Концепции современного естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курс лекций

Описание

Период возникновения науки обычно относят к 6 в. до н.э.; хотя некоторые элементы научного знания стали формироваться в еще более древних обществах: Шумеры, Индия, Китай, Египет, Месопотамия. Знания того исторического периода существовали в мифологической и магической формах, давая человеку наряду с ложной и искаженной информацией, фрагменты истинных знаний.

Работа состоит из  1 файл

КЛКСЕ.doc

— 960.00 Кб (Скачать документ)

                          Такой подход имеет основание,  так как, несмотря на общую цель и ученого и творческого работника – понять и выразить сущность мира и природу человека, методы ее достижения могут быть разными и даже противоположными. Так, естественнонаучное знание, объясняющее через причинно-следственные связи  и  необходимые законы, является номологическим. В гуманитарных науках внимание может быть обращено не столько на общность, сколько на индивидуальность, неповторимость и даже уникальность событий и явлений   духовной и социальной жизни. Поэтому они считают главным или даже почти единственным способом их исследования метод понимания, связанный с их истолкованием или интерпретацией. Такой метод называется герменевтическим по имени древнегреческого бога Гермеса, посредничавшего между людьми и богами. Психологический подход к процессу понимания основан на эмпатии, т.е. воплощении, чувствовании, проникновении в духовный мир другого человека. Теоретический же подход основан на интерпретации или истолковании фактов, событий и процессов;  состоит в раскрытии целей мотивов и смысла действий поступков людей, которых не может быть в природных процессах. Природу можно только познать, но никак не понять т.к в ней не существует ни целей, ни намерений, ни мотивов, а значит нет и вложенного кем то смысла. Думать иное – значит стоять на позициях антропоморфизма. 

                           Гуманитарное познание  в отличие от естественнонаучного включает в себя не только знание, но и оценку, субъективное мнение исследователя. Естественнонаучное знание стремится быть абсолютно объективным, исключить какое либо влияние ученого. Естественнонаучное познание использует   формализованный язык символов и чисел, гуманитарная культура оперирует языком образов и переживаний.

                            Однако, противоположность научной и гуманитарной культур не абсолютна,  а относительна. В настоящее время происходит их сближение, но, прежде всего за счет гуманитаризации естествознания, которое все больше исследует уникальные объекты (биосфера, геосфера, Вселенная), суперсложные объекты, моделирующие психические и социальные явления, процессы эволюции живой и неживой природы (синергетика),  все шире применяет на практике интуитивистские методы.

                          Три основных сферы  реального мира – природа, общество и человек познаются  соответственно тремя направлениями научного знания: естествознанием, обществознанием, психологией  и логикой. Граница между этими сферами, равно как и между тремя разделами познания относительна, поскольку сущность действительности едина.   

                            Научные знания о природе составляют систему  естественных наук, объективной основой которой служит единая система природы. В соответствии с ней естествознание строит свою систему знаний, начиная с изучения физических форм материи, их структуры, движения и взаимодействия  составляющих элементов и соединений (физических и химических), живой и мыслящей материи. Отсюда берут начало и фундаментальные направления в естествознании.

                             Объектом физики являются  основные формы физической реальности: вакуум, поле и вещество, особенности их существования, превращения и взаимодействия. В силу фундаментального характера объекта изучения  и первичности  существования в процессе эволюции мира эти знания лежат в основе всей системы естествознания, подразделяясь на много научных отраслей.  

                              Химия исследует сущность и структуру вещества на уровне химических элементов, свойства превращения и соединения последних. Разные подходы  в этих исследованиях определяют  ее многообразные разделы: структурная химия, химия катализа, эволюционная химия и т.д. На стыке химических и физических процессов, существуют  межграничные дисциплины: физическая химия, квантовая химия и др. Разграничительной линией между ними служит химическая стабильность элементов.

                         Биология является наукой о жизненных формах существования материи. Своим предметом имеет клетку и все от нее производное, законы их функционирования и развития. В основе биологических знаний лежат знания о веществе, химических элементах, процессах и взаимосвязях. В силу этого возникают самостоятельные  интегрированные дисциплины: биофизика, биохимия и др. Биология имеет также много отраслей, обособленных в самостоятельные научные дисциплины.

                           Предметом геологии является Земля как планета, ее строение и развитие. На стыке с другими знаниями существуют геохимия, палеонтология и др. Многообразие исследуемых объектов определило множество самостоятельных отраслей: минералогии, петрографии, геотектоники и др.

                           Космология -  одна из древнейших  наук. Ее предметом является Вселенная  как целое, ее структура, происхождение  и развитие. Современные астрофизические  и космические исследования развивают ее гигантскими темпами. К особой группе научных знаний следует отнести знания о науке как самостоятельном явлении. Науковедение выделилось как особая область знаний, являясь своеобразной само рефлексией науки.

                           Предмет изучения в естествознании – различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие иерархию структурных уровней организации материи; их взаимосвязи внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия – пространство и время; закономерная связь всех явлений природы; эволюция мира в целом и всех его составляющих подсистем.

                            Цели естествознания: во-первых, определять сущность явлений природы,  их законы и на этой основе предвидеть новые явления; во-вторых, раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Познание законов природы – непосредственная  цель естествознания, содействия их практическому использованию - его конечная цель.

                            Место естествознания в жизни и развитии общества определяется его связями с другими социальными сферами, прежде всего – производственной. Оно не входит ни в базис, ни в идеологическую надстройку общества, хотя тесно с ними связано.

4. Наука как процесс познания, его структура, уровни и формы. Методы научного познания. Концепции эволюции и развития науки. 

