Наука в эпоху средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:29, контрольная работа

Описание

Актуальность и теоретическая значимость изучения истории науки средних веков объясняется тем, что Средневековье — это эпоха высокого взлета рациональной мысли, логико-теоретического поиска, успехов научной, правовой, моральной и политической мысли, выдающегося прорыва философского разума в сферу универсальных законов бытия. Средневековье дало истории культуры целую плеяду выдающихся мыслителей, философов, практиков, политиков, ученых, многие из которых отнесены к сонму героев и великих мучеников человечества.

Содержание

Введение 3
1. Наука в Европе в период средневековья 4
2. Арабская средневековая наука 9
Заключение 13
Список литературы 14

Работа состоит из  1 файл

Контрраб КСЕ.docx

— 44.27 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Содержание 

Введение 3

1. Наука в Европе в период средневековья 4

2. Арабская средневековая наука 9

Заключение 13

Список литературы 14 

Введение

    Эпоха Средневековья, зародившаяся на развалинах и пожарищах эллинистически-римского мира, рухнувшего под безжалостным натиском полчищ варварской, все сметающей  на своем пути конницы, и завершившаяся  спустя более чем через тысячелетие  крушением феодально-крепостнического режима под ударами буржуазных революций XVI— XVIII вв., — один из величайших и  колоритнейших периодов истории  человечества. Он наполнен многообразным, богатейшим, красочным содержанием; динамичным (хотя противоречивым и  непоследовательным) развитием материальной и духовной культуры.

    «Закованное в латы» Средневековье — эпоха  одновременно и мрачная, и яркая. Она насыщена драматическими эпизодами  многовековой борьбы государств и народов, церкви и светской власти, пап и  императоров, Востока и Запада, ортодоксии и еретизма, классовыми и национально-освободительными восстаниями. Она полна изуверства, костров для малейших проявлений свободной человеческой мысли; ужасных  памятников человеческому безумию  вроде крестовых походов (вершины  средневекового экспансионизма), в  том числе детских. В то же время  она несла с собой исключительно  самобытный, имеющий некоторое особое очарование, неповторимый и даже сейчас не во всем нами понятный тип культуры. Культуры в своей сущности высоко духовной, часто личностно бескорыстной, а также импровизационной, с празднично-игровой, маскарадной формой радости и  ликования, умевшей отвлечь и  увлечь человека, такой культуры, которая  была способна и возвысить человека, и приземлить его.

    Актуальность  и теоретическая значимость изучения истории науки средних веков  объясняется тем, что Средневековье — это эпоха высокого взлета рациональной мысли, логико-теоретического поиска, успехов научной, правовой, моральной и политической мысли, выдающегося прорыва философского разума в сферу универсальных законов бытия. Средневековье дало истории культуры целую плеяду выдающихся мыслителей, философов, практиков, политиков, ученых, многие из которых отнесены к сонму героев и великих мучеников человечества.

    Цель  данной работы – рассмотреть особенности  науки периода средневековья. 
 

1. Наука в Европе в период средневековья

    К концу XII — началу XIII в. обозначился  застой в социально-экономическом  и культурном развитии стран Ближнего и Среднего Востока. Страны же Западной Европы, напротив, стали «обгонять» мусульманский Восток и Византийскую империю. В основе такого «исторического рывка» лежало развитие производительных сил (как в сельском хозяйстве, так  и в ремеслах).

    В этих условиях происходит подъем в  духовной сфере. Одним из наиболее ярких  его выражений стало возникновение  новых светских образовательных  учреждений — университетов. Еще  в XII в. был открыт университет в  Болонье, а в 1200 г. был основан Парижский университет. В XIII—XIV вв. появились университеты в других городах Западной Европы: в Неаполе (1224), Тулузе (1229), Праге (1349), Вене (1365), Гейдельберге (1385) и т.д.

    Средневековые университеты имели четыре факультета. Первый — подготовительный; он был  самым многочисленным и именовался факультетом свободных искусств. Здесь преподавали семь свободных  искусств — грамматику, риторику, диалектику (искусство вести диспуты), геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Впоследствии этот факультет стали называть философским, а полученные знания подразделяли на философию натуральную, рациональную и моральную. Основными факультетами являлись медицинский, юридический  и теологический. Теологический  факультет считался высшим факультетом, но обычно он был наименее многочисленным.

