Освоение и открытие нефтяных и газоконденсатных скважин в Западной Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:04, реферат

Описание

Интенсивный процесс освоения нефтяных и газовых богатств Западной Сибири подтолкнул научную общественность к развитию целого ряда новых предметных отраслей, невольным образом способствуя совершению многих знаменательных открытий. Он оказал решающее влияние на характер экономического развития страны, превратив ее в "ресурсную державу". Он породил множество экологических, социальных и культурных проблем, которые, никогда так остро не обнажались, как в условиях ранимой северной природы и органично вписанного в него традиционного жизненного уклада ее старожилов. Будучи частью новейшей отечественной истории, освоение Тюменского Севера, происходившее в течение жизни одного поколения, в сознании современников пока еще лишено масштаба "эпохальности", и по большей части воспринимается как нечто обыденное, происходящее рядом. Возможно, поэтому сегодня столь важным становится внимательное и осмысленное отношение к его истории, которое должно стать фундаментом для выработки критериев разумного и гармоничного будущего развития региона.

Работа состоит из  1 файл

История буровых работ реферат.docx

— 502.97 Кб (Скачать документ)

Еще одной характерной чертой Тюменского Севера в постсоветский период стало  активное участие в его освоении частных нефтегазодобывающих компаний. 
 
В 1989 году Министерство газовой промышленности СССР было преобразовано в Государственный газовый концерн "Газпром". В 1992 году он стал акционерным обществом. Сегодня ОАО «Газпром» является крупнейшей газовой компанией в мире, осуществляющей геологоразведку, добычу, транспортировку, хранение, переработку и реализацию газа. Государство является собственником контрольного пакета акций "Газпрома". 
 
В 1990-х годов возник ряд крупных нефтяных компаний с участием частного капитала, осуществляющих разработку месторождений на территории Тюменского Севера, таких как: "Сургутнефтегаз", "Лукойл", "Славнефть", "Юкос", "Сибнефть", "Тюменская нефтяная компания" и др.  
 
Социальные и экологические проблемы, получившие значительный резонанс в конце 1980-х - начале 1990-х не остались без ответа, найдя свой отклик в административной и законодательной сфере. На территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов были созданы органы экологического контроля, осуществляющие мониторинг состояния окружающей среды и регулирующие предельно допустимые нормы ее загрязнения нефтегазодобывающими предприятиями. На территории округов был принят ряд законодательных положений, защищающий права коренных народов Севера, предоставляющих им возможность заниматься традиционными для них видами хозяйствования на родовых угодьях и других охраняемых территориях. 
 
Рубеж ХХ и XXI столетий ознаменовался воплощением в жизнь на Тюменском Севере ряда крупномасштабных социальных проектов, доказывающих, что его территорию можно рассматривать не только как ресурсную периферию, но и как регион, в котором все более активно начинают формироваться постиндустриальные черты развития. Так, в городе Ханты-Мансийске, на доходы, полученные от нефтегазодобывающей отрасли, за короткий отрезок времени был осуществлен ряд крупномасштабных инвестиционных проектов в сфере социального развития столицы округа. В городе с численностью населения около 50 тысяч человек был построен один из лучших в мире центров для проведения соревнований по биатлону, ряд соответствующих мировым стандартам комфорта гостиниц, открыты Югорский университет и Институт информационных технологий, создан ряд учреждений культуры, по своей материально-технической базе относящихся к наиболее оснащенным в масштабах всей России. В Ханты-Мансийске было организовано несколько международных кинофестивалей и других масштабных акций, направленных на развитие в округе событийного туризма.

Перспективы подобных начинаний вызывают сегодня неоднозначные оценки. С  одной стороны высокие экономические  возможности нефтегазодобывающих  регионов открывают возможности  для воплощения в жизнь на их территории многих серьезных проектов, направленных на улучшение качества жизни их населения  и формирование новых, неиндустриальных отраслей экономики, к примеру, таких  как информационные технологии, коммерческие научно-образовательные услуги или  туризм. Однако не следует забывать и ряд факторов, которые существенно  ограничивают возможность выхода этих направлений в лидирующие отрасли  экономики северных округов, по крайней  мере, в обозримом будущем. Развитие постиндустриального сектора экономики  подразумевает под собой формирование сообщества представителей так называемого knowledge-класса, состоящего из высококвалифицированных  специалистов в сфере различных  отраслей высоких технологий. Сегодня  проблема недостатка подобных кадров в таких динамично развивающихся  городах Тюменского Севера, как Ханты-Мансийск или Сургут решается приглашением необходимых  специалистов из других городов, привлечением услуг хорошо зарекомендовавших себя столичных или зарубежных компаний. Однако подобный подход не в состоянии решить проблемы формирования здесь собственных устойчивых научно-технологических сообществ и школ с высоким инновационным потенциалом, естественный процесс становления которых, как правило, занимает продолжительное время. 
 
Говоря о проблемах, препятствующих развитию массовых видов туризма, следует отметить их дороговизну, связанную с недостаточной транспортной доступностью и значительной удаленностью от Центральной России многих городов и районов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Об этом свидетельствует тот факт, что единственным надежным видом связи их столиц - Ханты-Мансийска и Салехарда с внешним миром продолжает оставаться авиационный транспорт.

В качестве одной из перспектив развития экономики  Тюменского Севера в последнее время  нередко рассматривается создание на его территории предприятий по переработки нефтяного и газового сырья, а также древесины. Недостатком  развития данной отрасли является то, что строительство и эксплуатация подобных предприятий в северных условиях будет значительно дороже, чем в более южных и густонаселенных  районах, что в свою очередь негативно  скажется на конкурентоспособности  их продукции. 
 
