Формы государства в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание

Кроме того, что оно развивает общую профессиональную культуру любого юриста и политолога, немаловажен и прикладной характер соответствующих знаний. Во-первых, для тех, кто готовит себя к дипломатической и иной зарубежной работе, а во-вторых, в связи с постоянной потребностью в сравнительном анализе отечественных и зарубежных институтов конституционного права. Россия встала на путь демократического развития, учитывающего мировой опыт, и ей постоянно приходится совершенствовать свою правовую и политическую систему в соответствии с меняющимися условиями. Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1999.

Содержание

Введение
Глава 1. Формы государства в зарубежных странах…………………………………..
Глава 2. Форма правления в зарубежных государствах……………………………….
2.1. Монархия…………………………………………………………………………………
2.1.1. Монархия и её разновидности……………………………………………………….
2.2. Республика и ее разновидности………………………………………………………..
2.2.1. Президентская республика…………………………………………………………..
2.2.2. Парламентарная республика………………………………………………………..
2.2.3. Полу президентская республика…………………………………………………….
Глава 3. Форма государственного (территориально-политического) устройства
3.1.1.Унитарные государства и принципы их организации…………………………..
3.1. Унитарное государство……………………………………………………………….
3.2. Федеративные государства, их признаки и разновидности………………………
Глава 4. Государственный режим………………………………………………………...
4.1. Понятие государственного режима…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Башкирский государственный педагогический университет.docx

— 98.09 Кб (Скачать документ)

  Демократический государственный режим может  сочетаться с различными формами  правления: президентской или парламентарной республикой, а также с парламентарной монархией. Так, несмотря на различие форм правления в ФРГ и в Италии (парламентарные республики), в Мексике и Аргентине (президентские республики), в Испании и Японии (парламентарные монархии), в этих странах существует демократический государственный режим. Вместе с тем такой режим мало совместим с дуалистической монархией, не говоря уже об абсолютной. Следует, правда, иметь в виду, что наличие республиканской формы правления само по себе еще не является гарантией существования демократического государственного режима. Коммунистические государства (КНДР, Куба) являются республиками, однако существующие там режимы никак нельзя назвать демократическими. Отсутствует этот режим и в тех республиках, которые основываются на жестких религиозных принципах (Иран).

  Что касается форм государственного устройства, то предпочтительной с точки зрения демократической организации власти является федеративная форма государственного устройства. Она присуща, например, таким демократическим государствам, как США, Швейцария, ФРГ. В то же время демократический режим может существовать и в унитарных государствах (Франция). Но показательно, что процесс демократизации государственного управления ведет одни государства к преобразованию из унитарных в федеративные (Бельгия), а другие — к формированию региональной структуры, основанной на широкой автономии входящих в это государство территориальных образований (Италия, Испания).

  Исторически сложились две разновидности демократического государственного режима: режим либеральной демократии и режим социальной демократии. Различия между ними кроются в характере взаимоотношений государства с обществом. Либеральный государственный режим сформировался в ходе буржуазных революций в ряде стран Западной Европы и Северной Америки. Для него характерно ограничение роли государства административно-полицейскими функциями, невмешательство в экономическую и социальную жизнь общества. Лишенная поддержки со стороны государства, основная масса населения пребывала в состоянии экономической нужды и культурной отсталости, что не позволяло ей реально участвовать в осуществлении государственной власти. Поэтому либеральный государственный режим опирался только на имущие слои населения, составлявшие меньшинство общества. Вследствие этого демократические права и свободы, провозглашенные в конституции, приобретали формальный характер, что вызывало растущее отчуждение между властью и народом. Под влиянием бурных перемен в общественно-политической жизни либеральный государственный режим уступил место режиму социальной демократии, что нашло отражение в конституциях ряда государств, принятых после второй мировой войны (Италия, ФРГ, Португалия и др.). Государственный режим социальной демократии означает, что государство в своей деятельности руководствуется интересами всего общества, стремится повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, обеспечив каждому достойное человека существование. Социально ориентированное государство пользуется поддержкой со стороны общества. Растущее благосостояние основной массы населения увеличивает потребность в социальной и политической стабильности, на достижение которой и направлены усилия государства.

Авторитарный   государственный  режим

  Авторитарный  государственный  режим характеризуется прежде всего ликвидацией или резким ограничением прав и свобод граждан, в том числе связанных с их участием в делах государства, отказом от демократических принципов и процедур деятельности государства, опорой на силовые методы решения

  задач государственного управления. Формирование политической воли, лежащей в основе государственных решений, идет "сверху вниз", что практически исключает учет мнения народа.

