Правовая охрана Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание

Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

Содержание

Введение……………………………......................................................................3
1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции РФ……………………...5
2. Система правовой охраны Конституции РФ……………………………... ..7
3. Формы правовой охраны Конституции РФ…………………………….….10
3.1. Конституционный контроль и конституционный надзор в России….….11
3.2. Особая процедура принятия и изменения Конституции РФ, как гарантия
ее охраны…………………………………………………………………………13
3.3. Конституционная ответственность………………………………………...15
4. Вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе……17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

курсовая кпрф.docx

— 60.85 Кб (Скачать документ)

3.2 Особая процедура  принятия и изменения Конституции  РФ, как гарантия ее охраны 
В  силу  своей природы  конституции присуще  качество стабильности.  Принятие  новой конституции  всегда вызывается весьма  существенными  переменами  в  жизни  общества. Отдельные изменения в ней также должны  требовать серьезного обоснования. Поэтому в большинстве  стран мира  установлен усложненный порядок изменения конституции. 
 
Порядок пересмотра и внесения поправок в Российской Федерации отличается намеренной усложненностью, которая призвана отбить охоту у кого бы то ни было к изменению Конституции без серьезных оснований. С этой целью ограничен круг субъектов права на инициативу, права на пересмотр лишено Федеральное Собрание, строго определены возможности Конституционного Собрания, введена ратификация поправок субъектами РФ. Все это указывает на то, что пересмотр и поправки принимаются не обычным законом и не в обычной законодательной процедуре. Тем самым учредительная власть подчеркивает свое верховенство над законодательной. 
 
Необходимо отметить, что круг субъектов, уполномоченных на внесение предложений о поправках или пересмотре положений Конституции РФ значительно урезан по сравнению с кругом лиц, обладающих правом законодательной инициативы, указанными в статье 104 Конституции РФ. Такими правомочиями обладают: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов федерации, а также группы численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конституции РФ).10 
 
В главе 9 Конституции РФ закреплена процедура принятия конституционных поправок  и пересмотра Конституции РФ. Эта процедура делает значительно сложнее внесение каких-либо изменений в текст Конституции РФ в отличие от внесения изменений в любые другие нормативные акты, действующие на территории России. Такая процедура необходима как гарантия незыблемости положений Конституции РФ в связи с ее огромной важностью как нормативного акта для государства, общества в целом и каждого человека в частности, а также в связи с ее ролью в систем российского права. По особенностям процедуры изменения Конституции РФ ее следует отнести к смешанному типу конституций - разные ее части изменяются по-разному.9 
 
Согласно статье 136 Конституции РФ поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов, а именно: поправки к главам 3-8 Конституции РФ считаются принятыми, если они одобрены большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Конституционный Суд РФ Постановлением № 12-П от 31.10.11. разъяснил, что поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ.10 Затем закон о поправке к Конституции РФ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ (без права отлагательного вето)11 . Принятая поправка вступает в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ (статья 136 Конституции РФ).11 
 
Положения же Конституции РФ, касающиеся основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ (главы 1, 2, 9 Конституции РФ) вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием согласно статьи 135 Конституции РФ. В случае, если предложение о пересмотре указанных глав Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то необходим созыв Конституционного Собрания, которое должно либо подтвердить неизменность действующей Конституции, либо разработать проект новой Конституции РФ, которая принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование (референдум). 
 
Созыв и работа Конституционного Собрания в соответствии с пунктом 2 ст. 135 Конституции РФ должны производиться на основании федерального конституционного закона, который не принят до сего дня, что делает проблематичным пересмотр положений вышеуказанных глав Конституции РФ в настоящее время. При проведении референдума проект новой Конституции считается принятым, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем принимали участие более половины избирателей (ст. 135 Конституции РФ). 
 
  Изменения касающиеся субъектного состава РФ, а также конституционного статуса субъекта РФ вносятся в статью 65 Конституции на основании федерального конституционного закона. В случае изменения названия субъекта федерации новое название подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. (Ст. 137 Конституции  РФ). 
            

 
3.3 Конституционная ответственность 
 
По вопросу существования конституционной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности в литературе высказываются различные, зачастую прямо противоположные мнения. Нельзя не согласиться с Н.М.Колосовой, считающей, что для создания эффективного механизма охраны Конституции РФ необходим институт конституционной ответственности, то есть ответственности за нарушение норм Конституции РФ, как самостоятельный вид юридической ответственности.  
 
