Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:00, реферат
Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour–поведение), программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878–1958). Как и психоанализ, бихевиоризм противостоял тем аспектам ассоцианизма, которые связаны с представлениями о сознании, однако основания для противостояния были совершенно иные. Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни.
1. Исторический обзор бихевиоризма
1.1. Бихевиоризм Уотсона
1.2. Бихевиоризм Скиннера
1.3. Социобихевиоризм
2. Необихевиоризм Скиннера
3. Бихевиоризм и агрессия
4. О психологических экспериментах
5. Теория фрустрационной агрессивности
6. Вместо заключения: связь психологии и естественных наук
7. Указатель литературы.
ПЛАН
1. Исторический обзор бихевиоризма
1.1. Бихевиоризм Уотсона
1.2. Бихевиоризм Скиннера
1.3. Социобихевиоризм
2. Необихевиоризм Скиннера
3. Бихевиоризм и агрессия
4. О психологических экспериментах
5. Теория фрустрационной агрессивности
6. Вместо заключения: связь психологии и естественных наук
7. Указатель литературы.
Исторический обзор бихевиоризма
Влиятельным направлением в
психологии, которому приписывается
«революционное» значение, стал в
начале ХХ века бихевиоризм (от английского
слова behaviour–поведение), программу
которого провозгласил американский исследователь
Джон Уотсон (1878–1958). Как и психоанализ,
бихевиоризм противостоял тем аспектам
ассоцианизма, которые связаны с
представлениями о сознании, однако
основания для противостояния были
совершенно иные. Бихевиоризм складывался
как направление с явно выраженным
естественнонаучным уклоном, и его
основатели пытались найти формы
объективного подхода к психической
жизни. Согласно бихевиористам, такие
понятия, как «осознание», «переживание»,
«страдание» и т.п. не могут считаться
научными; все они – продукт
человеческого самонаблюдения, т.е.
субъективны; наука же, с их точки
зрения, не может оперировать
Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение, активность. «Поток сознания мы заменяем потоком активности», – объявил Д. Уотсон.
Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами – сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.
В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S—R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.
Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. По Уотсону, законы научения (т.е. формирования реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами (последние – излюбленные материал для бихевиористов), распространимы и на человеческое поведение.
Описание научения, данное Д. Уотсоном, достаточно просто в своей основе (что во многом определило популярность бихевиоризма) и соотносимо с закономерностями условного рефлекса по И.П. Павлову на которого, кстати, бихевиористы широко ссылались).
Принципы классического
бихевиоризма выглядят упрощенно. В
дальнейшем экспериментальная практика
не подтвердила правомерность
Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер, предположивший, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободы поведения (хотя в рамках его подхода и обсуждается проблема «самопрограммирования» человека); в общем случае имеется в виду, что , имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом.
Соответственно, можно управлять
поведением, вознаграждая (т.е. положительно
подкрепляя) определенные способы поведения
и тем самым делая их более
вероятными; на этом основана предложенная
Скиннером идея программированного
обучения, предусматривающая «пошаговое»
овладение деятельностью с
Особым направлением в
рамках бихевиоризма является социобихевиоризм,
наиболее активно формировавшийся
в 60-е гг. Новым по отношению к
тому , о чем мы говорили, выступает
представление о том, что человек
может овладевать поведением не через
собственные пробы и ошибки, но
наблюдая за опытом других и теми подкреплениями,
которые сопутствуют тому или
иному поведению («научение через
наблюдение», «научение без проб»
Это важное отличие предполагает,
что поведение человека становится
когнитивными, т. е. Включает непременный
познавательный компонент, в частности,
символический. Этот механизм оказывается
важнейшим в процессе социализации,
на его основе формируются способы
реализации агрессивного и кооперативного
поведения. Это можно проиллюстрировать
экспериментом ведущего психолога
этого направления канадца
В связи с этим Бандура
своеобразно трактует проблему наказаний
и запретов в воспитании. Наказывая
ребенка, взрослый по существу демонстрирует
ему агрессивную форму
Как уже говорилось, представители
теории среды утверждают, что человеческое
поведение формируется
Уже философы-просветители
рьяно отстаивали эту идею в самой
радикальной ее форме. Они утверждали,
что человек рождается добрым
и разумным. И если в нем развиваются
дурные наклонности, то причиной том
– дурные обстоятельства, дурное воспитание
и дурные примеры. Многие считали, что
не существует психических различий
между полами и что реально
существующие различия между людьми
объясняются исключительно
На пути своего развития от чуточку наивных формулировок Уотсона до филигранных необихевиористских конструкций Скиннера бихевиоризм претерпел довольно заметные изменения. И все же речь идет скорее о совершенствование первоначальной формулировки, чем возникновении новых оригинальных идей.