  При авторитарном государственном режиме ограничивается либо полностью запрещается  всякая оппозиция, что исключает  нормальный диалог между властью  и народом и превращает провозглашенный принцип "народного суверенитета" в чистую формальность. Нередко законодательно закрепляется монопольное положение одной партии, которая не только является правящей, но и по существу превращается в составную часть механизма государственной власти.

  К признакам авторитарного государственного режима можно также отнести следующие: ликвидацию центральных и местных представительных органов или превращение их в марионеточные учреждения: отказ от принципа "разделения властей", резкое усиление роли исполнительной власти, сосредоточение полномочий по управлению государством в руках формально легитимного главы государства или правительства, или нелегитимного органа (хунты, военного комитета и т. п.) и его главы, или вовсе не занимающего никаких государственных должностей главы правящей партии; отказ от принципов конституционности и законности (формально действующая конституция приобретает при этом чисто декоративный характер); широкое применение карательных мер (в том числе и вне судебной процедуры) против всякого не совпадающего с официальной точкой зрения инакомыслия, что предполагает резкое возрастание репрессивного аппарата.

  Авторитарный  государственный режим может  устанавливаться как при монархической, так и при республиканской  форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется ни с парламентарной монархией, ни с парламентарной республикой. Вследствие отрицания принципа "разделения властей" этот режим несоединим с классическим вариантом президентской республики. Чаще всего авторитарные государственные режимы претендуют на конструирование своей самобытной формы правления (например, Республики Советов в СССР).

  Авторитарные  государственные режимы не согласуются  и с подлинно федеративным территориально-политическим устройством, хотя номинально федерация может сохраняться (СССР, ЧССР, СФРЮ). Ослабление жесткого административно-полицейского контроля обычно приводит подобные псевдофедерации к краху.

  Авторитарные  режимы характеризуются милитаризацией государственного аппарата, усилением влияния гипертрофированного военно-промышленного комплекса на формирование и проведение внутренней и внешней политики государства, что объясняется природой этого режима, условием выживания которого является миф о враждебном внешнем окружении. Крайней формой авторитарного режима являются тоталитарные режимы фашистского или коммунистического толка. Тоталитарный государственный режим означает: полное запрещение любых оппозиционных существующему режиму партий и организаций; превращение правящей партии по существу в составную часть государственного механизма власти, сращивание партийного и государственного аппаратов; общую негарантированность формально провозглашенных прав и свобод; широкое применение политического террора против инакомыслящих; приниженное положение суда в государственном механизме.

  Тоталитарный  государственный режим ведет  к установлению контроля за всеми сторонами общественной жизни и фактической ликвидации гражданского общества. Государство берет на себя руководство экономикой, подвергает жесточайшей регламентации духовно-нравственную жизнь общества, вмешивается в частную жизнь граждан. Ликвидация института частной собственности ставит индивида в полную зависимость от государства, а точнее от политической воли тех, в чьих руках находится государственная власть.

  Другой  разновидностью авторитарного государственного режима является военно-диктаторский режим, который опирается на армию. В прошлом военно-диктаторские режимы были весьма распространенным явлением в странах Латинской Америки. В настоящее время они существуют во многих странах Африканского континента (Нигерия, Мали, Либерия). В Нигерии законно избранный президент страны умер в тюрьме, где он оказался после военного переворота.

  Военно-диктаторские режимы характеризуются отменой  или приостановлением действия конституции  и конституционных гарантий (включая политические права и свободы). Как правило, запрещается деятельность политических партий, вводится жесткая цензура и ограничения на все виды информации. При военно-диктаторских режимах гражданская бюрократия сохраняет свои позиции. Более того, часто она выступает как союзник захвативших власть военных, причем в военно-бюрократической коалиции постепенно усиливаются позиции верхнего эшелона бюрократии, могут создаваться и военно-гражданские правительства, которые являются переходной формой к другим видам авторитарных режимов. Так, с принятием пиночетовской конституции Чили эволюционировала в сторону конституционно-авторитарного режима.

