География Тамбовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 02:03, реферат

Описание

Высока степень сельскохозяйственной освоенности территории. Из 16,8 млн. га земельного фонда 89 % принадлежит сельскохозяйственным предприятиям, в структуре сельхозугодий 82 % занимает пашня, 3,9 % сенокосы, 12,8 % – пастбища. Земельные ресурсы выделяются и своим качеством: 80 % составляют почвы черноземного типа.

Работа состоит из  1 файл

geologia.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

Из зерновых культур во всех областях, кроме Курской, преобладает озимая пшеница, а в Курской области – озимая рожь. В районе также возделываются просо, гречиха, кукуруза на зерно и силос.

Ведущее место  среди технических культур принадлежит  сахарной свекле. Наиболее благоприятные условия для ее выращивания имеют Липецкая, Курская и Белгородские области. В целом ЦЧЭР занимает первое место в России по размерам посевных площадей, сахаристости и объемах заготовок сахарной свеклы.

Основные посевы подсолнечника сосредоточены в Белгородской и Воронежской областях. Эта культура также имеет межрайонное значение. Подсолнечник выращивается на семена, перерабатывается в масло (40 % масла вывозится из района), отходы производства – шрот и жмых используются в качестве кормов в животноводстве. Воронежская область является основным в стране производителем эфиромасличных культур – аниса и кориандра. Важное значение имеют посевы конопли в Воронежской и Курской областях. Выращенный в районе картофель частично идет на производство крахмала и спирта. Во всех областях получило развитие овощеводство и садоводство. Район обладает большими потенциальными возможностями увеличения производства продукции растениеводства за счет внедрения научно обоснованных севооборотов, увеличения доли районированных сортов семян, лучшего использования возможностей агрохимии, проведения мероприятий по сохранению и увеличению естественного плодородия земель.

Животноводство  представлено в ЦЧЭР скотоводством  молочно-мясного направления, свиноводством и птицеводством. По производству мяса и молока на душу населения район значительно превосходит среднероссийские показатели и вывозит эту продукцию на межрегиональный рынок. Из-за недостатка сенокосов и пастбищ как следствия высокой распаханности большое значение в формировании кормовой базы имеют полевое кормопроизводство и отходы пищевой промышленности. Основная проблема агропромышленного комплекса ЦЧЭР – это несоответствие мощностей переработки объемам производства сельскохозяйственного сырья, что

ведет к большим потерям продукции сельского хозяйства. Для АПК характерны низкий уровень технической оснащенности предприятий переработки, большая доля ручного труда, слабо развитая инфраструктура. Однако агропромышленный комплекс района обладает большими потенциальными возможностями развития, превращения в важнейшую житницу России.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Территориально-производственный комплекс КМА

 

На территории Центрально-Черноземного района формируется программно-целевой территориально-производственный комплекс на базе минеральных ресурсов Курской магнитной аномалии (ТПК КМА). Основными задачами развития ТПК являются: создание новой железорудной базы России в целях обеспечения европейской части страны железорудным сырьем и увеличения его экспорта; создание завершающих стадий производства черной металлургии – производство высококачественных сталей и проката; развитие промышленности стройматериалов межрайонного значения на базе богатых ресурсов строительного сырья комплексного использования вскрышных пород и отходов обогащения железных руд; развитие энергетики на основе использования атомной энергии; ускорение развития промышленного и аграрного комплекса западной части ЦЧЭР. Формируется ТПК КМА на территории Курской и Белгородской областей. Его общая площадь составляет около 60 тыс. км2. Помимо уникальных запасов железных руд недра ТПК богаты бокситами (Висловское месторождение), строительным сырьем: цементным, строительными глинами и песками, карбонатными

породами; имеются  рудопроявления меди, никеля, цинка, свинца, редкоземельных металлов. Район ТПК обладает исключительно ценными земельными ресурсами: свыше 70 % от общей территории составляют плодородные черноземы, основная часть которых распахана. Водными и лесными ресурсами ТПК беден, и это сдерживает его развитие. Территория густо заселена (146 чел. на 1 км2), удельный вес городского населения составляет 68 %. Но интенсивное развитие комплекса обусловливает его трудодефицитность, как в настоящее время, так и в будущем. Отраслями специализации КМА являются черная металлургия, машиностроение и

металлообработка. На территории ТПК действуют Лебединский, Стойленский,

Михайловский  горно-обогатительные комбинаты, комбинат «КМАруда» проектируются Чернянский, Приоскольский, Губкинский горно-обогатительные комбинаты. Огромное значение для ТПК имело создание Оскольского электрометаллургического комбината, производящего высококачественную сталь и прокат по бездоменной схеме, методом

прямого восстановления железа. С созданием этого предприятия  черная металлургия ТПК КМА получила завершающую стадию производственного цикла. В ТПК КМА получило развитие машиностроение, производящее горнорудное и горно-шахтное оборудование, автотракторное электрооборудование, производство металлоизделий и конструкций.

Промышленность  стройматериалов представлена крупным цементным заводом в Старом Осколе и небольшими предприятиями местного значения. На втором месте после черной металлургии по производству валовой продукции в ТПК находится пищевая промышленность, в составе которой наибольшее значение имеют сахарная, масложировая, плодоовощеконсервная, мясная, молочная. Легкая промышленность в

ТПК позволила  рационально использовать трудовые ресурсы региона, задействовав ресурсы женского труда.

