Краткая история естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:00, реферат

Описание

Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Естествознание в эпоху античности…………………………………………………5
Естествознание в средние века………………………………………………………11
Естествознание в эпоху Возрождения………………………………………………13
Естествознание в 18-19 века…………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

краткая история естествознания.docx

— 43.36 Кб (Скачать документ)

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………….3

Естествознание  в эпоху античности…………………………………………………5

Естествознание  в средние века………………………………………………………11

Естествознание  в эпоху Возрождения………………………………………………13

Естествознание  в 18-19 века…………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………………19

Список используемой литературы…………………………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Естествознание  как система научных знаний о  природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное  явление, обладающее различными сторонами  и связями, чем обусловлено его  место в общественной жизни, как  неотъемлемой части духовной культуры человечества.

     Естествознание  как система научных знаний имеет:

  • предмет и цели;

     то  есть естественнонаучная и гуманитарные культуры, их материальные носители, взаимосвязи, внутренняя структура и генезис. При этом изучению подвергаются не только явления и закономерности общего характера, но и специфические, касающиеся отдельных сторон знания.

  • закономерности и особенности развития;

     С учетом специфики предмета Естествознания, это:

     а) Обусловленность практикой.

     б) Относительная самостоятельность.

     в) Преемственность в развитии идей и принципов.

     г) Постепенность развития.

     д) Взаимодействие наук и взаимосвязанность  всех отраслей Естествознания.

     е) Противоречивость в развитии.

  • методы.

     Выделяют:

     а) Эмпирическую строну Естествознания.

     б) Теоретическую строну Естествознания.

     в) Прикладную сторону Естествознания.

     В мировоззренческом плане, Естествознание как система научных знаний играет фундаментальную роль, и состояние Естествознания в конкретно исторический период определяет доминирующую систему взглядов в обществе на природу, в широком смысле слова, и методы ее познания. Знания можно разделить на отрасли, в каждой из которых выделить конкретные направления познания, так познания человечества по отраслям подразделяются на:

  • естественные (физика, химия, биология и т.д.)
  • технические (машиностроительные, архитектурные, микроэлектроника и т.д.)
  • социальные и гуманитарные науки (культурологические знания, социологические, политологические и т.д.)

     История развития науки, и  её зарождение

     Естествознание  в эпоху Античности

     Согласно  основным точкам зрения наука

  1. совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний;
  2. форма общественного сознания;
  3. социальный институт;
  4. непосредственная производительная сила общества;
  5. система профессиональной подготовки и воспроизводства кадров.

     Существуют  различные точки отсчета развития науки:

  1. наука, как система подготовки кадров существует с середины 19 века;
  2. как непосредственная производительная сила общества – со второй половины 19 века;
  3. как институт – в новое время;
  4. как знания и деятельность по производству этих знаний – с начала человеческой культуры.

     Наука – это сложное многогранное общественное явление. Вне общества наука не может  ни возникать, ни развиваться. Но наука  появляется тогда, когда для этого  создаются особые объективные условия. Четкий социальный запрос на объект знания; социальная возможность выделения  отдельной группы людей, чьей главной  задачей становится ответ на этот вопрос; начинавшееся разделение труда  внутри этой группы; накопление знаний; навыков, познавательных приемов, которые  и подготавливают процесс распространения  и нового вида знания – объективных  общезначимых истин науки. Совокупность условий, а также появление в  культуре человеческого общества самостоятельной  сферы, отвечающей критериям научности, складываются в Древней Греции в 17-18 веках до нашей эры. Именно между 7- 4 веками до нашей эры накопленные  греками знания, появляются характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе как о науке. Все науки и научные теории выражают на базе определенных научных доктрин. Образуются правовые и политические институты с принципами человеческого достоинства, защиты его прав и свобод, имущества и других интересов.

     Люди, входящие в интеллектуальную сферу  мели право выражать свои мнения и различные научные предположения и высказывания. Так появилась наука как доказательное мышление и знание.

     Занятиями, достойными свободного человека в Древней  Греции считались политика, война, философия, искусство, наука. Наука, занятие свободного человека резко расходится с ремеслом- занятием рабов. Это был важный шаг в становлении науки.

     Древняя Греция с 7 века до нашей эры и  греческие колонии на побережье  Средиземного, Черного и Азовского  морей и бассейнов их рек перестают  быть аграрными государствами. Земледелие перестает быть господствующей отраслью экономики. Высокого развития достигают  ремесла, торговля, денежные отношения. Строй рабовладельческой демократии становится господствующим, разворачивается борьба партий. Вводятся письменные законы, устанавливаются контакты с высококультурными соседями. В связи с этим у греков меняется тип и способ мышления, взгляды на жизнь, возникают философские идеи.

     Мысль у греков стала рассматриваться  как объективная реальность. Греческая  мысль отличается стремлением к  точному познанию действительности, доказательству. Критический дух и смелость выводов. Это объясняет независимость греческой науки и мифологии, из которой они вышли. В Греции хорошо была развита мифология - различные сказания и писания о виртуальных, абстрактных, сказочных несуществующих существах, их деятельности и нравах.

     Миф – это многофункциональное и  многослойное образование, это обобщенное отражение действительности в фантастическом виде неких одушевленных существ. Он резко отличается от понятийного мышления тем, что всегда принимается за правду, даже если не правдоподобен. Мир мифа одновременно связывает человека с двумя мирами – реальным и сакральным. (Божественным). Мифология – это форма практического духовного освоения мира. В античной Греции параллельно существуют 2 отрасли культуры: магия и наука. Это 2 параллельных способа познания мира.