    В XIII—XV вв. через усвоение наследия арабоязычной и древнегреческой математики (частично из Византии) формируется западноевропейская математика, накапливается важный исходный опыт рационально-теоретического анализа, который определит ее дальнейшее стремительное развитие начиная  с XVI столетия. В XIII в. в Италии появляются и широко распространяются первые серьезные  учебники математики, в которых органично  сочетаются практически значимые математические алгоритмы, процедуры с глубоким теоретическим анализом (Леонардо Пизанский (Фибоначчи).

    В XIV—XV вв. главные направления развития европейской математики — расширение понятия числа, совершенствование  алгебраической символики, формирование тригонометрии как особой отрасли  математики. В трудах Фибоначчи уже  существует ясное понимание природы  иррациональных чисел. Н. Орем вводит понятие  дробных степеней, а Н. Шюке —  отрицательных и нулевых показателей  степеней. Немецкий математик И. Мюллер (Региомонтан) в сочинении «Пять  книг о тригонометриях всякого рода»  систематически излагает тригонометрию  как целостную математическую науку  и представляет таблицы тригонометрических функций до седьмого знака.

    В период позднего Средневековья (XIV—XV вв.) постепенно осуществляется пересмотр  основных представлений античной естественно-научной  картины мира и складываются предпосылки  для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии. Такой пересмотр связан, с одной  стороны, с усилением критического отношения к аристотелизму, а  с другой стороны, с трудностями  в разрешении тех противоречий, с  которыми столкнулась схоластика в  логической интерпретации основных религиозных положений и догматов. Одно из главных противоречий, попытки  разрешения которого приводили к  «разрушению» старой естественно-научной  картины мира, состояло в следующем: как совместить аристотелевскую  идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества.

    Важным  источником новых физических идей стало  «отрицательное богословие». Это такая  теологическая доктрина, которая  определяла характеристики Бога на основе абсолютной противоположности свойств  земного мира (земное смертно —  Бог бессмертен; земное конечно —  Бог бесконечен, и т.д.), а затем  искала принципы, которые бы позволяли  связать земное и божественное в  некое единство. Так, в частности  ссылки на божественное всемогущество  послужили основанием для отказа от ряда ключевых аристотелевских положений  и выработки качественно новых  образов и представлений, которые  способствовали формированию предпосылок  новой механистической картины  мира. К таким представлениям и  образам можно отнести следующие.

    Во-первых, допущение существования пустоты, но пока не абстрактной, а лишь как  нематериальной пространственности, пронизанной  божественностью (поскольку Бог  не только всемогущ, но и вездесущ, как  считали схоласты).

    Во-вторых, изменение отношения к проблеме бесконечности природы. Бесконечность  природы все чаще рассматривается  как позитивное, допустимое и очень  желательное (с точки зрения религиозных  ценностей) начало; оно как бы выражало такую атрибутивную характеристику Бога, как его всемогущество.

    В-третьих, возникает и представление о  бесконечном прямолинейном движении как следствие образа бесконечного пространства.

    В-четвертых, возникновение идеи о возможности  существования бесконечно большого тела. Образ пространственной бесконечности  постепенно перерастает в образ  вещественно-телесной бесконечности. При этом рассуждали примерно так: «Бог может создать все, в чем не содержится противоречия; в допущении  бесконечно большого тела противоречия нет; значит, Бог может его создать». Такой ход мысли приводит к  обсуждению представлений об актуальной и потенциальной бесконечности, к идее о том, что «во Вселенной нет центра, или он повсюду», и др.

    В-пятых, допущение существования среди  движений небесных тел не только идеальных (равномерных, по окружности), соизмеримых  между собой, но и несоизмеримых. Иррациональность переносилась из земного  мира в надлунный, божественный мир. В этом также виделись признаки творящей божественной силы: Бог способен творить  новое повсюду и всегда. Исключение принципиального аристотелевского различия мира небесного и мира земного  создавало предпосылки для интеграции физики, астрономии и математики.

    Качественные  сдвиги происходят также в кинематике и динамике. В кинематике средневековые  схоласты вводят понятия «средняя скорость», «мгновенная скорость», «равноускоренное движение» (они его называли «униформно-дифформное»). Мгновенную скорость в данный момент они определяют как скорость, с  какой стало бы двигаться тело, если бы с этого момента времени  его движение стало равномерным. Постепенно вызревает понятие ускорения. Схоласты уже догадываются, что путь, пройденный телом при равноускоренном  движении без начальной скорости за известный промежуток времени, равен  пути, который пройдет это же тело за то же время с постоянной скоростью, равной средней скорости равноускоренного движения.

    В эпоху позднего Средневековья в  динамике значительное развитие получила теория импетуса (лат. impetus — стремительность, напор), которая была мостом, соединявшим  динамику Аристотеля с динамикой  Галилея. Французский философ-схоласт  Жан Буридан (XIV в.) объяснял падение  тел с точки зрения теории импетуса. Он считал, что при падении тел  тяжесть запечатлевает в падающем теле импетус, поэтому и скорость его во время падения возрастает. Величина импетуса, по его мнению, определяется и скоростью, сообщенной телу, и «качеством материи» этого тела. Импетус расходуется  в процессе движения на преодоление  трения; когда импетус растрачивается, тело останавливается.

    Аристотель  считал главным параметром для любого движения расстояние до конечной точки, а не расстояние, пройденное телом  от начальной точки движения. Благодаря  теории импетуса исследовательская  мысль постепенно сосредоточивалась  на расстоянии движущегося тела от начала движения: тело, падающее под  действием импетуса, накапливает  его все больше и больше, по мере того как отдаляется от исходного  пункта. Эти выводы стали предпосылками  для перехода от понятия импетуса к понятию инерции.

    Кроме того, теория импетуса способствовала развитию и уточнению понятия  силы. Старое, античное и средневековое, понятие силы благодаря теории импетуса в дальнейшем развитии физики раздвоилось  на два понятия. Первое — то, что  И. Ньютон называл «силой» (та), понимая  под силой воздействие на тело, внешнее по отношению к движению этого тела. Второе — то, что Р. Декарт называл количеством движения, т.е. факторы процесса движения (mv), связанные с самим движущимся телом.

    Все это постепенно готовило возникновение динамики Галилея.

    Алхимия складывалась в эпоху эллинизма  на основе слияния прикладной химии  египтян с греческой натурфилософией, мистикой и астрологией (золото соотносили с Солнцем, серебро — с Луной, медь — с Венерой, и т.д.) (II—VI вв.) в александрийской культурной традиции, представляя собой форму ритуально-магического (герметического) искусства. Алхимия  — это самозабвенная попытка  найти способ получения благородных  металлов.1 Алхимики считали, что ртуть и сера разной чистоты, соединяясь в различных пропорциях, дают начало металлам, в том числе и благородным. В реализации алхимического рецепта предполагалось участие священных или мистических сил (частицы Бога или дьявола, надъестественного бытия, в котором проявления человеческого мира теряют свою силу), а средством обращения к этим силам было слово (заклинание, молитва) — необходимая сторона ритуала. Поэтому алхимический рецепт выступал одновременно и как действие, и как священнодействие.

    В средневековой алхимии (ее расцвет  пришелся на ХШ—XV вв.) выделялись две  тенденции. Первая — это мистифицированная  алхимия, ориентированная на химические превращения (в частности, ртути  в золото) и в конечном счете  на доказательство возможности человеческими  усилиями осуществлять космические  превращения (давать человеку могущество над духами, воскрешать из мертвого (палингенезия) и, наконец, искусственно создать одушевленное существо —  андроида или гомункула). В русле  этой тенденции арабские алхимики сформулировали идею «философского камня» — гипотетического  вещества, ускорявшего «созревание» золота в недрах земли; это вещество заодно трактовалось и как эликсир  жизни, исцеляющий болезни и дающий бессмертие.

    Вторая  тенденция была больше ориентирована  на конкретную практическую технохимию. В этой области достижения алхимии  несомненны. К ним следует отнести: открытие способов получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов  ртути с металлами, многих лекарственных  веществ, создание химической посуды и  др.

    Деятельность  алхимика опиралась на некоторую  совокупность «теоретических» представлений  и образов. В их основе представление  о том, что исходное материальное начало — первичная материя —  хаотична, бесформенна и потенциально содержит в себе все тела, все  минералы и металлы. Порожденные  первоматерией тела уже не исчезают, но зато могут быть превращены друг в друга. Между первоматерией  и отдельными порожденными ею материальными  телами есть два промежуточных «звена».

Информация о работе Наука в эпоху средневековья