Естествознание и познание мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:40, курсовая работа

Описание

Знания – проверенные практикой результаты познания, научные сведения.
Познание – творческая деятельность индивида, ориентированная на получение достоверных знаний о мире, осуществляемая в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Работа состоит из  1 файл

ксе на печать.docx

— 48.01 Кб (Скачать документ)

причинно-следственный автоматизм жесткую детерминацию всех явлений и процессов в мире естественными причинами, описываемыми с помощью законов механики;

аналитизм - примат аналитической деятельности над  синтетической в мышлении ученых, отказ от абстрактных спекуляций, характерных для античности и  Средневековья;

геометризм-утверждение  картины безграничного однородного, и управляемого едиными законами космического универсума.

Еще одним важнейшим  итогом научной революции Нового времени стало соединение умозрительной  натурфилософской традиции античности и средневековой науки с ремесленно-технической  деятельностью, с производством. Кроме  того, в результате этой революции  в науке утвердился гипотетико-дедуктивный  метод познания.

В прошлом веке физики дополнили механистическую  картину мира электромагнитной. Электрические  и магнитные явления были известны давно, но изучались обособленно  друг от друга. Их изучение показало, что  между ними существует глубокая взаимосвязь, что заставило ученых искать эту  связь и создать единую электромагнитную теорию.

Революция Эйнштейна.

В 30-е гг. XX в. было сделано другое важное открытие, которое показало, что элементарные частицы, например электроны, обладают не только корпускулярными, но и волновыми  свойствами. Таким путем было доказано экспериментально, что между веществом  и полем не существует непроходимой границы: в определенных условиях элементарные частицы вещества обнаруживают волновые свойства, а частицы поля - свойства корпускул. Это явление получило название дуализма волны и частицы.

Еще более радикальные  изменения в учении о пространстве и времени произошли в связи  с созданием общей теории относительности, которую нередко называют новой  теорией тяготения. Эта теория впервые  ясно и четко установила связь  между свойствами движущихся тел  и их пространственно-временной  метрикой. А. Эйнштейн (1879-1955), выдающийся американский ученый, физик-теоретик, сформулировал некоторые , основные свойства пространства и времени  исходя из своей теории:

1) их объективность  и независимость от человеческого  сознания и сознания всех других  разумных существ в мире. Их  абсолютность они являются универсальными  формами бытия материи, проявляющимися  на всех структурных уровнях  ее существования;

2)неразрывную  связь друг с другом и с  движущейся материей;

3)единство прерывности  и непрерывности в их структуре  - наличие отдельных тел, фиксированных  в пространстве при отсутствии  каких-либо «разрывов» в самом  пространстве;

По существу относительность восторжествовала и в квантовой механике, т.к. ученые признали, что нельзя:

1) найти объективную  истину безотносительно от измерительного  прибора;

2) знать одновременно  и положение, и скорость частиц;

3) установить, имеем  мы в микромире дело с частицами  или с волнами. Это и есть  торжество относительности в  физике XX века.

Учитывая столь  огромный вклад в современную  науку и большое влияние на нее А. Эйнштейна, третью фундаментальную  парадигму в истории науки  и естествознания назвали эйнштейновской.

Глава 4. Общие закономерности развития современного естествознания.

Классическая  модель мира - часового механизма сменилась  моделью мира-мысли, для изучения которого лучше всего подходят системный  подход и метод глобального эволюционизма. Метафизические основания классической науки, рассматривавшие каждый предмет  в изоляции, вне его связей с  другими предметами, как нечто  особенное и завершенное, также  ушли в прошлое.

Теперь  мир признается совокупностью разноуровневых систем, находящихся в состоянии  иерархической соподчиненности. При  этом на каждом уровне организации  материи действуют свои закономерности. Аналитическая деятельность, являвшаяся основной в классической науке, уступает место синтетическим тенденциям, системно-целостному рассмотрению предметов  и явлений объективного мира. Уверенность  в существовании конечного предела  делимости материи, стремление найти  конечную материальную первооснову  мира сменились убеждением в принципиальной невозможности этого и представлениями  о неисчерпаемости материи вглубь. Считается невозможным получение  абсолютной истины. Истина считается  относительной, существующей во множестве  теорий, каждая из которых изучает  свой срез реальности.

Если  классическая наука не видела качественной специфики Жизни и Разума во Вселенной, то современная наука доказывает их неслучайность появления в  мире. Это на новом уровне возвращает нас к проблеме цели и смысла Вселенной, говорит о запланированном появлении  разума, который полностью проявит  себя в будущем.

Названные нами черты современной науки  нашли свое воплощение в новых  теориях и концепциях, появившихся  во всех областях естествознания. Среди  важнейших открытий XX в. -- теория относительности, квантовая механика, ядерная физика, теория физического взаимодействия; новая космология, основанная на теории Большого взрыва; эволюционная химия, стремящаяся к овладению опытом живой природы; генетика, расшифровка генетического кода и др. Но подлинным триумфом неклассической науки, бесспорно, стали кибернетика, воплотившая идеи системного подхода, а также синергетика и неравновесная термодинамика, основанные на методе глобального эволюционизма.

Ускорение научно-технического прогресса, связанное  с возрастанием темпов общественного  развития, привело к тому, что  потенциал современной науки, заложенный в ходе второй глобальной научной  революции, во многом оказался исчерпанным. Поэтому современная наука снова  переживает состояние кризиса, являющегося  симптомом новой глобальной научной  революции.

