Методы научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:29, лекция

Описание

Общепринятой классификации общенаучных методов и приемов нет; она проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня («снизу вверх»): эмпирический, теоретический и общелогический. 1. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения получают знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и, в качестве конечной цели, о его существенных свойствах и отношениях.

Работа состоит из  1 файл

Основы Н И.docx

— 44.49 Кб (Скачать документ)

 б) эти объекты были  подобны в важнейших и существенных  признаках, а не в случайных  и второстепенных;    

 в) круг совпадающих  признаков был как можно шире;    

 г) учитывались не только сходство, но и различия – во избежание возможности переноса последних на другой объект.   

10. Моделирование. Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко – как перенос информации об одних объектах на другие – составляют гносеологическую основу моделирования, метода исследования объектов на их моделях.    

 Модель (лат. modulus – мера, образец) – в логике и методологии науки – аналог фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образов и прочем, т. е. оригинала модели.    

 Этот аналог  – «представитель», «заместитель»  оригинала в познании и практике. Он служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др. Именно это сходство и позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал.   

11. Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.   

 Система (греч. systema – целое) – общенаучное понятие, выражающее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство.   

 Типы систем  весьма многообразны: материальные  и духовные, неорганические и живые, механические и органические, биологические и социальные, статичные и динамичные, открытые и замкнутые и т. д. Любая система представляет собой множество разнообразных элементов, обладающих структурой и организацией.    

 Специфика системного  подхода определяется тем, что  он ориентирует на раскрытие  целостности объекта и обеспечивающих  ее механизмов, на выявление многообразных  типов связей сложного объекта  и сведение их в единую теоретическую  картину. Важным понятием системного  подхода является понятие «самоорганизация». Данное понятие характеризует процесс создания, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер.   

 В современной науке  самоорганизующиеся системы являются  специальным предметом исследования  синергетики – общенаучной теории  самоорганизации, ориентированной  на поиск законов эволюции  открытых неравновесных систем  любой природы – природных,  социальных, когнитивных (познавательных). Системный подход имеет дело главным образом с развивающимися системами, т. е. включающими в качестве своей наиболее важной характеристики время.   

12. Вероятностные (статистические) методы – основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость, которая «пробивается» через совокупное действие множества случайностей.   

 Вероятностные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном, а в представлении многих ученых вероятность и случайность практически нерасторжимы.   

 Статистическая закономерность  возникает как результат взаимодействия  большого числа элементов, составляющих  коллектив, и поэтому характеризует  не столько поведение отдельного  элемента, сколько коллектива в  целом. Необходимость, проявляющаяся  в статистических законах, возникает  вследствие взаимной компенсации  и уравновешивания множества  случайных факторов. Статистические  законы, хотя и не дают однозначных  и достоверных предсказаний, тем  не менее, они являются единственно  возможными при исследовании  массовых явлений случайного  характера. За совокупным действием  различных факторов случайного  характера, которые практически  невозможно охватить, статистические  законы вскрывают нечто устойчивое, необходимое, повторяющееся. Они  служат подтверждением диалектики  превращения случайного в необходимое.    

 Вероятность – понятие, характеризующее количественную меру (степень) возможности появления некоторого случайного события при определенных условиях, которые могут повторяться. Одна из основных задач теории вероятностей состоит в выяснении закономерностей, возникающих при взаимодействии большого числа случайных факторов.   

 Вероятностно-статистические  методы широко применяются при  изучении массовых явлений –  особенно в таких научных дисциплинах,  как математическая статистика, статистическая физика, квантовая  механика, кибернетика, синергетика  и т. д. 

 

Частнонаучная методология    

 Частнонаучную методологию чаще всего определяют как совокупность методов, принципов и приемов исследования, применяемых в той или иной крупной отрасли науки. К ним относят механику, физику, химию, геологию, биологию, социальные науки. Однако с учетом сегодняшнего уровня развития познания очевидно, что указанные науки суть абстракции, ибо реально каждая из них давно есть система определенных научных дисциплин, число которых быстро возрастает.   

 Сформировались многочисленные  «стыковые» дисциплины: биофизика,  геофизика, физическая химия,  геохимия, электрохимия и т. п.  Усилилось взаимодействие между  различными науками и научными  дисциплинами, а значит между  их методами и приемами исследования.    

 В каждой научной  дисциплине (и в отрасли науки)  применяется совокупность самых  разных методов и приемов, «расположенных»  на всех уровнях методологического  знания. Четко «привязать» какие-либо  конкретные способы исследования  именно к данной дисциплине  – сложно, хотя каждая из них  имеет своеобразный методологический  инструментарий.   

