Естественнонаучная и гуманитарная культура. Здравый смысл и научное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:51, доклад

Описание

Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.
Культура – важнейший регулятор взаимоотношений между обществом и природой.
Естественно - научная культура отличается тем, что знания о природе имеют высокую степень объективности и достоверности.

Работа состоит из  1 файл

КСЕ.docx

— 23.52 Кб (Скачать документ)

Семинар 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Здравый смысл и научное познание.

1.  Естественнонаучная  и гуманитарная культура как  два различных вида культур  в человеческом обществе.

Культура – это  совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.

Культура – важнейший  регулятор взаимоотношений между  обществом и природой.

Естественно - научная культура отличается тем, что знания о природе  имеют высокую степень объективности  и достоверности. Гуманитарная культура специфичная тем, что систематизирующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются из социальной позиции человека.

Различие естественной и гуманитарной культур  обусловлено:

1. спецификой объекта  исследования.

Мир естественной культуры представляет собой действие слепых, стихийных и не зависимых  от человека сил, процессов, поэтому  в определенном смысле их исследовать  проще. Познание этих процессов по своему содержанию носит объективный характер, для этого формируются методы объективного исследования предмета.

Мир же гуманитарной культуры предстает как сознательная, активная деятельность человека, преследующего свои цели и интересы. В процессе познания этих явлений сложно отделить объективное от субъективного, действительность от иллюзий. Поэтому любые попытки перенесения естественнонаучных методов на исследование социальных процессов оказываются безрезультатными.

2.  наиболее отчетливо  различие выражается в подходе  к основной задаче науки.

В Естественном мире                                       Гуманитарном  
1.  Объяснение.

2. Понимание.                                                   Познание

3. Познание

 

2.  Понятие науки и ее познавательные функции: описание, объяснение и прогнозирование; понимание как специфическая функция гуманитарных наук; отличие объяснения от понимания.

Наука - сфера деятельности, направленная на добывание и осмысление знания. Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.

Непосредственные  цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле ее теоретическое отражение.

Отличие понимания от объяснения состоит и в его целостности. Если объяснение всегда строится на основе отдельного принципа, закона и т.д., то понимание есть постижение сущности явлений во всей их целостности и не сводимо к описанию, объяснению, систематизации и другим функциям научного знания.

 

3. Научное познание –  самый объективный способ открытия  нового.

К формам научного познания относят проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории  и законы.

                      

                     Формы  научного знания

 

Научные факты                                научные проблемы

Научная гипотеза   категории науки

Научные законы   научные принципы

Научные концепции   научная теория

 

                      Научные картины мира – система научных теорий, описывающая реальность

 

Факт, как явление действительности, становится научным фактом, если он прошел строгую проверку на истинность. Факты – наиболее надежный аргументы как для док-ства, так и для опровержения каких – либо теоретических утверждений.

 О

тличие теории от гипотезы – достоверность, доказанность.

 

Критерии истинности.

Рациональный принцип- основное средство обоснования знания. Решающий сточник – разум.

 

Принцип верификации –  установление истинности, в результате их эмпирической проверки.

Принцип фальсификации –  критерием научности знания являются его опровержение.

 

 

4.   Методология – изучение о структуре логической организации, методах и средствах научной деятельности. Учение о принципах построения, формах и способах познания.

 

Метод – упорядоченный и организованный способ деятельности, направленный на достижение определенной практической или теоретической цели.

Методы: всеобщие, общенаучные, методы конкретных наук.

 

5.  Эмпирический метод

1. Наблюдение - получение знания с помощью чувственных восприятий. Характеризуется пассивностью субъекта и простотой.

Классификация наблюдений:

По объекту:

  1. инспективные - направленные на внешние объекты
  2. интроспективные - направленные на субъект

По прямоте:

  1. прямые ·  непосредственные наблюдения объектов;
  2. ·  косвенные -- наблюдения результатов взаимодействия объекта со средой и с другими предметами.

 По характеру:

  1. качественные -- наблюдения качественных характеристик и свойств;
  2. количественные -- связанные с измерениями.

2.  Эксперимент -- активный, целенаправленный способ познания.

Классификация:

По характеру:

  1. качественные -- выявления факторов без количественных параметров;
  2. количественные -- точные измерения всех факторов, влияющих на поведения изучаемого объекта или процесса.