  В ряде стран Азии и Африки получил  распространение монократический режим. Он характеризуется наличием конституции, носящей в основном декоративный характер, формальным провозглашением определенного минимума конституционных прав и свобод при их постоянном и безнаказанном нарушении, явным превалированием исполнительной власти над законодательной, огромной ролью бюрократии, а также неограниченной по существу властью политического лидера, объединяющего функции партийного и государственного руководителя и главного идеолога режима. Очень часто такой режим отмечен также интеграцией правящей партии в государственный механизм и образованием партийно-государственной структуры (как, например, в Гвинее во времена президента Секу Туре). Такого рода режимы установлены или ранее существовали в ряде африканских стран (Габон, Камерун, Малави).

  Конституционно-авторитарный режим может сосуществовать как  с однопартийной, так и с квазимного партийной системой, фактически исключая, однако, легальную возможность для оппозиции подорвать положение правящей верхушки. Здесь весьма показателен пример Индонезии, где перемены в политическом руководстве страны смогли произойти в результате широких массовых народных волнений, а не путем выборов в рамках демократической процедуры.

  Разновидностью  авторитарного режима является также  клерикальный режим, обеспечивающий фактическое господство религиозной части населения, ее решающее влияние на политическую жизнь в стране. Весьма отчетливо черты этого режима проявляются в современном Иране, где не президент, а так называемый руководитель нации — факих— является первым лицом в государстве, соединяя в своих руках верховную государственную и религиозную власть. Факих избирается пожизненно из числа высших религиозных иерархов. Сложившийся в Иране государственный режим обеспечил сосредоточение реальных рычагов власти в руках шиитского духовенства. Занимая ключевые посты в государственном аппарате, большинство мест в иранском парламенте — меджлисе, его представители оказывают решающее влияние на формирование и проведение внутренней и внешней политики государства. Соблюдение мусульманского кодекса поведения обеспечивают так называемые стражи исламской революции (на практике это представляет собой тотальный контроль за поведением граждан). Естественно, что это ведет к многочисленным нарушениям прав и свобод граждан. Особенно страдают женщины, которые подвергаются политической, экономической и бытовой дискриминации.

  Сильным влиянием мусульманского духовенства  характеризуются самодержавные режимы в ряде монархических государств Арабского Востока (Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн). В то же время в ряде дуалистических монархий (Иордания, Марокко) установился конституционно-авторитарный государственный режим со сложившейся практикой регулирования парламентской деятельности и ограниченной ролью оппозиции.

  Политическое  развитие новейшего времени обнаруживает тенденцию постепенной смены  авторитарных режимов демократическими. На Европейском континенте, за исключением государств — членов СНГ, практически не осталось государств с авторитарным режимом. Аналогичная тенденция проявляется и в странах Латинской Америки. В ряде стран Азии (Индонезия, Пакистан) существующий конституционно-авторитарный режим сталкивается со все возрастающим давлением со стороны народных масс, требующих перехода к демократическим формам правления. После краха тоталитарного режима в СССР на его территории возникли государства с конституционно-авторитарными государственными режимами (за исключением стран Балтии). Такой этап развития представляется неизбежным, так как объективное состояние общества в этих государствах, уровень политической и духовной культуры не позволял сразу перейти от тоталитаризма к демократическим методам управления.

  Пока  настоящим "заповедником" авторитарных государственных режимов остается Африканский континент. Демократия с трудом укореняется в государствах этого континента, что объясняется экономической отсталостью, неразвитостью социальной структуры, крайне низким уровнем политического и культурного сознания подавляющего большинства населения. Авторитарные государственные режимы существуют здесь как в монархических, так и в республиканских, как в унитарных, так и в федеративных государствах. Определенной спецификой обладает авторитарный режим личной власти (Ливия). Последний утверждается в результате безграничного расширения полномочий главы государства, приобретающих гипертрофированный характер и не знающих никаких ограничений. Однако и на этом континенте происходят позитивные перемены. Прекратил существование расистский режим в ЮАР, при котором в основе организации деятельности государства лежала доктрина апартеида (доктрина расового превосходства белого меньшинства над коренным африканским населением). Весь государственный аппарат (прежде всего его карательные органы) был нацелен на реализацию расистского законодательства, устанавливающего дискриминацию черного населения по расовому признаку. Под давлением международной общественности и в результате упорной борьбы африканского народа за свои права режим апартеида рухнул. Сегодня в ЮАР осуществляется постепенный переход к демократическому государственному режиму.

  В настоящее время становится очевидной  все большая изоляция авторитарных режимов на международной арене. Это вселяет надежду на позитивные перемены в тех странах, где такие режимы еще существуют. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формы государства в зарубежных странах