Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:56, реферат

Описание

Целью данного реферата является исследование биосферы на основе учения В.И.Вернадского, определение места человека в ней и анализ системы: природа – человек-биосфера.

Содержание

Введение …….…………………………………………………………….стр.3-5

1.Учение В.И.Вернадского о биосфере ………………………………..стр.6-11

2.Единство человека и биосферы ………………………………………стр.11-14

3.Система: природа-биосфера-человек…………………………………стр.15-21

Заключение ………………………………………………………………стр.22-23

Список использованной литературы………………………………………стр.24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по КСЕ.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

          Всероссийский Заочный Финансово-экономический  институт

                                   Филиал в г. Архангельске 
 
 
 
 
 

                                    Контрольная работа

  по дисциплине: «Концепции  современного естествознания»

                                           на тему:

    «Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере»

                                              Вариант № 24 
 
 

                                                                                                                Выполнила:                                           

                                                                                                                 Проверила:

                                                                                                Кафедра философии,

                                                                                                        истории и права 

                                    

                                           Архангельск 2009г

                                         
 
 
 
 

                                          Содержание

Введение   …….…………………………………………………………….стр.3-5

1.Учение В.И.Вернадского о биосфере  ………………………………..стр.6-11

2.Единство человека и биосферы ………………………………………стр.11-14

3.Система: природа-биосфера-человек…………………………………стр.15-21

Заключение ………………………………………………………………стр.22-23

Список  использованной литературы………………………………………стр.24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              

                                                       

                                                        Введение

         Жизнь как особое, очень сложное явление природы оказывает на окружающий мир самое разнообразное воздействие. Существуя в виде различных проявлений, жизнь («живая природа») не только производит продукты своей жизнедеятельности, но и коренным образом преображает природу. В естествознании изучение жизни как целостного феномена в его тесной связи с окружающей природой получило название учения о биосфере. Понятие биосфера вошло в науку в 1875 году. Австрийский геолог Эдуард Зюсс, говоря о различных оболочках земного шара, впервые употребил этот термин в последней главе своей небольшой книжки о происхождении Альп.        Под биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами [4,с.176].

          Два главных компонента биосферы – живые организмы и среда их обитания – непрерывно взаимодействуют между собой и находятся в тесном , органическом единстве, образуя целостную динамическую систему. Биосфера как глобальная суперсистема в свою очередь состоит из ряда подсистем.

         Отдельные живые организмы не существуют изолированно. В процессе своей жизнедеятельности они соединяются в различные системы (сообщества), например, в популяции. В ходе эволюции образуется другой, качественно новый уровень живых систем, так называемые биоценозы – совокупность растений, животных и микроорганизмов в локальной среде обитания.

      Одним из первых в науке комплексное  учение о биосфере стал разрабатывать  выдающийся русский ученый В.И.Вернадский. В отличие от предшествующих исследователей природы, Вернадский не ограничивал понятие биосферы только «живым веществом», под которым он понимал совокупность всех живых организмов планеты. В биосферу он включал и все продукты жизнедеятельности, выработанные за время существования жизни.

      Говоря  о принципах существования биосферы, Вернадский прежде всего уточняет понятие и способы функционирования живого вещества. Живой организм является неотъемлемой частью земной коры и изменяющим ее агентов, а живое вещество – этот совокупность организмов, участвующих в геохимических процессах. Живое вещество служит основным системообразующим фактором и связывает биосферу в единое целое.

      Обладая значительно большей активностью, чем неорганическая природа, живые  организмы стремятся к постоянному  совершенствованию и размножению  соответствующих систем, включая  биоценозы. Последние в свою очередь неизбежно входят во взаимодействие между собой, что, в конечном счете, уравновешивает живые системы различного уровня. В результате достигается динамическая гармония всей суперсистемы жизни – биосферы.

      Современное естествознание в ходе изучения биоценозов вводит новое понятие – «коэволюция», означающее взаимное приспособление видов. Именно коэволюция обеспечивает условия взаимного сосуществования и повышения устойчивости биоценоза как системы.

      Развитие  биосферы происходит путем углубления взаимодействия живых организмов и среды. В ходе эволюции постепенно происходит процесс планетарной интеграции, т.е. усиления и развития взаимозависимости и взаимодействия  живого и неживого. Процесс интеграции Вернадский считал сущностной характеристикой биосферы. Несмотря на всю свою противоречивость, развитие биосферы является фактором планетарного масштаба и означает прогрессирующее овладение жизнью всей планеты.

          Целью данного реферата является исследование биосферы на основе учения В.И.Вернадского, определение места человека в ней и анализ системы: природа – человек-биосфера.

     В связи с поставленной целью можно  формулировать следующие задачи исследования:

  • рассмотрим основное содержание учения о биосфере, используя работы Вернадского, при этом определим понятие «биосфера», вскроем ее сущность, покажем структурные уровни биосферы и объясним основные принципы ее существования;
  • рассмотрим проблему единства и взаимозависимости человека биосферы;
  • проанализируем экологические противоречия , возникающие во взаимодействии природы, человека и биосферы.

       Работа состоит из введения, трех  глав, заключения и списка используемой  литературы. Во введении сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе мы изложены ключевые понятия учения о биосфере В.И.Вернадского, во второй - показано единство человека и биосферы, в третьей главе проанализирована система: природа- биосфера- человек. В заключении сделаны основные выводы по содержанию работы.

     . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     1.Учение  В.И. Вернадского о биосфере

     Около 60 лет назад выдающийся русский  ученый академик В.И. Вернадский разработал учение о биосфере – оболочке Земли, населенной живыми организмами. В.И. Вернадский распространил понятие биосферы не только на организмы, но и на среду обитания. Он выявил геологическую роль живых организмов и показал, что их деятельность представляет собой важнейший фактор преобразования минеральных оболочек планеты. Он писал: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Более правильно, поэтому определять биосферу как оболочку Земли, которая населена и преобразуется живыми существами. В структуре биосферы Вернадский выделил семь видов вещества: - живое вещество, образованное совокупностью организмов; - биогенное вещество, которое создается в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, каменный уголь, известняки и др.); - косное вещество, образующееся без участия живых организмов (основные породы, лава вулканов, метеориты); - биокосное вещество, представляющее собой совместный результат жизнедеятельности организмов и абиогенных процессов (почвы); - вещество в стадии радиоактивного распада; -рассеянные атомы; -вещество космического происхождения.[7] Эволюция биосферы обусловлена тесно взаимосвязанными между собой тремя группами факторов: развитием нашей планеты как космического тела и протекающих в ее недрах химических преобразований, биологической эволюции живых организмов и развитием человеческого общества. Центральным в этой концепции является понятие о живом веществе, которое В.И. Вернадский определяет как совокупность живых организмов. Кроме растений и животных, В.И. Вернадский включает сюда и человечество, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных живых существ, во-первых, своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом геологического времени; во-вторых, тем воздействием, какое деятельность людей оказывает на остальное живое вещество. Это воздействие сказывается, прежде всего, в создании многочисленных новых видов культурных растений и домашних животных. Такие виды не существовали раньше и без помощи человека либо погибают, либо превращаются в дикие породы. Поэтому Вернадский рассматривает геохимическую работу живого вещества в неразрывной связи животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого целого.[6] Поскольку живое вещество является определяющим компонентом биосферы, постольку можно утверждать, что оно может существовать и развиваться только в рамках целостной системы биосферы[2,c.32]. Неслучайно поэтому В.И. Вернадский считает, что живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей. На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей , а потому и более могущественной по своим конечным последствиям ,чем живые  организмы , взятые в целом.[1,с.54]  Несмотря на некоторые противоречия, учение Вернадского о биосфере представляет собой новый крупный шаг в понимании не только живой природы, но и ее неразрывной связи с исторической деятельностью человечества.

     Много внимания в своих трудах В.И.Вернадский уделял зеленому веществу растений, то есть хлорофиллу, поскольку лишь он способен кристаллизировать лучевую энергию Солнца и с ее помощь создавать первичные органические соединения с углекислого газа, воздуха и водных веществ. Рассматривая объем и энергетические коэффициенты разных групп растительности, ученый пришел к выводу, что главными трансформаторами солнечной энергии в химическую энергию биосферы есть одноклеточные зеленые водоросли океана, которые очень быстро размножаются. Значительную роль в этом процессе играют также лесы тропического пояса. Вот поэтому интенсивное вырубание тропических лесов в Северной Америке, Африке и Индонезии, загрязнение океана, что угнетает рост водорослей, является крайне неблагоприятными факторами, что нарушает экологическое равновесие биосферы в конце XX столетия. В.И.Вернадский обобщил и расширил проблему пространства - времени на пространство и время живой материи. Мыслитель подходил к исследованию пространства - времени как к явлению, которое имеет строение, то есть структуру, подчеркивая, что это явление не только структурно, а и физически имеет разные состояния. Он настаивал на значительных отличиях, которые существую между временем, которое измеряется внутри живых организмов, и временем «косной» (неживой) материи. В течение десятков лет ученый исследовал роль человека в перестройки поверхности Земли. Изучая минералогию, он заинтересовался масштабами технической деятельности человечества в добычи из недр Земли разных минералов и руд, их переработки, получения человеком новых, неизвестных в природе в первозданном виде, металлов и химических соединений. Он пришел к выводу, что масштабы человеческой деятельности возрастают и их можно сравнить с масштабами природных геологических явлений. Уже в ранних трудах В.И.Вернадский писал, что техническая деятельность человечества являет собой процесс, наложенный на природные процессы, потому что он чужой им и противоприродный. В более поздних трудах мыслитель утверждал, что эволюционное появление человека и развитие ручной мысли - это также природный процесс, как все в окружающем мире. А отсюда - его вывод про то, что научная мысль человечества должна развиваться соответственно с законами природы, а не противопоставляя себя им.

           Наиболее распространённым, и вместе с тем наиболее однобоким, является представление о биосфере только как о современной живой плёнке (условно - оболочке) планеты. Т. е. о достаточно автономной совокупности всех организмов (животных, растений, бактерий), населяющих поверхность Земли и её гидросферу и проникающих в той или иной мере в приповерхностные зоны атмосферы и литосферы. Такая биосфера сложным образом соотносится с тремя другими геосферами Земли, что только усиливает иллюзию её автономности. Биосфера Вернадского имеет неизмеримо большую глубину и характеризуется большим количеством основополагающих параметров.

Информация о работе Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере