Наука в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 07:22, реферат

Описание

Мне кажется, что мышление и знание – это главные критерии философии. Хотя древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом. Ведь философию можно представить, как науку о противоположности Различных взглядов и мыслей. Философы излагают свои точки зрения, касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне кажется, что без споров и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на котором она находится на сегодняшний день.

Содержание

Введение
I. Понятие науки
1. Изучение науки в древние времена
2. Средневековая наука
3. Связь науки и философии
II. Современная наука. Основные концепции
III. Роль науки в современном обществе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ.docx

— 40.04 Кб (Скачать документ)

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально  отличается от той науки, которая  существовала столетие или даже полстолетия  назад. Изменился весь её облик и  характер её взаимосвязей с обществом.

Надо заметить, что все  же существуют три основные концепции  науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание – системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

Логико-гносеологическая трактовка  науки обусловливается как общественно-историческими  условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились  в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего  индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла  быть обнаружена с достаточной полнотой.

Эта концепция не может  в своём одиночестве раскрыть полное определение современной  науки. Если науку рассматривать  только как систему знаний, то возникают  некоторые недочеты. А дело всё  в том, что такое направление  в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого  и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и  функций науки. Все это привело  к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.

Важной стороной превращения  науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение  постоянных каналов для практического  использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем вслед за промышленностью такие каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Однако при историческом рассмотрении картина предстает  в ином свете. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки  достигается посредством известных  форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов  и т.п.

Цель и назначение науки  как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов  исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими  своих социальных функций.

В период становления науки  как социального института вызревали  материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий  строй мышления. Конечно, научное  знание и тогда не было изолировано  от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний  характер. Некоторые проблемы, возникавшие  в ходе развития техники, становились  предметом научного исследования и  даже давали начало новым научным  дисциплинам. Так было, например, с  гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому  хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

Сегодня, в условиях научно-технической  революции, у науки всё более  отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это  проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для  разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой  программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально  необходимо непосредственное участие  учёных как носителей специальных  знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

 

III. Роль науки  в современном обществе.

 

20 век стал веком победившей  научной революции. НТП ускорился  во всех развитых странах. Постепенно  происходило все большее повышение  наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в  современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни  людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним  из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки  как социальной силы в решении  глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно  назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический  прогресс составляет одну из главных  причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение  природных ресурсов планеты, загрязнение  воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука  – один из факторов тех радикальных  и далеко не безобидных изменений, которые  происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится  ведущая роль и в определении  масштабов и параметров экологических  опасностей.

Возрастающая роль науки  в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного  сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими  формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием  и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время  имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения  научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку  выяснение закономерностей научного познания требует анализа его  социальной обусловленности и его  взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев  выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также  сферы приложения и потребления  научного знания. Ниже перечислены  одни из главных функций:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своём реферате я рассмотрел такую важную в философии тему, как «Наука и её роль в современном  обществе». Раскрывая тему, я показал, что наука была актуальна в  древние времена, она актуальна  и на сегодняшний день. И несомненно, наука будет актуальна и в будущем.

Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал  музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или  поздно была бы открыта каким-нибудь ученым.

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня  актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛИСОФИЮ. Учебник для высших учебных заведений. Часть 2. Москва, «Политиздат» 1989г.

Лекции по текущему предмету. 2004г.

Канке В.А. "ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС", Электронный  учебник, Москва « Логос», 2001г.

Зиневич Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. Москва, «гуманитарий» 1994г.

Личные конспекты и  записи.


Информация о работе Наука в современном обществе