Формулировка рабочих гипотез и оценка их научной достоверности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:01, контрольная работа

Описание

Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. В социологическом исследовании гипотезы — обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем.

Содержание

Формулировка рабочих гипотез и оценка их научной достоверности…3 стр.
Методика определения лидерства в группе……………………..……..... 6 стр.
Библиографический список………………………………………………..9 стр.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по ИСЭиПП.docx

— 25.66 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Формулировка  рабочих гипотез и оценка их научной  достоверности…3 стр.

Методика  определения лидерства в группе……………………..……..... 6 стр.

Библиографический список………………………………………………..9 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Формулировка рабочих гипотез  и оценка их научной достоверности.

Гипотеза - главный  методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий  его внутренней логике. В социологическом  исследовании гипотезы — обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между  изучаемыми социальными явлениями  и возможных подходах к решению  социальных проблем.

Важно, чтобы  гипотезы были логически связаны  в систему доказательств выдвинутого  объяснения. В таком случае подтверждение  одной гипотезы дает дополнительные основания для принятия связанной  с ней посылки. Проверка следующей  посылки - гипотезы - предлагает новые  подтверждения в пользу более  общей посылки и так дальше. Понятно, что опровержение первой рабочей  гипотезы требует выдвижения новых  гипотез.

Итак, исходные гипотезы должны быть развернуты в целую цепочку выводных гипотез-следствий (операция дедуктивной обработки гипотез). В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые сформулированы в менее общих понятиях, чем исходные предположения. В противном случае гипотеза  не проверяема  в эмпирических данных.

Проверка  выводных гипотез возможна лишь в  случае, если все термины, в которых  они формулируются, были подвергнуты  эмпирической интерпретации.

Гипотезы прежде всего различаются по степени общности предположений как гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Последние дедуцируются из оснований, причем так, что с их помощью раскрывается содержание терминов и связей гипотез-оснований. Сами по себе понятия, в которых сформулирована исходная гипотеза, могут не иметь прямых эмпирических признаков, но понятия выводных гипотез непременно должны быть соотнесены с эмпирическими индикаторами. Подтверждаемость или опровержение гипотез-следствий — путь доказательства обоснованности гипотез-оснований.

С точки зрения задач исследования гипотезы подразделяются на основные и неосновные. В отличие от гипотез оснований и следствий, которые логически взаимосвязаны, эти гипотезы относятся к разным задачам и как бы сосуществуют друг с другом. Естественно, что главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу исследования.

По степени  разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные  гипотезы. Вторичные выдвигаются  взамен первых, если те опровергаются  эмпирическими данными. Иногда первичные  гипотезы называют "рабочими" в  том смысле, что они используются как строительные леса для возведения более обоснованных гипотез. Хорошее  исследование опирается обычно на целую  серию альтернативных гипотез. Тогда  проверка позволяет получить более  высокие основания для принятия тех предположений, которые остались после отбрасывания других альтернатив.

По содержанию предположений о предметной области  проблемы можно выделить описательные и объяснительные гипотезы. Описательные — это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). Объяснительные гипотезы относятся  к предположениям о степени тесноты  связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах  и явлениях. Это наиболее сильные  гипотезы, требующие экспериментальной  проверки.

возможностях исследования. Хотя это требование также очевидно, оно нередко нарушается.

В теоретически ориентированном исследовании бывает полезно иногда пожертвовать строгостью эмпирической проверки некоторых частных  следствий из категориально насыщенной интересной гипотезы, открывающей перспективу  приращения научного знания. В прикладном исследовании нетривиальность гипотез, как правило, выражается в формулировке альтернативных решений практической проблемы. Каким бы разумным ни казалось некоторое решение, у него всегда найдутся слабые стороны. Эмпирическая проверка сильных и слабых сторон нескольких вариантов возможных решений социальной проблемы будет наверняка ценнее, т.к., взвесив "за" и "против", мы найдем наиболее эффективный способ действий.