Начиная со второй половины XX в. исследователи  фиксируют вступление естествознания в новый этап развития -- постнеклассический, который характеризуется целым  рядом фундаментальных принципов  и форм организации. В качестве таких  принципов выделяют чаще всего эволюционизм, космизм, экологизм, антропныи принцип, холизм и гуманизм. Эти принципы ориентируют современное естествознание не столько на поиски абстрактной  истины, сколько на полезность для  общества и каждого человека. Главным  показателем при этом становится не экономическая целесообразность, а улучшение среды обитания людей, рост их материального и духовного  благосостояния. Естествознание таким  образом реально поворачивается лицом к человеку, преодолевая  извечный нигилизм по отношению к  злободневным потребностям.

Современное естествознание имеет преимущественно  проблемную, междисциплинарную направленность вместо доминировавшей ранее узкодисциплинарной ориентированности естественно-научных  исследований.

Сегодня принципиально важно при решении  сложных комплексных проблем  использовать возможности разных естественных наук в их сочетании применительно  к каждому конкретному случаю исследования. Отсюда становится понятной и такая особенность постнеклассической науки, как нарастающая интеграция естественных, технических и гуманитарных наук. Исторически они дифференцировались, отпочковывались от некой единой основы, развиваясь длительное время автономно. Характерно, что ведущим элементом нарастающей интеграции становятся науки гуманитарные.

Анализ  особенностей современного естествознания позволяет отметить такую его  принципиальную особенность, как невозможность  свободного экспериментирования с  основными объектами. Иными словами, реальный естественно-научный эксперимент  оказывается опасным для жизни  и здоровья людей. Дело в том, что  пробуждаемые современной наукой и  техникой мощные природные силы при  неумелом обращении с ними способны привести к тяжелейшим локальным, региональным и даже глобальным кризисам и катастрофам.

Современные представления о глобальном эволюционизме  и синергетике позволяют описать  развитие природы как последовательную смену рождающихся из хаоса структур, временно обретающих стабильность, а  затем вновь стремящихся к  хаотическим состояниям. Кроме того, многие природные комплексы предстают  как сложноорганизованные, многофункциональные, открытые, неравновесные системы, развитие которых носит малопредсказуемый  характер. В этих условиях дальнейшая эволюция сложных природных объектов оказывается принципиально непредсказуемой  и сопряжена со многими случайными факторами, могущими стать основаниями  для новых форм эволюции.

Все перечисленные изменения протекают  в рамках продолжающейся в настоящее  время очередной глобальной научной  революции, которая завершится, скорее всего, к середине XXI в. Конечно, сейчас нам сложно себе представить облик  будущей науки. Очевидно, что она  будет отличаться как от классической, так и от современной (неклассической) науки. Однако некоторые перечисленные  выше черты науки будущего просматриваются  уже сейчас.

Глава 5. Наука как эволюционный процесс.

Наука не только изучает развитие мира, но и сама является процессом, фактором и результатом  эволюции. Если мы рассмотрим науку  как эволюционный механизм, то увидим, что она становится все более  сложно организованной системой, не очень  способной к самоорганизации. Необходимость  перестройки науки вызвана тем, что изменяется мир (под влиянием науки в том числе) и наука  должна реагировать на эти изменения  как реагирует живой организм.

Внутренняя целостность  естествознания и его связь с  гуманитарными и техническими науками  должна быть прочной и гибкой. Ценность науки должна определяться не только отдельными достижениями, а гибкостью  ее функционирования как единой системы. Наука должна быть едина, как едина  биосфера.

Наука стала  основным фактором эволюции не только в смысле ее вклада в совершенствование  разума, но и в смысле ее участия  в развитии генной инженерии и  т. п. Наука стала Великим Конструктором  эволюции Земли, и сама эволюция человека зависит от того, каким образом  и в каком направлении будет  развиваться наука. Наука может  ускорить или затормозить эволюцию человека. Наука должна находиться в гармонии с эволюцией мира. К  парадоксам развития науки относится  то, что наука, с одной стороны, сообщает объективную информацию о  мире и в то же время уничтожает ее (при различных экспериментах) или что-либо уничтожается на основе научной информации (виды жизни, невоспроизводимые  ресурсы).

Заключение.

Вопрос  о неизбежной ограниченности естественно  научных теорий специально рассматривался  ученым физиком В.С.Барашенковым. Он убедительно доказывает, что возможность  построения относительно "законченных  теорий" (типа механики Ньютона, термодинамики, электродинамики Максвелла, квантовой  механики, теории гравитационных полей  Эйнштейна и др.), достаточно полно, описывающих различные формы  движения материи, не означает возможности  в одной или нескольких таких  теориях полностью "перекрыть" весь мир, исчерпать все качественное многообразие законов природы. Каждая такая теория не учитывает многие параметры, второстепенные в данном приближении, но становящиеся важными  при дальнейшем углублении в суть рассматриваемых явлений. Это и  привод к неизбежной ограниченности сферы применения теорий.     

Возможность "законченных теорий" означало бы возможность конца науки, дальше которого нечего было бы познавать. И, наоборот, непреодолимая ограниченность каждой отдельной теории предполагает бесконечность всего научного познания. Известные науки, обобщающие теории составляют важные этапы её развития. Все они основаны на конкретных принципах, обобщающих определенный круг фактов, и допускают возможность и  необходимость своего дальнейшего  развития по пути создания все более  общих и глубоких теорий, учитывающих  новые, неизвестные ранее факты. Таков закон познания, обусловленный  законами природы.  
 

Список  использованной литературы

  1. http://bse.sci-lib.com/article038015.html
  2. http://www.situation.ru/app/j_art_656.htm
  3. http://revolution.allbest.ru/biology/00144000_0.html
  4. http://medicdiscovery.ru/?page_id=130
  1. Концепции современного естествознания. Карпенков  С.Х. ( 6-е изд., перераб. и доп., 2003 )

Информация о работе Естествознание и познание мира