Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:44, контрольная работа
Основной целью реферата является:
Выяснить, что представляет геология как наука.
Рассмотреть развитие научных знаний в геологии.
Изучить строение земной коры.
Рассмотреть гипотезу дрейфа континентов.
В заключении сделать выводы по проделанной работе.
Введение
1.Геология.
Развитие научных знаний в геологии.
Историческая хронология формирования и изменение земной коры.
2.Земная кора: типы и характеристика пород.
3.Дрейф континентов.
4. Современные научные познания.
Заключение
Список литературы
Использование
любых методов и приемов
К сказанному остается добавить, что любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.
Своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется, прежде всего, в их роли в научно-исследовательских процессах. То есть, в каждом научно–исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура. Благодаря этому, возникают особые формы осуществления научного познания, важнейшими из которых являются эмпирическая, теоретическая и производственно–техническая.
Эмпирическая форма предполагает необходимость сбора фактов, информации, а также их описание (изложение и первичная систематизация фактов). Эмпирическое исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, приборов, инструментов и т.д.), с помощью которой устанавливаются новые факты.
Теоретическая форма связана с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью выполняется мировоззренческая функция науки. Теоретическое исследование предполагает работу ученых, направленную на объяснение научных фактов, полученных на практике, и образование научных понятий, обобщающих опытные данные. Оно осуществляет проверку познанного на практике.
Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная производительная сила общества, прокладывая путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собственно научных методов, так как носит прикладной характер.
В основе методов современного научного познания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон, они тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Важнейшим условием возникновения и существования точного научного знания является использование научного эксперимента и математического аппарата исследования. Остановимся подробнее на их роли в системе современного научного познания.
Слово «эксперимент» в переводе с латинского означает «пробу» или «опыт». Научный эксперимент – это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания, способ практического, активного исследования объекта в контролируемых и управляемых условиях, когда исследователь не ограничивается простым наблюдением, а активно, специальным образом вмешивается в естественный ход исследуемых явлений и изучает объект путем создания искусственных условий с целью получения нужной информации о свойствах этого объекта, что называется в науке экспериментальной ситуацией. Благодаря эксперименту ученому удается: изолировать изучаемый предмет от влияния побочных и затемняющих его сущность явлений, т.е. изучать объект в чистом виде; многократно воспроизводить ход изучаемого процесса в строго фиксированных и поддающихся учету и контролю условиях; планомерно изменять (варьировать, комбинировать) различные условия и взаимодействия для получения необходимой информации. Ещё в ХVII веке, в эпоху становления научного естествознания английский мыслитель Ф.Бэкон отмечал, что когда мы активно вмешиваемся в изучаемый объект, изменяя интенсивность и условия протекания процесса, то предмет полнее и быстрее проявляет свои скрытые свойства, чем в естественных природных условиях. Обычно для этого используются специальные инструменты и приборы, сложные экспериментальные установки. В наши дни – это: электронные микроскопы, радиотелескопы, ускорители элементарных частиц, атомные реакторы, глубоководные батискафы, автоматические искусственные спутники. В этой связи важнейшим методологическим достижением современной науки стало понимание того, что исследователь, взаимодействуя с объектом и видоизменяя его, не только не искажает объективные характеристики явлений и процессов, а, напротив, глубже проникает в их скрытую сущность.
Естественнонаучный эксперимент является наиболее развитым и технически разработанным. Выбор того или иного вида эксперимента, как и план его осуществления, зависит от исследовательской задачи. В этом отношении эксперименты подразделяются: на поисковые (для обнаружения неизвестных объектов); измерительные (для установки количественных параметров изучаемого предмета или процесса); контрольные (для проверки полученных ранее результатов); проверочные (для подтверждения или опровержения определенной гипотезы или теоретического утверждения).
Научный эксперимент является сложной, синтетической формой эмпирического познания, включающей в себя все другие его методы: в ходе эксперимента применяются и наблюдения, и описания, и измерения и материальные модели. Поэтому научный эксперимент выступает основой эмпирической базы современного точного естествознания. На теоретическом уровне научный эксперимент проводится в специфической форме мысленного эксперимента (его также называют умственным, воображаемым, идеализированным).
Мысленный эксперимент предполагает оперирование идеализированным объектом (замещающим в абстракции объект реальный), которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить какие-то важные особенности исследуемого объекта. В этом проявляется определенное сходство мысленного (идеализированного) эксперимента с реальным. Более того, всякий реальный эксперимент, прежде чем быть осуществленным на практике, сначала «проигрывается» исследователем мысленно в процессе обдумывания, планирования. В этом случае мысленный эксперимент выступает в роли предварительного идеального плана реального эксперимента.
Вместе с тем, мысленный эксперимент играет и самостоятельную роль в науке. При этом, сохраняя сходство с реальным экспериментом, он в то же время существенно отличается от него. Эти отличия заключаются в следующем.
Реальный эксперимент – это метод, связанный с практическим, предметно-манипулятивным, «орудийным» познанием окружающего мира. В мысленном же эксперименте исследователь оперирует не материальными объектами, а их идеализированными образами, и само оперирование производится в его сознании, т.е. чисто умозрительно.