Безусловно, в обозримом будущем территория Тюменского Севера будет продолжать оставаться богатейшей кладовой энергетических ресурсов страны. 
 
Общая площадь Ханты-Мансийского автономного округа составляет 534,8 тысяч квадратных километров. На ней проживает около 1 480 тысяч человек. Объем нефти, извлекаемой из недр Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, составляет 57% всей нефти, добываемой в Российской Федерации и 7,2% мировой добычи. Округ занимает второе место по объему налогов, поступающих в федеральный бюджет. 
 
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа, которая составляет 750,3 тысяч квадратных километров, проживают немногим более 515 тысяч человек, то есть, 0,7 человек на один квадратный километр. При этом автономный округ занимает третье место в России по объему налогов, поступающих в федеральный бюджет. 
 
На Ямале добывается около 90% всего природного газа страны (почти четверть от объема мировой добычи) и около 15% российской нефти и газоконденсата. В общей сложности округ производит около половины первичных энергетических ресурсов России. При этом гигантская часть природных запасов региона еще только ждет промышленного освоения.  
 
Одним из глобальных долгосрочных проектов является освоение газовых запасов полуострова и шельфа Карского моря. Здесь открыто 11 газоносных и 15 нефтегазоконденсатных месторождений. Потенциальные ресурсы с учетом газа на шельфе оцениваются в более чем 50 триллионов кубометров, жидких углеводородов - более 5 миллиардов тонн.  
 
Еще одно крупнейшее начинание - создание на территории Полярного Урала нового центра горнорудной промышленности, обеспечивающего сырьем металлургию соседних регионов. Уже сегодня на Полярном Урале ведется разработка богатейших месторождений хрома, марганца, бокситов, золота

Помимо полезных ископаемых территория Тюменского Севера обладает еще одним уникальным богатством. Это обширные территории, на которых  осуществляются традиционные для северян  формы хозяйствования. Их дальнейшее сохранение и развитие могут играть в жизни региона важное культурное и экономическое значение. При  целенаправленной государственной  поддержке они могут выступать  не только в качестве одного из решающих факторов сохранения традиционной культуры коренных народов Севера, но и способствовать развитию специфичных для Севера форм аграрно-промысловой экономики. Так, на территории Ямало-Ненецкого  автономного округа сегодня выпасается самое большое в мире поголовье  северного оленя - около 600 тысяч  голов, в Обском бассейне добывается треть мировых запасов ценных сиговых пород рыбы. Десятая часть  всей площади округа - около 8 миллионов гектаров - является особо охраняемой природной территорией. Природные богатства расположенного преимущественно в зоне тайги Ханты-Мансийского округа также во многих отношениях можно назвать уникальными. При соблюдении разумных принципов природопользования, обеспечивающих стабильное воспроизводство существующих экосистем, Тюменский Север может выступать в качестве крупного поставщика ценных сортов рыбы и диетической по своим качествам оленины. 
 
Наиболее разветвленная система расселения на Тюменском Севере сложилась в районе Среднего Приобья, где за короткое время выросли такие крупнейшие города региона, как Сургут и Нижневартовск. С конца 1960-х годов от Тюмени в сторону ряда крупных городов Тюменского Севера начала прокладываться меридиональная трасса, включающая железную дорогу и автомагистраль. В настоящее время она действует по направлению: Тюмень - Тобольск - Сургут - Новый Уренгой. От Нового Уренгоя до Ямбурга проложены железнодорожная ветка и автодорога, доставляющая вахтовые бригады и грузы к этому крупному заполярному месторождению. В городе Лабытнанги заканчивается железнодорожная ветка, проходящая через Воркуту в сторону Москвы. Через город Нягань и некоторые другие населенные пункты, расположенные на западе Ханты-Мансийского автономного округа проходит железнодорожная магистраль, идущая от Екатеринбурга до поселка Приобье. В целом, говоря о проблемах развитии транспортной сети на территории Тюменского Севера, следует отметить недостаток широтных магистралей, которые связали бы между собой его наиболее крупные города и обеспечили их выход к ряду важных транзитных маршрутов. На территории Ханты-Мансийского автономного округа работы по решению этой задачи ведутся весьма активно. Округ принимает активное участие в формировании Северного транспортного коридора, который бы соединил его с автомагистралями, проходящими через северные районы граничащих с ним Свердловской и Томской областей. К настоящему времени уже практически завершено строительство сети дорог, связавшей восточные и западные границы Югры. 
 
В начале XXI века эффективность стратегии дальнейшего освоения природных богатств Тюменского Севера все более зависит от ее интеграции со многими фундаментальными и прикладными отраслями науки. В ближайшей перспективе залегающие у поверхности Земли месторождения нефти и газа будут истощаться, и вместо них возникнет необходимость извлечение залежей полезных ископаемых из новых, все более труднодоступных мест. Эта тенденция, а также необходимость более эффективной и бережной добычи нефти и газа ставит перед наукой задачи разработки методик добычи полезных ископаемых в экстремальных природно-климатических условиях, поиска путей к повышению нефтеотдачи и рационализации недропользования, решению проблем долговечности и безопасности инженерных сооружений, эксплуатируемых в условиях вечной мерзлоты. Большую актуальность продолжает иметь развитие исследований в сфере экологии, социальных и культурных проблем, специфичных для региона "нового освоения".

Информация о работе Освоение и открытие нефтяных и газоконденсатных скважин в Западной Сибири