  По цели: подтверждающие, поисковые. 

  По форме: 

  1. реальные -- обращающиеся к исследованию характеристик объективной действительности;
  2. мысленные -- обращающиеся к исследованию идеализированной концептуальной действительности. Первый в науке мысленный эксперимент произвёл Галилей: падение тела в отсутствии сопротивления среды.

 По предметной области (физические, химические и т. д.).

Теоретический метод  познания

                                    Анализ - метод деления одного целого на части для того, чтобы каждую часть познать по отдельности.

Синтез - процедура, обратная анализу, заключающаяся в соединении отдельных элементов в одну систему с целью дальнейшего познания.

Обобщение - противоположный метод индукции, обладающий теоретической направленностью.

Абстрагирование это метод, который сводится к отвлечению от каких-либо свойств объекта во время познания с целью более углубленного исследования какой-то одной его стороны

Индукция - это метод, при котором конечный вывод делается из знаний, полученных в меньшей степени общности.

Дедукция - противоположный метод индукции, обладающий теоретической направленностью.

Аналогия умственное заключение о сходстве объектов, которое выражается в определенном отношение, исходя из их сходства в несколько иных отношениях.

Моделирование -  метод, в основе которого лежит принцип подобия.

Исторический метод - противоположный метод индукции, обладающий теоретической направленностью.

Логический- противоположный метод индукции, обладающий теоретической направленностью.

Классификация - противоположный метод индукции, обладающий теоретической направленностью.

 

 

8. Хотя эксперимент и основывается на практической деятельности исследователя, но его специфика не исчерпывается только этим признаком. Представляя собой именно метод познания, эксперимент включает чувственные, логические и теоретические средства познания, гармоничное сочетание которых и позволяет раскрыть все особенности его природы.

 

9. В 60 – е гг. ученый  Т. Кун выдвинул концепцию,  в соотношении с которой   теория до тех пор остается  принятой научным обществом, пока  не подвергается сомнению основная  парадигма (установка, образ) научного  исследования в данной области. 

парадигмой можно назвать  одну или несколько фундаментальных  теорий, получивших всеобщее признание  и в течение какого-то времени  направляющих научное исследование.

 

Одной из наиболее авторитетных парадигм является объяснение мира исходя из принципа атомизма, или элементарности. Суть данного принципа состоит в  утверждении того, что целое понимается как сумма частей, элементов.

Такое понимание обнаруживается во многих науках. На основе парадигмы  атомизма основана классическая механика, учение об электричестве и магнетизме, кинетическая теория газов, неорганическая химия, клеточная теория живых организмов. Принцип элементарности реализуется  и в социальных теориях (например, в понимании общества как совокупности индивидов).

Иную картину мира дает парадигма целостности. Она исходит  из того, что не существует простых  элементов, определяющих свойства и  структуру целого мира. Первичным  по отношению к частям может быть целое. Любая вещь обретает определенные свойства благодаря нахождению в  системе определенных отношений. Такое  понимание целого и части составляет суть системного подхода в науке. Системный подход стал одним из основных в математике, других естественно-научных предметах. Он широко применяется и в гуманитарных науках.

Парадигма целостности подразумевает, что всякое единичное существование  является относительным, т. е. оно определяется отношением к «другому». Принцип относительности наибольшее развитие получил в теории А. Эйнштейна, в которой пересмотру были подвергнуты фундаментальные представления о пространстве, времени, движении.

Понимание относительности  физической реальности углубила квантовая  физика. В ее рамках изменились представления  о самих физических объектах, которые  обладают двойственной природой, таких  как частицы и волны.

Ограниченные возможности  измерения выражают вероятностную  природу поведения и состояния  объектов. Идея относительности наиболее полно отразилась в принципе симметрии, хотя природа знает и явления  асимметрии.

На современном этапе  все большую популярность приобретает  синергетическая парадигма. Синергетика (от греч. synergetike – «сотрудничество, совместное действие») изучает общие принципы и закономерности, лежащие в основе процессов самоорганизации в системах различной природы. Синергетические системы характеризуются открытостью, неустойчивостью. Синергетика претендует на создание новой парадигмы в науке, разрабатывая новую картину мира, новые методы познания и практического отношения к действительности.


Информация о работе Естественнонаучная и гуманитарная культура. Здравый смысл и научное познание