Сельское хозяйство  в связи с интенсивным развитием  промышленности в ТПК, увеличением доли городского населения и численности занятых в промышленности имеет особенно важное значение. Здесь преобладают выращивание зерновых, Сахарной свеклы, производство молока и мяса. ТПК КМА имеет удобное транспортно-географическое положение, и темпы развития транспорта обусловлены темпами роста производства в ТПК. В развитии ТПК существуют и серьезные диспропорции: несогласованность ввода в строй взаимообусловленных объектов, разный уровень развития производственной и непроизводственной сфер,

недостатки  в размещении отдельных объектов. Требуют решения и экологические проблемы. С одной стороны, необходимо наращивать объемы производства железной руды, а она добывается в основном открытым способом, т.е. разработка открытыми карьерами изымает огромные площади ценнейших сельскохозяйственных земель – распаханных черноземов, а также большие площади земель расходуются под отвалы пустой породы. Рекультивация земель охватывает не более 30 % нарушенных земель и, тем не менее, значительно увеличивает себестоимость производства железной руды. Другая важная проблема в КМА – это комплексность

использования сырья. Строительные глины, мергель, песок, известняк, сланцы, содержащиеся во вскрышных породах и отходах обогащения горнодобывающих предприятий, превышают запасы этих полезных ископаемых в крупных самостоятельных месторождениях и помогут эффективно использоваться для производства строительных материалов. Из скальных пород вскрыши можно изготавливать щебень, который в настоящее время завозится из других районов. Перспективна также разработка залежей бокситов совместно: с добычей железных руд. Пока масштабы комплексного использования сырья в ТПК КМА невелики, разработана комплексная программа по использованию пород вскрыши и отходов ГОКов.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспорт и экономические  связи

 

Центрально-Черноземный  район занимает весьма выгодное транспортно-

географическое  положение, и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Основные виды транспорта – железнодорожный и автомобильный; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды. Через рай он проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с развитием ТПК КМА (железная руда, черные металлы, минерально-строительное сырье). Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна, техническая оснащенность транспорта слабая, необходимо улучшение взаимодействия различных видов

транспорта  в регионе. Центрально-Черноземный район имеет развитые экономические связи с Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в сильной степени испытывает дефицит энергетических, и технологических видов топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а также ввозятся в больших объемах минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, черные металлы и т.д. В условиях формирования рыночных отношений и экономического кризиса, основными причинами которого явились исчерпание возможностей старой планово- распределительной системы и распад СССР, экономика ЦЧЭР, по сравнению с другими регионами, оказалась более стабильной, так как базируется в основном на собственных ресурсах, и разрыв межрегиональных связей не имел для нее столь негативных последствий. Наибольшее падение производства отмечено в электроэнергетике, легкой и пищевой промышленностях. Структурная перестройка в регионе предусматривает увеличение производства товаров народного потребления, развитие инфраструктуры. В производстве средств производства приоритетными являются отрасли, производящие продукцию для АПК, легкой промышленности, приборостроение, усиливается экспортная ориентация черной металлургии. Одним из основных направлений дальнейшего развития ЦЧЭР является создание, высокотоварного и многопрофильного сельского, хозяйства и связанных с ним перерабатывающих производств. Необходимо существенное укрепление

материально-технической  базы сельского хозяйства региона, его индустриализация на качественно новом уровне, формирование сети

перерабатывающих  производств, оснащенных современным  оборудованием и новейшими технологиями. Крупных инвестиций потребуют и социальная, и производственная инфраструктуры АПК. В перспективе АПК Центрального Черноземья должен стать наряду с черной металлургией основной отраслью

специализации региона.

    

Территориальная организация хозяйства

 

Территориальная организация хозяйства Центрально-Черноземного района

характеризуется большими диспропорциями. Высок удельный вес в промышленном производстве областных центров. Воронеж, Липецк и Курск дают более 60 % промышленной продукции своих областей, Белгород и Тамбов соответственно 30 и 35 %. Низок потенциал средних и малых городов. Имеются и значительные различия между областями, что выражается прежде всего в гипертрофированной роли Воронежской области в промышленном производстве региона. Правда, в последнее время за счет интенсивного развития ТПК КМА в Белгородской и Курской области, металлоемкого машиностроения в Липецкой области, машиностроения и химической промышленности в Тамбовской области эти диспропорции сглаживаются. На территории Центрально-Черноземного района сформировались два подрайона, отличающиеся между собой по уровню индустриального развития, специализации и основным направлениям развития. Это Западный в составе Курской и Белгородской областей и Восточный в составе Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей.    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбовская область

 

В Тамбовской области  ведущими отраслями хозяйства являются машиностроение и металлообработка, химическая, легкая и пищевая промышленность. Здесь производят оборудование для легкой и химической промышленности, запчасти к автомобилям и тракторам, приборы, холодильники, минеральные удобрения, серную кислоту, лаки, краски, шерстяные ткани. Из продукции АПК вывозятся за пределы района зерно, сахар, мясо, масло, молоко. Основные города: Тамбов, Мичуринск, Моршанск, Кирсанов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аузан А.А. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория. − М.: Инфа-М,2010.
  2. Битюкова В.Р. Социально-экологические проблемы развития городов России. М.: УРСС,2004.
  3. Бунге В. Теоретическая география. М.: Прогресс, 1967.
  4. Савцова Т.М. Общее землеведение: учебное пособие для вузов/ Т.М. Савцова. 4-е изд., стререотип. – М.: Академия, 2008.
  5. Шубаев Л.П. Общее землеведение. М.: Высшая школа, 1997.

 

 




Информация о работе География Тамбовской области