     Эпоха античности дала и миру произведения, научные работы и философские  идеологии таких ученых и философов  как:

     Фалес, Милетский, Анпаксимандр, Анаксагор, Гераклит Эфесский, Диоген, Эпикур, Левкипп, Демокрит, Гипарк, Архимед, Пифагор, Геродот, Гиппократ, Сократ, Протагор, Питак, Периандр, Ксенон, Платон, Аристотель и др.

     Фалес Милетский – первый из философов  античности, который поставил различные исследования и явления природы на уровень научности. Жил в г. Милеет на полуострове Малая Азия, являвшегося греческой колонией. В своих философских суждениях он выдвинул гипотезу, что причиной мироздания и всего сущего является вода. «Из воды все исходит, и в воду же возвращается»

     Он  полагал, что все объекты, предметы и вещества материального и духовного  мира живой и неживой природы  когда-либо произошли из воды, и по окончании своего существования  превращаются обратно в воду. Это  было первое научное высказывание всего  античного мира, которое заложило основу развития философии в целом  и естествознания в частности.

     Анаксимандр – ученик Фалеса, входивший в  «Милетскую школу». В своих философских  суждениях возражает Фалесу, полагая, что все предметы и объекты  в мире произошли из огня. Он сделал вывод, что огонь является прародителем живых и неживых тел, и что  процесс образования планеты  и её населения имеет внеземную  природу.

     Анаксимен – также ученик Фалеса, представитель (милетской школы). Возражая Фалесу и Анаксимандру. Считает, что все произошло из воздуха. По его мнению, воздушная среда является неотъемлемым атрибутом физиологических процессов растений и животных, обмена веществ. Воздух необходим для конденсации воды в атмосфере при испарении и выпадении осадков.

     Протагор  – основоположник греческой философской  концепции по душе: нравственных, морально-этических  качествах человека. В свои философских  учениях Протагор главную роль отводил самому человеку, его роли и месту в общественной жизни. Он полагал, что только человеку присущи высшие нормы и уровни мышления, сознания, познания, любви, благородства. Человек является высшим разумным существом на планете и может судить о деяниях других по своим критериям. Человек есть мера всех вещей существующих, что существуют и не существующих, что не существуют.

     Гераклит  Эфесский, 4-5 век до нашей эры, остров Крит, город Эфес (Средиземное море). Принадлежал к царскому роду, но по своим социальным и философским убеждениям отказался от царского трона в пользу своего брата и с группой единомышленников занимался философскими проповедями. Тем не менее, носил царскую одежду и пользовался регалиями и почестями царя.

     Он  полагал. что все процессы и явления, все тела и судьбы бытия – непостоянны и подвергаются динамическому изменению... Он основал раздел Ф. «диалектика», изучающий стороны и качества материального мира. «Все течет, все изменяется», «Нельзя 2 раза войти в одну и ту же реку», «Ничто не вечно».

     Сократ  – создатель еще одного ф. направления, изучающего связь и гармонию души и тела, смысл жизни в ф. понимании. Полагал. Что человек для своего морального спокойствия и становления  необходимо сочетать удовлетворение материальных и духовных потребностей. Он считал, что человек должен быть гармоничен в моральном и физическом плане  и одним «хлебом насущным»  не удовлетворить его желания и потребности. Большую роль он отводил вопросам брака, семьи, любви и ублажения. С группой единомышленников ходил по «миру» Греции в поисках истины. В итоге был публично осужден за свои нравоучения и приговорен к смерти. В конечном счете, он испил чашу с ядом, принесенную его учениками и бросился со скалы.

     В эпоху античности появились в  науке и философии первые научные  доктрины (парадигмы). Первой научной доктриной Древней Греции стала математическая доктрина, представленная Пифагором, и позднее развитая Платоном. В её основе, как и в основе других античных доктрин , лежит представление о том, что космос – это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. Он полагал, что все объекты и предметы бытия, материального мира, процессы и явления материальных и духовных норм состоят из чисел, цифр, математических и физических формул, математических знаков и операций.

     Картина мира, представленная пифагорейцами  поражала своей гармонией – протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движению небесных тел по математическим законам, законам прекрасно устроенного человеческого тела и т.д. Этими доводами он заявил, что ум человека – это не просто зеркало, пассивно отражающее природу, он накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину. Свое отношение и завершение математическая доктрина получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира – мира идей представляющую собой иерархически упорядоченную структуру. Эта доктрина заложили основы развития естествознания, опираясь не на материальные стороны вещества (как этот было при Гераклите), а на числовые закономерности бытия.

     1. Согласно этой доктрине:

  • Мир – упорядоченный космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира.
  • Упорядоченность космоса является следствием существования некоего всепроникающего разума, наделившего природу назначение и целью.
  1. Второй научной доктриной античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Он стал итогом развития греческой философской традиции. В её основе лежит представление о том, что все предметы и объекты бытия, материального мира состоят из мельчайших микроскопических неделимых частиц – атомов ( с гр. неделимый). Своими корнями атомизм уходит в ионийскую физику и философию элеатов. Проблемы бытия и не бытия, существования и возникновения, множества и числа, делимости и качества – все эти проблемы, затронутые предыдущими школами, нашли свое отражение в системе атомизма. Основателями его стали Левкипп и Демокрит. Согласно этой доктрине, начало всего сущего – это неделимые частицы – атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части. Атомизм является физической доктриной, только по Демокриту д. объяснить явления физического мира. Причины естественных явлений безличны и имеют физическую природу, их следует искать в земном мире. Познание мира идет путем сочетания чувств, опыта и его рационального преобразования. Атомизм является физической программой и служит инструментом объяснения многочисленных процессов и явлений природы, проходящих на микроуровне.

Информация о работе Краткая история естествознания