Вышеуказанный автор предлагает отграничить политическую ответственность: отсутствие четких юридических оснований в каждом конкретном случае для привлечения того или иного субъекта к конституционной ответственности свидетельствует или о пробеле  
в конституционном законодательстве или о том, что здесь налицо сугубо политическая ответственность. Н.М.Колосова полагает, что основанием для наступления конституционной ответственности является нарушение "Конституции РФ, а равно и других источников конституционного права". Однако, исходя из определения юридической ответственности, нарушения конституционных норм здесь недостаточно, Необходимо также, чтобы ответственность за нарушение этих норм была предусмотрена законом, что и предлагает автор. В отличие от Н.М.Колосовой Д.Т. Шон напротив, считает, что определить точный перечень оснований конституционной ответственности невозможно.12 По кругу субъектов конституционной ответственности мнения различных авторов также разделились. По мнению Д.Т. Шона, круг этих субъектов достаточно ограничен. К ним следует отнести высшие, региональные, местные органы власти, должностные лица высшего уровня, то есть структуры и лица, принимающие наиболее важные государственные решения. Круг субъектов конституционной ответственности, называемый Н.М.Колосовой значительно шире. Это органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, должностные лица, депутаты, физические лица. Кроме того, автор причисляет к субъектам конституционной ответственности государство в целом, обосновывая свое утверждение тем, что государство согласно статьи 53 Конституции РФ обязано возместить пострадавшему лицу вред, причиненный незаконными действиями ( или бездействиями) органами государственной власти и должностных лиц. Исходя из того, что конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности, ее санкции должны отличаться от санкций других видов юридической ответственности. Н.М.Колосовой описаны следующие виды санкций за конституционные правонарушения. 
 
1. Досрочное лишение (изменение) конституционного статуса органа, должностного лица, общественного объединения. Например, отставка Правительства РФ (ст. 117 Конституции РФ).13 
 
2. Устранение конституционного нарушения. В частности, признание неконституционными актов или их отдельных положений (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ), приостановление действия актов органов власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). 
 
3. Ограничение (лишение) специального статуса физического лица. Так, часть 1 статьи 56 Конституции РФ ограничивает права и свободы граждан в условиях чрезвычайного положения.14  
 
Юридическая ответственность представляет собой дополнительные (так называемые штрафные) санкции, которые правонарушитель несет помимо обязанности восстановить положение, существовавшее до совершения правонарушения (возместить вред). В этой связи нельзя не согласиться с  М.А.Красновым и Д.Т. Шоном, которые не относят отмену незаконных актов к санкциям конституционной ответственности, так как нет ограничений или ущемлений материального или юридического характера для тех, кто их издал. Можно предположить, что для охраны Конституции РФ наличие такого правового института как конституционная ответственность чрезвычайно важно. Однако, в настоящее время ответственность за нарушения Конституции РФ не предусмотрена конституционным законодательством, разбросана по различным отраслям права и в значительной части законодательно не урегулирована. Поэтому говорить в настоящее время о конституционной ответственности как о самостоятельном виде юридической ответственности рано. 

 

 

 

 

4. Вопросы правовой  охраны Конституции РФ на современном  этапе 
Важную роль в обеспечении конституционности издаваемых в России нормативных правовых актов, на современном этапе, играет официальное толкование Конституции РФ Конституционным Судом (ч.5 ст.125 Конституции),  имеющее  юридическую  силу  и обязательность для всех правоприменяющих субъектов.15 
 
Цель  толкования  заключается  в  том,  чтобы  юридически точно определить, как  понимать норму  Конституции, допустимо ли ее расширительное применение. 
 
Действующая  Конституция  России  закрепила  функцию толкования Конституции за Конституционным Судом (ст. 125 ч. 5).16 Это  обусловлено  тем,  что  Конституция была принята путем референдума,  непосредственно  народом  и поэтому  ее толкование  может  осуществляться  особым  образом  -  путем квалифицированной  юридической  экспертизы  текста   норм  тем органом,  который  осуществляет  судебную власть  путем конституционного судопроизводства. 
 
Конституция  четко  определила,  по чьей  инициативе Конституционный    Суд  может  давать  толкование  конституции. 
 