Возможность постановки реального эксперимента определяется наличием соответствующего материально-технического(а иногда и финансового) обеспечения. Мысленный эксперимент такого обеспечения не требует.
В реальном эксперименте
приходится считаться с реальными
физическими и иными
Научная деятельность Галилея, Ньютона, Максвелла, Карно, Эйнштейна и других ученых, заложивших основы современного естествознания, свидетельствует о существенной роли мысленного эксперимента в формировании теоретических идей. История развития физики богата фактами использования мысленных экспериментов. Примером могут служить мысленные эксперименты Галилея, приведшие к открытию закона инерции, или мысленный опыт А.Эйнштейна со свободно падающим лифтом. Выводы, полученные этими учеными только с помощью мысленного эксперимента, обеспечили возможность открытия фундаментальных законов природы.
Значение эксперимента для развития науки трудно переоценить, поскольку он выступает обычно решающим критерием истинности теоретических построений или их опровержения. Имея возможность в ходе эксперимента изучать объект в «чистом виде», в экстремальных условиях, повторять его необходимое количество раз, ученый иногда способен воспроизводить в эксперименте то, что происходило на планете миллиарды лет назад. Успешно осуществив, например, опыт по химическому синтезу различных веществ (СН4, NН3, Н2, СО, СО2, N2) и паров воды в условиях действия электрических разрядов, экспериментаторы доказали истинность гипотезы А.И.Опарина о возникновении органических соединений из неорганических и путях формирования первых живых организмов на нашей планете. Опыт, проведенный в свое время физиком Майкельсоном, опроверг гипотезу о существовании неподвижного эфира, одновременно позволив сделать новые обобщения, послужившие толчком для создания специальной теории относительности.
Заключение.
Подводя итог проделанного
в реферате исследования заключим:
геология- это исходный элемент, своего
рода «кирпичик», из которых построена
наша Земля. Среди всех наук о Земле
геологии отводится одно из важнейших
мест. Занимаясь изучением состава, строения,
истории развития Земли, процессов, протекающих
в ее недрах и на поверхности, современная
геология пользуется новейшими достижениями
целого ряда естественных наук - математики,
физики, химии, биологии, географии.
Одной из важнейших задач геологии является
прогнозирование залежей минерального
сырья, составляющего основу экономической
мощи любого государства. Именно поэтому
изучение геологии очень важно для человечества.
Список литературы:
История и методология
науки. Павлов А. П., Очерк истории геологических
знаний, [М.], 1921; Хабаков А. В., Очерки по
истории геологоразведочных знаний в
России. [Материалы для истории геологии],
ч. 1, М., 1950; Тихомиров В. В., Хаин В. Е., Краткий
очерк истории геологии, М., 1956; История
геолого-географических наук, в. 1-3, М.,
1959-62; Люди русской науки. Очерки о выдающихся
деятелях естествознания и техники, кн.
2 - Геология. География, М., 1962; Тихомиров
В. В., Геология в России первой половины
19 века, ч. 1-2, М., 1960-1963; Шатский Н. С., История
и методология геологической науки, Избр.
труды, т. 4, М., 1965; Взаимодействие наук
при изучении Земли, М., 1963; Философские
вопросы геологических наук, М., 1967; Гордеев
Д. И., История геологических наук, ч. 1 -
От древности до конца 19 в., М., 1967; Развитие
наук о Земле в СССР, М., 1967; 50 лет советской
геологии, М., 1968.
Общие работы. Ломоносов М. В., О слоях земных
и другие работы по геологии, М. - Л., 1949;
Соколов Д. И., Руководство к геогнозии,
ч. 1, СПБ, 1842; Ляйелль Ч., Основные начала
геологии или новейшие изменения земли
и ее обитателей, пер. с англ., т. 1-2, М., 1866;
Неймайр М., История Земли, т. 1-2, СПБ, 1903-04;
Иностранцев А. А., Геология. Общий курс
лекций, 4 изд., т. 1-2, СПБ, 1905-12; Ог Э., Геология,
пер. с франц., под ред. А. П. Павлова, т. 1,
М., 1914; Мушкетов И. В., Мушкетов Д. И., Физическая
геология, 4 изд., т. 1, Л.-М.,1935; Карпинский
А. П., Собр. соч., т. 1-4, М. - Л., 1939-49; Варсанофьева
В. А., Происхождение и строение Земли,
М. - Л., 1945; Архангельский А. Д., Избр. труды,
т. 1-2, М., 1952-54; Бубнов С. Н., Основные проблемы
геологии, М., 1960; Шатский Н. С., Избр. труды,
т. 1-4, М., 1963-65; Штилле Г., Избр. труды, пер.
с нем., М., 1964; Жуков М. М., Славин В. И., Дунаева
Н. Н., Основы геологии, М., 1970; Геологический
словарь, т. 1-2, М., 1960.
Библиографический ежегодник, М. - Л., 1956-68;
Реферативный журнал. Геология, М., 1954-70.
Информация о работе Геологическая история земли. Современные научные познания