                          Наука представляет собой непрерывный  и развивающийся процесс познания,  уже хотя бы потому, что сам процесс постижения объективной истины является сложным и противоречивым, а сам объект познания – природа, непрерывно изменяющимся, эволюционирующим. Основными уровнями научных исследований являются – эмпирический и теоретический уровни.   

                           Начало процесса научного  познания начинается с  проблемной ситуации, когда накопившиеся новые факты наблюдения не могут быть объяснены существующими теориями, принципами, законами, что и является стимулом к организации научного поиска.

                           Первым исходным, а часто и единственным, способом или методом исследования является наблюдение. Научное наблюдение характеризуется целенаправленностью, планомерностью, выбором необходимых средств его проведения. При всем том его возможности остаются ограниченными.

                            Гораздо более эффективной формой эмпирического познания выступает эксперимент – такое наблюдение, которое осуществляется в заранее подготовленных условиях и обстоятельствах, что позволяет более глубоко исследовать отдельные свойства и качества изучаемого явления. Следовательно, эксперимент всегда проводится на основе уже имеющихся научных предположений, гипотез с целью их проверки.

                             Если проведение эксперимента в реальных условиях невозможно, он осуществляется  на натурных моделях, т.е. на телах, размеры и масса которых, пропорционально уменьшены. При невозможности натурного моделирования,  применяются математические модели, мысленные эксперименты,  с применением   знаковых систем  или идеализированных понятий (идеально черное тело, идеально гладкая поверхность и т.п.). С таких мысленных экспериментов с применением идеализации (опыты Галилея) и началась физика Нового времени. Особенной формой эмпирических процедур является измерение, позволяющее квантифицировать объект и применять количественные методы исследования, формализовать полученные результаты. Результатом эмпирических процедур являются научные факты, отличающиеся от эмпирических фактов своей многократностью, возможностью и доступностью проверки, т.е. своей достоверностью.

                          Если в ходе систематизации накопленных фактов обнаруживается некоторая регулярность или устойчивая, повторяющаяся зависимость, то можно считать, что получено эмпирическое обобщение, или найден эмпирический закон.

                         Создание идеальных образов-моделей  имеет в науке большое значение, но в отличие от искусства  – это не конечная,  а промежуточная  цель исследования. Главная цель  науки – выдвижение гипотез   и теорий, как эмпирически подтвержденных гипотез. Их основными элементами являются понятия, научные категории, с формирования которых начинается теоретический уровень научного познания. Научное понятие являющееся абстрагированным обобщением  существенных свойств целого класса объектов действительности или сферы бытия представляют собой, как бы  закон в зародыше, отражение какой- то группы существенных и необходимых связей.    

                          Как правило, наряду с фактами соответствующими эмпирическому закону, обнаруживаются и такие факты, которые не вписываются в зафиксированную регулярность, противоречат ей. На этом этапе неизбежно возникает необходимость выдвижения теоретической гипотезы, которая бы мысленно видоизменила описываемую реальность так, чтобы противоречащие закономерности,  факты вписались бы в предполагаемую модель, удовлетворяющую требованию непротиворечивости, объяснением их исключительности. 

                           Научная гипотеза  является вероятностным  знанием, которое может стать достоверным, если выполнен ряд необходимых условий: - гипотеза объясняет все ранее накопленные научные факты  и эмпирические обобщения;

               -  гипотеза  допускает возможность установления новых ранее неизвестных эмпирических фактов;

               - гипотеза не противоречит существующим законам , описывающим исследуемую область;

               -  гипотеза не противоречит основным принципам и фундаментальным законам природы (сохранения количества материи, энергии). 

                         Если гипотеза выдерживает эти критерии, она приобретает статус теоретического закона, т.е. теории. При этом не исключается возможность уточнения, пересмотра содержания или объема ранее сформулированных законов, теорий.    

                         Совокупность нескольких законов, какой либо области познания, называется научной теорией. Подтвержденная на практике теория считается истинной, пока не будет предложена новая теория, лучше объясняющая известные эмпирические факты, а также, новые эмпирические факты, полученные уже после принятия данной теории и противоречащие ей. Законы и теории всех наук относительны, поскольку при любом количестве подтверждающих их фактов, имеется вероятность появления новых, которые ограничат область  применения принятой теории и установленных законов, потребуют разработки непротиворечивой обобщающей теории, чему немало примеров в истории науки.  

                            Иерархическая структура научного знания выглядит следующим образом: эмпирический факт – научный факт – наблюдение – эксперимент (реальный, модельный, мысленный) – эмпирическое обобщение – понятие – гипотеза – проверка ее на опыте – выведение закона – теория – проверка ее на опыте.

                             Соотношение эмпирического и  теоретического уровней научного исследования диалектично. Являясь противоположностями, они взаимопроникают и взаимообусловливают друг  друга.   

                          Научная методология сформулировала ряд принципов для установления научности знаний. Принцип  верификации гласит: любое суждение имеет смысл, только если оно эмпирически проверяемо. В сфере естественных наук, зачастую, реально возможна лишь косвенная верификация.  Более надежно подтверждает истинность теорий принцип фальсификаций, который утверждает: научным может быть только то знание, которое в принципе опровержимо. Это значит,  что повторение множества подтверждающих фактов не дает полной уверенности в истинности того или иного закона, но достаточно одного опровергающего факта, чтобы признать этот закон ошибочным. Поэтому каждая неудачная попытка фальсифицировать (опровергнуть) теорию дает новое подтверждение ее научности. Принцип фальсификации исключает законченность и неизменность научного знания, предполагая возможность опровержения теории со временем,  приводит к их крушению, новым проблемным ситуациям, в чем и состоит залог перманентной  научной революции и научного прогресса.

Информация о работе Концепции современного естествознания