Особо следует выделить Конституционный Суд РФ, который занимает одно из важнейших мест в системе охраны Конституции РФ. «В советский период на судебные органы не возлагалась функция конституционного контроля. Да и сама эта функция длительное время осуществлялась не специализированными органами, а наряду с другой государственной деятельностью. Известным шагом на пути к созданию специализированной системы контроля (надзора) за соблюдением Конституции стало создание в 1988 году Комитета конституционного надзора СССР, полномочия которого, однако, были весьма ограничены и не включали право отмены акта, признанного неконституционным». 
 
Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции РФ. 
 
Основные принципы формирования судебной системы и осуществления ей правосудия рассматриваются в главе 7 Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе “О судебной системе” от 31.12.2011.17 
 
В соответствии со статьей 118 Конституции РФ и статьи 1 указанного федерального конституционного закона судебная власть осуществляется посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства. В зависимости от подсудности в судебной системе выделяют конституционные суды (Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ), суды общей юрисдикции и арбитражные суды (ст. 125-127 Конституции РФ). 18Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. 
 
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности: 
 
а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; 
 
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей; 
 
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; 
 
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. 
 
Изменения касающиеся субъектного состава РФ, а также конституционного статуса субъекта РФ вносятся в статью 65 Конституции на основании федерального конституционного закона. В случае изменения названия субъекта федерации новое название подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. (Ст. 137 Конституции РФ).19 
 
Законы Российской Федерации, акты Правительства, признанные Конституционным Судом не соответствующими её конституции, утрачивают силу со дня провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению. 
 
Если суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовного дела или арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают, что закон, который надо применять, противоречит Конституции, они откладывают рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в Конституционный Суд РФ с предложением о признании этого закона неконституционным.20 
 
Конституционное судопроизводство, обеспечивающее соответствие нормативных актов субъектов Российской Федерации Конституции РФ и федеральным законам, согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации", имеет своей целью защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации (часть первая статьи 3), что согласуется с целями рассматриваемых мер федерального воздействия. 
 
Как было уже сказано выше, конституционный надзор отличается от конституционного контроля тем, что надзорные органы не вправе отменять нормативные акты, являющиеся, по их мнению, неконституционными. Между тем эти органы вносят очень большой вклад в дело охраны Конституции РФ, постоянно проверяя нормативные акты и в случае обнаружения в них несоответствия Конституции РФ обращаясь к субъектам конституционного контроля с требованием о восстановлении конституционной законности. 
 
Из федеральных органов государственной власти такие функции возложены на Прокуратуру РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ.21 
 
Прокуратура РФ ведет свою историю с 1722 года, когда она была учреждена Указами Петра Великого. На протяжении практически всей истории существования этого органа государственной власти основным его предназначением был надзор за исполнением законов. 
 
В настоящее время деятельность Прокуратуры РФ регулируется статьей 129 Конституции РФ и Федеральным законом от 18.10.12г. “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О Прокуратуре РФ” (далее - Закон), которым указанный Закон был изложен в новой редакции.22 
 
Прокуратура РФ не входит ни в одну из ветвей государственной власти и согласно ст. 29 Конституции РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, назначаемому на должность и освобождаемому от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.  
 
В плане охраны Конституции РФ Прокуратура РФ осуществляет согласно ст. 1 Закона надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. В понятие “закон” здесь, по моему мнению, входит и основной закон РФ - Конституция РФ. 
 
Кроме того, в той же статье Закона на Прокуратуру РФ возлагаются функции по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеуказанными субъектами. 
 
При осуществлении своих функций прокурор: 
 
1.рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; 
 
2.принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; 
 
3. разъясняет пострадавшим порядок защиты прав и свобод; 
 
4.опротестовывает противоречащие закону нормативно-правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представления (ст.21 - 28 Закона).23 
 
Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (ст. 23 Закона).24 
 
Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению, и в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. 
 
В случае несоответствия Постановлений Правительства РФ Конституции РФ Генеральный Прокурор информирует об этом Президента РФ. 
 
В отличие от Прокуратуры РФ компетенция Уполномоченного по правам человек значительно уже, что, однако, не мешает ему занимать важное место в системе охраны Конституции РФ. 
 
Институт Уполномоченного по правам человека появился в РФ сравнительно недавно. 
 
Конституция Российской Федерации гарантировала работникам, а также их трудовым коллективам право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37). Однако, осуществление права на забастовку не должно нарушать права и свободы других лиц и может быть ограничено федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). 

 

 

Заключение. 
 
В заключение стоит отметить, что для охраны Конституции РФ наличие такого правового института, как конституционная ответственность имеет большое значение. Однако в настоящее время ответственность за нарушения Конституции РФ не предусмотрена конституционным законодательством, разбросана по различным отраслям права и в значительной части законодательно не урегулирована.  
 
Возникновение такой системы, как правовая охрана Конституции РФ свидетельствует о повышении роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, должна ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать достойное существование всем гражданам России и не допустить возврата к тоталитаризму. А порядок пересмотра Конституции и внесение поправок в Российской Федерации отличается намеренной усложненностью, призвана отбить охоту у кого бы то ни было к изменению Конституции без серьезных оснований. 
 
Конституция РФ закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России, поэтому она важна и необходима для современного государства 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы: 
 
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 – М.: Известия, 1993. 
 
2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: от 21.07.2004. № 1-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации . - 2004. - № 13. - ст.1447. 
 
3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе»: от 31.12.2011. № 1-ФКЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 2011. - № 1. - ст.1. 
 
4. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»: от 26.02.10 № 1-ФКЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 2010. - № 9. - ст.1011. 
 
5. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Прокуратуре Российской Федерации": Федеральный закон от 18.10.12. № 168-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 2012. - № 47. -ст.4472. 
 
6. По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ № 12-П от 31.10..09 // Собрание законодательства Российской Федерации . - 2009. - № 43. - ст.4408. 
 
7. Государственное право Российской Федерации: Учебник. Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юридическая литература, 2012. - 584с.  
 
8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов..- 6-е издание М.: Издательство Норма, 2011. –  784 с. 
 
9. Колосова Н. М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности.// Государство и право. - 2007. - № 2.- с.с.86-91.  
 
10. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Том 1. Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: Издательство БЕК , 2012. - 246 с. 
 
11. Лебедев В.М.Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов././ Государство и право. -, 2013.- №4. - с.с.3-7. 
 
12. Туманов В.А., Чиркин В.Е., Юдин Ю.А. и др. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия., 2013., - 625 с. 
 
 13. Хомачева Н.Ю.  Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности.// Государство и право. - 2009. - №9. - с.с.21 - 30. 
14. Шон Д.Т.  Конституционная ответственность.// Государство и право. -2012. - № 7. - с.39 

 

 

 
[1] Федеральный конституционный закон от 21 июля 2004 г. «О конституционном Суде Российской Федерации» // собрание законодательства РФ. 2004. № 13. Ст. 1447.

 
9.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник . Том 1. Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: Издательство БЕК,  2013. - с.57. 

 
10.  По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ   
 
№ 12-П от 31.10..95 // Собрание законодательства Российской Федерации . - 2005. - № 43. - ст.4408.

 
11 . Государственное право Российской Федерации : Учебник. Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юридическая литература., 
 
2012. - с. 450.

 

 

1 Государственное право Российской Федерации: Учебник. Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юридическая литература, 2012. - 584с. 

2 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: от 21.07.2004. № 1-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации . - 2004. - № 13. - ст.1447.

3 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов..- 6-е издание М.: Издательство Норма, 2011. –  784 с. 

4 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: от 21.07.2004. № 1-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации . - 2004. - № 13. - ст.1447.

5 Колосова Н. М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности.// Государство и право. - 2007. - № 2.- с.с.86-91. 

6 Конституция Российской Федерации от 12.12.93 – М.: Известия, 1993. 

7 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: от 21.07.2004. № 1-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации . - 2004. - № 13. - ст.1447.

8 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: от 21.07.2004. № 1-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации . - 2004. - № 13. - ст.1447.

9 Конституция Российской Федерации от 12.12.93 – М.: Известия, 1993. 

10 Конституция Российской Федерации от 12.12.93 – М.: Известия, 1993. 

11 Конституция Российской Федерации от 12.12.93 – М.: Известия, 1993. 

12 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Том 1. Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: Издательство БЕК , 2012. - 246 с. 

13 Конституция Российской Федерации от 12.12.93 – М.: Известия, 1993. 

14 Лебедев В.М.Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов././ Государство и право. -, 2013.- №4. - с.с.3-7. 

15 Федеральный конституционный закон «О судебной системе»: от 31.12.2011. № 1-ФКЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 2011. - № 1. - ст.1. 

16 Конституция Российской Федерации от 12.12.93 – М.: Известия, 1993. 

Информация о работе Правовая охрана Конституции РФ