 Углубление взаимосвязи  наук приводит к тому, что результаты, приемы и методы одних наук  все шире используются в других (например, применение физических  и химических методов в биологии  и медицине). Рождается проблема  методов междисциплинарного исследования.    

 Частнонаучные методы связаны со спецификой отдельных форм движения материи. Одни из этих методов имеют значение только в пределах отдельных отраслей науки, будучи связаны только с изучением их собственного объекта, другие – за пределами данной отрасли науки, к которой они непосредственно относятся и в связи с которой возникли.   

 Каждая сколько-нибудь  развитая наука, имея свой особый  предмет и свои теоретические  принципы, применяет свои особые  методы, вытекающие из того или  иного понимания сущности ее  объектов. Применение метода одной  науки в других областях знания  осуществляется в силу того, что  их объекты подчиняются законам  этой науки.

Взаимодействие методов   

 Вышесказанное свидетельствует  о том, что методология не  может быть сведена к какому-то  одному, даже «очень важному методу»,  и тем более «единственно научному».  В связи с этим необходимо  иметь в виду, что каждый метод,  как правило, применяется не  изолированно, сам по себе, а в  сочетании, взаимодействии с другими.  А это значит, что конечный  результат научной деятельности  во многом определяется тем,  насколько умело и эффективно  используется «в деле» эвристический  потенциал каждой из сторон  того или иного метода и  всех их во взаимосвязи. Каждый элемент данного метода существует не сам по себе, а как сторона целого, и применяется как целое. Вот почему очень важным является методологический плюрализм, т. е. способность овладеть многообразием методов и умело их применять. Особое значение имеет способность освоения противоположных методологических подходов и их правильное сочетание.   

 Кроме того, всеобщей  основой, «ядром» системы методологического  знания является философия –  универсальный метод. Ее принципы, законы и категории, как уже  отмечалось, определяют общее направление  и стратегию исследования, «пронизывая»  все другие уровни методологии  и своеобразно преломляясь и  воплощаясь в конкретной форме  на каждом из них. В научном  исследовании нельзя ограничиваться  только философскими принципами, но и недопустимо оставлять  их «за бортом», как нечто,  не принадлежащее природе данной  деятельности.   

 Также ни один метод  не является панацеей, «универсальной  отмычкой». Иначе говоря, ни один  методологический принцип не  может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования. Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как «руководящей нитью», а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное предназначение любого метода – на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и пр.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что методология – рефлексия, имеющая в виду не только рационализацию деятельности, но и выявление ее мотивов, ее ценностных и нравственных регуляторов.   

 В своем применении любой метод модифицируется в зависимости от конкретных условий, цели исследования, характера решаемых задач, особенностей объекта, той или иной сферы применения метода (природа, общество, познание), специфики изучаемых закономерностей, своеобразия явлений и процессов (материальные или духовные, объективные или субъективные) и т. п. Тем самым содержание системы методов, используемых для решения определенных задач, всегда конкретно, ибо в каждом конкретном научном исследовании, в зависимости от специфических условий, любой метод соответствующим образом преломляется, приобретая своеобразную форму функционирования. Это объясняется тем, что в данной ситуации на первый план выдвигается соответствующий уровень методологии, те или иные отдельные методологические принципы, подходы и инструкции (или их сочетания), что и обусловливает «модификацию бытия» метода в конкретных условиях.   

 В ходе  научной и иной деятельности  не только используются различные  методы в их взаимосвязи, но  и при этом методы, свойственные  одной сфере деятельности, часто  переносятся на другие сферы  (с учетом их специфики), возникают  пограничные методологические проблемы. Что касается диалектического  метода, то он взаимодействует  в ходе научного исследования  с обще- и частнонаучными методами, которые относятся к нему (как всеобщему) соответственно как особенное и единичное.    

 В процессе научного познания возможны две основные, одинаково ошибочные крайности:   

 а) игнорирование общенаучных методов как якобы несовместимых со спецификой предмета данной науки или научной дисциплины;    

 б)  их абсолютизация под видом «творческого обогащения» методологического арсенала науки, непомерное раздувание их значения за счет принижения или полного отрицания роли философской, в том числе диалектико-материалистической методологии.    

 Взаимосвязь уровней  методологического знания носит  сложный, опосредованный характер.    

 Любой метод эффективно «работает» только в его целостности, т. е. когда все его стороны берутся в гармоническом единстве и в своей целостности направлены на постижение специфической логики специфического предмета или его изменение, подчинены этому предмету.   

 Каждый отдельный метод, диалектический в том числе, будучи верным в своих рамках, в своей сфере применения при решении вполне определенных задач становится неверным, если абсолютизируется, «превышает свои полномочия», подвергается «методологической канонизации» и универсализации, распространяется за пределы сферы своего применения.


Информация о работе Методы научного исследования