Необихевиоризм Б. Ф. Скиннера
Необихевиоризм опирается на тот же самый принцип, что и концепция Уотсона, а именно : психология не имеет права заниматься чувствами или влечениями или какими-либо другими субъективными состояниями[1]; он отклоняет любую попытку говорить о «природе» человека, либо конструировать модель личности, либо подвергать анализу различные страсти, мотивирующие человеческое поведение. Всякий анализ поведения с точки зрения намерений, целей и задач Скиннер квалифицирует как донаучный и как совершенно бесполезную трату времени. Психология должна заниматься изучением того, какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть использованы с целью достижения максимального результата. «Психология» Скиннера – это наука манипулирования поведением; ее цель – обнаружение механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать необходимое «заказчику» поведение.
Вместо условных рефлексов павловской модели Скиннер говорит о модели «стимул – реакция». Иными словами, это означает, что безусловно-рефлекторное поведение приветствуется и вознаграждается, поскольку оно желательно для экспериментатора. (Скиннер считает, что похвала, вознаграждение являются более сильным и действенным стимулом, чем наказание.) В результате такое поведение закрепляется и становится привычным для объекта манипулирования. Например, Джонни не любит шпинат, но он все же ест его, а мать его за это вознаграждает (хвалит его, одаривает взглядом, дружеской улыбкой, куском любимого пирога и т.д.), т. е., по Скиннеру, применяет позитивные «стимулы». Если стимулы работают последовательно и планомерно, то дело доходит до того, что Джонни начинает с удовольствием есть шпинат. Скиннер и его единомышленники разработали и проверили целый набор операциональных приемов в сотнях экспериментов. Скиннер доказал, что путем правильного применения позитивных «стимулов» можно в невероятной степени менять поведение как животного, так и человека – и это даже вопреки тому, что некоторые слишком смело называют «врожденными склонностями».
Доказав это экспериментально,
Скиннер, без сомнения, заслужил признание
и известность. Одновременно он подтвердил
мнение тех американских антропологов,
которые на первое место в формировании
человека выдвигали социокультурные
факторы. При этом важно добавить,
что Скиннер не отбрасывает полностью
генетические предпосылки. И все
же, чтобы точно охарактеризовать
его позицию, следует подчеркнуть:
Скиннер считает, что, невзирая на генетические
предпосылки, поведение полностью
определяется наборов «стимулов». Стимул
может создаваться двумя
Цели и ценности
Эксперименты Скиннера не
занимаются выяснением целей воспитания.
Подопытному животному или
Создается впечатление, что Скиннер, говоря о культуре, все еще имеет в виду свою лабораторию, в которой психолог действует без учета ценностных суждений и не испытывает трудностей, ибо цель эксперимента для него не имеет значения.
Это можно объяснить по меньшей мере тем, что Скиннер просто не в ладах с проблемой целей, смыслов и ценностей. Подобное рассуждение движется в порочном кругу: мы удивляемся оригинальности, ибо единственное, что мы в состоянии зафиксировать, - так это то, что мы удивляемся.
Однако зачем мы вообще
обращаем внимание на то, что не является
достойной целью? Скиннер не ставит
этого вопроса, хотя минимальный
социологический анализ способен дать
на него ответ. Известно, что в различных
социальных и профессиональных группах
наблюдается различный уровень
оригинальности мышления и творчества.
Так, например, в нашем технологически-