни и культуры. Так экология органически связывается с нравственностью. Защита природы, защита окружающей среды - с гуманностью. И может быть тогда, будет воссоздана гармония для нашего истощенного мира и духовно истощенного человечества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Взаимодействие  человечества и природы - это сложный процесс, в котором стороны должны стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству. Между природным и общественным нет пропасти - общество остается частью более обширного целого - природы.

     Конечно, сегодня предпринимается немало попыток преодолеть это «взаимодействие на расстоянии». Одним из путей к преодолению такого отношения к природе является, на наш взгляд, обращение к опыту взаимодействия предыдущих поколений с природой, какую бы форму (созерцательную или разрушительную) он не носил. Изучение философии природы этих исторических периодов имеет для нас не просто интерес: оно открывает нам новые горизонты в видении природы, позволяя наметить альтернативный современному способ ее познания и общения с ней.

     Можно также отметить, что на данном этапе развития, все чаще природа воспринимается не просто как родственная человеку сфера, но и как источник различных состояний и феноменов жизни, к которым «причастен человек всем своим телесным и духовным бытием и за которые он ответственен».

     Человечество ищет достойный ответ на "экологический вызов", возникший перед цивилизацией XXI века. Вызов этот не столько грехи современного общества, сколько наросшее за многие века разъединение, которое мы, потомки должны исправить, дабы наши будущие поколения смогли хотя бы родиться на планете Земля.

     Выход из надвигающегося экологического кризиса  многие видят в радикальном изменении  сознания людей, их нравственности, в  отказе от взгляда на природу как  объект бездушной эксплуатации ее человеком.  
 
 

     Как сказал один из основателей Всемирного фонда дикой природы Питер Скотт, «хотя мы не сможем спасти все, что хотели бы, наша деятельность позволит сохранить хоть что-то, а бездеятельность погубит все». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М.: 1997.
  2. Бочкарев А.И, Концепции современного естествознания. - Тольятти, 1998.
  3. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - М.: Наука, 1994.
  4. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: пространство и время в живой и неживой природе. - М.: Наука, 1975.
  5. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. - М., 1986.

Информация о работе Пространство и время в живой и неживой природе