Весь исследовательский  процесс состоит из, можно сказать, непрерывной постановки и проверки разнообразных предположений: от центральной  гипотезы всего исследования, следствий  из нее, вторичных гипотез, формулируемых  в случае отвержения ошибочных, постановки частных задач методического  характера (также гипотез, но уже  выполняющих "инструментально-служебную" роль). В рамках исследовательской  программы внимание социолога должно быть сосредоточено именно на разработке центральной, ориентирующей всю  работу гипотезе и вытекающих из ее содержания проверяемых следствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Методика определения лидерства  в группе.

По мере количественного  роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и  роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы

Вся жизнь  человека протекает в социальном контексте, он живет и действует  в составе разнообразных групп  и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и  неформальных лидеров; ими могут  быть люди разных личностных качеств  и общественного положения старший  в семье, капитан дворовой хоккейной  команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и т. п.

Личность  лидера и стиль его поведения  как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника  и всей группы в целом Другими  словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.

Изучая социальное поведение людей, мы можем понять динамику лидерства и вскрыть  поворотные моменты жизни групп.

Сколь разнообразны люди и группы, столь же многообразны лидеры и их поведение.

Признаки  лидерства можно обнаружить в  любой группе, даже среди случайных  соседей по железнодорожному купе; и во всех случаях прослеживается одна закономерность: лицо, которое  выдвинулось как лидер, и стиль  его лидерства отражают обстоятельства, точнее подробности, его становления  лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты  не только самого лидера, но и его  последователей.

Но несмотря на очевидность феномена лидерства, практически бывает трудно установить, кто же является лидером группы. Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе:

1) можно путем  опроса членов группы выяснить, кому они отдают предпочтение  как наиболее влиятельному лицу  в выборе направлений деятельности группы (метод самодоклада);

2) можно попросить  сторонних наблюдателей (или специально  приглашенных консультантов) назвать  тех членов группы, которые имеют  наибольшее влияние на других, или зарегистрировать относительную  частоту успешных актов влияния  одних членов группы на других (метод наблюдения).

Общим критерием  этих двух методов выявления лидера является фактор влияния, оказываемого личностью на окружающих участников группы. Следовательно, первоначально  мы можем определить лидеров как  лиц, оказывающих влияние на деятельность группы.

Существует  достаточно много методик выявления  лидерства:

Методика "Лидер"   Эта методика предназначена для  того, чтобы оценить способность  человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку  он должен быть лидером, по крайней  мере — в детском коллективе.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ  МЕТОДИКА

Слово «социометрия»  буквально означает «социальное  измерение». Социометрия получила распространение  в зарубежной психологии после появления  в 1934 году книги американского психолога  Дж. Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж. Морено экспериментальные, социометрические методы и его социологические  установки приобрели большую  популярность на Западе и легли в  основу одного из модных течений буржуазной социологии — микросоциологии.

При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам предлагается выбрать  товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном отряде и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем тремя или пятью, или неограниченным.

Методика "Эффективность  лидерства"   Следующий опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки  зрения ее потенциальной эф­фективности.

Методика  определения стиля руководства  трудовым коллективом   Данная методика разработана В. П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля  руководства трудовым коллективом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

1.  Ж.А. Ермакова. Лидерство как социально-психологический феномен. М., 2002 [Электронный ресурс]: www.psyworld.ru/students/texts/liderstvo.html

2.  Ж.А. Ермакова. Лидерство как социально-психологический феномен. М., 2002 [Электронный ресурс]: www.psyworld.ru/students/texts/liderstvo.html

3. Управление персоналом. Словарь-справочник [Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/personal/personal17-07.htm

4.  Пуанкаре, А. Наука и гипотеза / Пер. А.В. Водянов.-М.,2003.- 209с.

5. Баженов, Л. Б. Материалистическая диалектика и методы естественных наук.- М., 1968.- 492 с.


Информация о работе Формулировка рабочих гипотез и оценка их научной достоверности